Презентация на тему "Картина и искусствоведческий текст на уроках русского языка"

Презентация: Картина и искусствоведческий текст на уроках русского языка
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.81 Мб). Тема: "Картина и искусствоведческий текст на уроках русского языка". Предмет: русский язык. 24 слайда. Для учеников 5-8 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Картина и искусствоведческий текст на уроках русского языка
    Слайд 1

    Методическая тема «Картина и искусствоведческий текст на уроках русского языка как средство формирования культуроведческой компетенции и подготовки учащихся к самостоятельному речевому высказыванию» Автор: Кропухинская Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ Емельяновской ООШ

  • Слайд 2

    Любовь к русскому языку, природе родного края, искусству значительно повлияла на выбор основной темы моей практической деятельности

  • Слайд 3

    Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.В. А. Сухомлинский

  • Слайд 4

    Ключевые понятия Цели, задачи, проблемы, новизна опыта Тексты Картины, упражнения Структура урока Пример планирования работы (6 класс) Урок Результаты Литература Рубрика «А знаете ли Вы?» Содержание

  • Слайд 5

    Ключевые понятия

    Компетенция– совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и которые обеспечивают овладение им и, в конечном счёте, служат развитию личности школьника. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

  • Слайд 6

    Проблема – как всякому общению, общению с искусством надо специально учить. Цель– формирование культуроведческой компетенции на основе использования живописи и искусствоведческих текстов на уроках русского языка; коммуникативных умений учащихся. Новизна опытасостоит в разработке системы уроков развития речи с использованием живописи и искусствоведческих текстов для подготовки самостоятельных высказываний учащихся разных жанров. Многими учителями используется часто единственный вид упражнения – сочинение. Мы же широко используем в работе разные речевые упражнения, особенно творческие диктанты.

  • Слайд 7

    Данный опыт сложился в результате работы в 5 – 9 классах сельской образовательной школы в процессе решения следующих проблем: формирование культуроведческой компетенции учащихся согласно требованиям государственного стандарта; недостаточность методических разработок по системе уроков развития речи; низкий уровень речевой культуры и затруднения учащихся в речевом оформлении устных и письменных ответов.

  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Тексты: отрывки из художественных произведений; лирические отступления; зарисовки; стихотворения; искусствоведческий текст. «Под искусствоведческим текстом понимается текст, написанный художником, искусствоведом, педагогом, преподавателем по изобразительному искусству, в котором непосредственно описывается содержание той или иной картины и средства выражения замысла художника, оцениваются достоинства или критикуются недостатки того или иного произведения [13,42]».

  • Слайд 10

    Использование картины При обучении видам речевой деятельности картина выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи. Речевые упражнения Наиболее распространёнными упражнениями при обучении письменной речи с использованием картины являются следующие: диктанты (свободные, творческие); изложения; сочинения.

  • Слайд 11

    Уроки по картине имеют свою специфическую структуру:1.подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово учителя);2. рассматривание картины;3. анализ картины как произведения искусства (беседа по картине);4. словарно-стилистическая и орфографическая работа;5. чтение искусствоведческого текста;6. анализ искусствоведческого текста;7. составление схемы или плана речевого произведения (высказывания по картине);8. устная или письменная работа ;9. анализ работ учащихся.

    Структура урока

  • Слайд 12

    Пример планирования

  • Слайд 13

    Тема урока.Творческий диктант на вставку слов по картине Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень». – 2 часа. Эпиграф.«Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года». (А. С. Пушкин) Цели урока: 1) обучающая – научить учащихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы вводимыми в текст словами и словосочетаниями; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах; 2) воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, литературе, живописи, музыке; 3) развивающая – развивать внимательное отношение к значению слов и их употребление в устной и письменной речи, развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.

  • Слайд 14

    Тип урока.Урок развития речи. Форма.Практикум. Методы и приёмы.1) Эвристический 2) Беседа 3) Творческая работа. Теория русского языка.1) Описание 2) Контраст 3) Имя прилагательное 4) Пейзаж. Оборудование. 1) Репродукция с картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» 2) Альбом «Времена года» - репродукции с картин Юона, Грабаря, Кустодиева, Саврасова, Левитана 3) Выставка книг (пословицы, поговорки, загадки, стихи) на тему «Весна» 4) Проигрыватель, грампластинка с пьесой «Утро» Э. Грига 5) Плакат со стихотворением Н. Брауна (Приложение 3) 6) Листы с вопросами для учащихся (Приложение 1) Домашнее задание к этому уроку: повторить пункт 101 (Имя прилагательное как часть речи); тип речи – описание; подобрать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения о весне.

  • Слайд 15

    План урока.

  • Слайд 16

    Домашнее задание. Сочинение по картине. Устно или письменно – по выбору. Результаты. Содержание Грамотность «5» - 5 «5» - 3 «4» - 6 «4» - 6 «3» - 2 Справились с работой – 100%, качественная успеваемость: 100% 82% Литература. Балашова Т. Ю. Творческий диктант на уроках развития речи. – Русский язык в школе, 1996, № 2, с. 17 – 21. Обучение русскому языку в 5 классе. Метод. ук. к учебнику. Составитель – Ладыженская Т. А. М.: Просвещение, 2001. Ульченко З. Ф. Диктанты с изменением текста. М.: Просвещение, 1982.

  • Слайд 17

    Результаты: - расширяется кругозор учеников через знакомство с художниками и их произведениями; - развивается интерес к живописи как части культуры своего народа; - повышается культура речи учащихся; - обогащается словарный запас; - приобретаются навыки отбора материала для детских творческих работ; - совершенствуются коммуникативные навыки; - повышается общая грамотность учащихся; - полученные дополнительные знания используются на других уроках.

  • Слайд 18

    Успеваемость

  • Слайд 19

    Активность

    Областной конкурс литературных творческих работ «Улыбки мамы добрый свет» - Карачёва Дарья, Чупина Ирина (8 класс) Районный фестиваль поэзии и песни «Родина моя» - Карачёва Дарья, Зрелова Ольга (8 класс) - Публикации в районной газете «Заря севера» - Карачёва Дарья.

  • Слайд 20

    Литература Выготский Л. С. Мышление и речь. Избр. психолог. исследов. М., 1987. с. 38. Государственный стандарт по русскому языку. Городилова Г. Г. Роль и место наглядности в процессе развития речевых навыков и умений. М., 1978. с. 23. Зельманова Л. М., Колокольцев Е. Н. Развитие речи: учебно-наглядное пособие. – М.: Дрофа, 1996. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988. Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. М., 1990. С. 243. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл. / Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2007. Сластенин В. А. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2001. Срезневский И. И. Русское слово. М., 1986. С. 122. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / Пер. с укр. Н. Дангуловой. М., 1979. с. 307. Федоренко Л. П. Опыт и теория обучения русскому языку. Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка. М.: Флинта, Наука. С. 42. Ходякова Л. А. Пейзажная живопись на уроках развития речи // Рус. язык в школе. 1993, №2. Энциклопедический словарь живописи / под ред. Т. В. Калашниковой. – М., 2002.

  • Слайд 21

    А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

  • Слайд 22

    Айвазовский.Девятый вал1850

  • Слайд 23

    Серов.Девочка с персиками (Портрет В.С.Мамонтовой)1887Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия

  • Слайд 24

    В детстве Саврасов зарабатывал тем, что писал небольшие пейзажи на продажу. Долго художник ждал подходящего момента, взрыва, который даст жизнь его дремлющему вдохновению. Грачи прилетели – момент настал, родился шедевр, ставший своеобразным символом России. Саврасов.Грачи прилетели1871Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке