Презентация на тему " Комплексный анализ текста на примере рассказа И.С. Соколова-Микитова «Звуки утра»"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, созданная педагогом специально для того, чтобы научить детей анализировать текст на примере рассказа И. С. Соколова-Микитова "Звуки утра". После прочтения рассказа учитель предлагает детям мысленно погрузиться в него и услышать эти звуки, для этого в презентацию даже включено музыкальное произведение П. И. Чайковского.

Краткое содержание

  • Учимся делать анализ текста
  • Краткая биография И. С. Соколова- Микитова
  • Картины и музыка в тему рассказа
  • Вопросы и задания по тексту

Содержание

  • Слайд 1

     

    Комплексный анализ

    текста

    (на примере

    рассказа И.С. Соколова-Микитова)

    Учитель Кобзева М.Н,

    МБОУ СОШ№9 г.Грязи.

  • Слайд 2

     

    Цели занятия:

    - продолжить формирование навыков работы с текстом;

    повторить основные речеведческие понятия;

    закреплять орфографические и пунктуационные навыки;

    развивать связную монологическую речь учащихся;

    воспитывать чувства прекрасного.

  • Слайд 3

     

    Родился в Смоленской области

    в семье лесника. Много

    путешествовал, бывал в экспедициях.

  • Слайд 4

     

  • Слайд 5

     

  • Слайд 6

     

    Вопросы и задания:

    О чем вас заставил задуматься рассказ?

    2. Озаглавьте текст.

    3. Определите стиль речи.

    4. Определите тип речи.

  • Слайд 7

     

    Задание:

    Выписать из текста 2 изобразительно-выразительных средства языка, которые использует автор.

    Предрассветный ветер

    Голые лесные поляны

    Звуки лесной музыки

  • Слайд 8

     

    Симфония – 1. Большое музыкальное произведение для оркестра.

    Симфония Чайковского

    2. Гармоническое соединение, состояние чего-нибудь.

    Симфония красок

  • Слайд 9

     

  • Слайд 10

     

  • Слайд 11

     

    Напишите 8 – 10 предложений на тему:

    «Звуки, которые меня окружают»

    Домашнее задание:

  • Слайд 12

    Ссылки

    http://admin-smolensk.ru/~detlib/about/sokolov-mikitov.jpg портрет Соколова-Микитова

    http://fancrocuz.ru/wp-content/uploads/2011/03/%D1%83%D1%82%D1%80%D0%BE-%D0%B2-%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%83.jpg – утро в лесу

    http://www.freeoboi.ru/images/558811701.jpg - утро в лесу

    http://cdn.photocentra.ru/images/main9/98149_main.jpg - утро в лесу

    http://webdiscover.ru/uploads/images/2012-07/3059_134318736216.jpg - утро в лесу

    http://www.latoro.ru/oboi/nature/18373-oboi-utro-v-lesu.jpg

    http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQs2vgQGLnNEWhRebsQ_hRNl7NNCMqzB2YaXvlZ2zI0jpJn2F8j&t=1 - ученик

Посмотреть все слайды

Конспект

Конспект открытого занятия элективного курса

«В лабиринтах текста» по русскому языку

в 7 классе на тему: «Комплексный анализ текста (на примере рассказа И.С. Соколова-Микитова «Звуки утра»)»

Автор разработки:

КОБЗЕВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА,

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ...

Конспект открытого занятия элективного курса

«В лабиринтах текста» по русскому языку

в 7 классе на тему: «Комплексный анализ текста (на примере рассказа И.С. Соколова-Микитова «Звуки утра»)»

Автор разработки:

КОБЗЕВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА,

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МБОУ СОШ№9 Г. ГРЯЗИ

Конспект открытого занятия элективного курса «В лабиринтах текста» по русскому языку в 7 классе на тему: «Комплексный анализ текста (на примере рассказа И.С. Соколова-Микитова «Звуки утра»)»

Цели занятия:

- формирование у учащихся навыков работы с текстом;

- повторение основных речеведческих понятий;

- закрепление основных орфографических и пунктуационных навыков;

- развитие связной монологической речи учащихся;

- воспитание чувства прекрасного.

Оборудование урока:

Медиапрезентация, музыкальное сопровождение, распечатанный текст у каждого учащегося, цветные полоски бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вступительное слово учителя (1 слайд)

Ребята, последите внимательно за моими действиями, послушайте и скажите, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

(постучать, пошуршать бумагой)

(о звуках)

Да, речь пойдет о звуках, причем необычных, не о тех, которые мы слышим каждый день, а мы из нашего класса переместимся в лес, но об этом чуть позже.

Посмотрите в окно и прислушайтесь, что мы там можем услышать?

(ветер, смеются дети, разговор)

А теперь послушайте запись и скажите, что это за звуки?

(ветер, вода, дождь, птицы)

Какие чувства вы испытываете, когда слышите эти звуки?

(чувство успокоения, легкости, чистоты)

Ребята, а вы знаете, сколько ещё звуков, запахов нас окружает. Но чтобы все это почувствовать и услышать, надо быть очень внимательным.

А как слышат окружающий мир писатели и поэты? А самое интересное – как они рассказывают об этом? Сегодня мы попытаемся это понять и почувствовать, ведь тема нашего урока:

«Комплексный анализ текста (на примере рассказа И.С. Соколова-Микитова)» – запись в тетради

Далее учитель сообщает цели занятия (2 слайд)

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И.С. Соколова-Микитова, а затем вы и сами письменно поразмышляете на данную тему.

Сообщение об авторе рассказа (сам учитель или заранее подготовленный ученик) (3 слайд)

У Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов о природе, о птицах и животных. И это неудивительно, потому что родился он в Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, ходил на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям.

Давайте вместе прочитаем один из рассказов Ивана Сергеевича и хотя за окном осень, мы с вами погружаемся в мир леса, теплый и приветливый.

Чтение рассказа учителем (4-5 слайды)

Чтение рассказа учащимися самостоятельно. (6 слайд)

Беседа: ( 7 слайд)

- О чем вас заставил задуматься рассказ?

(о том, как приятно оказаться в лесу в предрассветный час)

- Озаглавьте текст (Звуки утра – в тетр.)

Актуализация знаний учащихся:

- заголовок выражает тему или основную мысль? (тему)

- а основная мысль какова?

- К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свое мнение. (К худож. В тексте словами нарисована картина зарождающегося утра, описаны звуки, присутствует эмоционально-окрашенная лексика и т.д.)

- определите тип речи. (повеств. с элем. описания)

7. А теперь давайте выполним задания по анализу языковых особенностей данного повествования: (8 слайд)

А) выпишите из текста 2 изобразительно-выразительных средства языка.

Тропы или фигуры?

Б) определите, какие это средства выразительности: лесная музыка утра, предрассветный час.

Для чего автор использует их?

Продолжение беседы – работа с цветописью и звукописью рассказа:

Меняется ли настроение на протяжении рассказа?

Подберите цветовую гамму из тех цветов, которые вы приготовили, к началу текста.

А к концу?

С чем автор сравнивает наступление утра? (с симфонией)

А вы знаете, что такое симфония? (предположения учащихся)

( рассмотрение значение слова на слайдах) (9 слайд)

Что можно сказать о слове? (многозначное)

В каком значении здесь употреблено? (в переносном)

Услышали ли вы симфонию утра?

С помощью чего автор достиг того, что мы смогли эту музыку услышать? (Автор использует звукоподражание, музыкальные термины: дирижер, свирель, трубы, песня, - из.-выр. средства)

9. Давайте ещё раз прочитаем, как начинается симфония утра? (вслух читает ученик) (10 слайд)

Голоса каких птиц звучат? (запись на доске и в тетради слева)

А теперь выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра, выделяя личные безударные окончания и объясняя эту орфограмму. (справа)

К какому времени относятся формы этих глаголов? ( к наст.) Почему? (мы как бы сами становимся участниками описываемых событий)

Подчеркните глаголы, которые употреблены в переносном значении (тянет – поет, трубят – курлычут, заливаются – поют)

Посмотрите на 1 абзац текста и скажите, чем особенны там предложения с точки зрения синтаксиса (дееприч. обороты, с которыми мы недавно познакомились на основных уроках русского языка)

Какую роль в тексте играют деепричастные обороты? (они показывают, каким образом, когда совершается действие, названное основным глаголом)

Что такое деепричастный оборот?

10. Выпишите предложение Нарастая и замирая…

Произведите его синтаксический разбор.

11. Задания «резерва»:

выписать и разобрать ССЧ;

составить схему предложения с прямой речью

12. Итоги урока. Оценки. Д\З (на слайде№11) – записать в тетрадь.

ПРИЛОЖЕНИЕ (текст для анализа на каждой парте)

Текст

Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.

Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» Это тянет над утренним лесом вальдшнеп – лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.

В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты-дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своём ружье, долго слушает прекрасную симфонию утра.

Примечание: Текст может быть представлен и с пропусками орфограмм и пунктограмм, тогда структура занятия немного изменится, а можно поработать с данным текстом и два часа.

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд