Презентация на тему " Комплексный анализ текста стихотворения Пушкина "Туча""

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Данная работа является пособием для подготовки учащихся к ГИА. В этой презентации автор показывает как нужно проводить полный анализ текста на основе конкретного произведения. Помимо анализа педагог также предлагает ребятам выполнить ряд заданий разной направленности.

Краткое содержание

  • Подготовка к ГИА
  • Полный анализ текста
  • Практические задания
  • Пояснительные таблицы
  • Наглядные примеры

Содержание

  • Слайд 1

    Подготовка к ГИА

    КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА на основе стихотворения А.С. Пушкина «Туча»

    Плотникова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска»

  • Слайд 2

    Выделите смысловые части, попробуйте восстановить знаки препинания.

    Последняя туча рассеянной бури!

    Одна ты несешься по ясной лазури

    Одна ты наводишь унылую тень

    Одна ты печалишь ликующий день

    Ты небо недавно кругом облегала

    И молния грозно тебя обвивала

    И ты издавала таинственный гром

    И алчную землю поила дождем

    Довольно сокройся! Пора миновалась

    Земля освежилась, и буря промчалась

    И ветер, лаская листочки древес

    Тебя с успокоенных гонит небес

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 3

     

    (1)Последняя туча рассеянной бури!

    (2)Одна ты несешься по ясной лазури,

    Одна ты наводишь унылую тень,

    Одна ты печалишь ликующий день.

    (3)Ты небо недавно кругом облегала,

    И молния грозно тебя обвивала,

    И ты издавала таинственный гром,

    И алчную землю поила дождем.

    (4)Довольно, сокройся! (5)Пора миновалась,

    Земля освежилась, и буря промчалась,

    И ветер, лаская листочки древес,

    Тебя с успокоенных гонит небес.

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 4

     

    1) На востоке занималась заря (1) и чуть бледнели последние звезды.

    2) Когда выпал снег, приехал отец (2) и пришло время собираться на охоту.

    3) Июнь был в самом разгаре (3) и от липового цвета кружилась голова.

    4) И царица хохотать (4) и плечами пожимать (5) и подмигивать глазами(6) и прищелкивать перстами…

    Укажите, на месте каких цифр ставится запятая …

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 5

     

    (1)Последняя туча рассеянной бури!

    (2)Одна ты несешься по ясной лазури,

    Одна ты наводишь унылую тень,

    Одна ты печалишь ликующий день.

    (3)Ты небо недавно кругом облегала,

    И молния грозно тебя обвивала,

    И ты издавала таинственный гром,

    И алчную землю поила дождем.

    (4)Довольно, сокройся! (5)Пора миновалась,

    Земля освежилась, и буря промчалась,

    И ветер, лаская листочки древес,

    Тебя с успокоенных гонит небес.

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 6

    Найдите в тексте слово, обозначающее

    светло-синий, яркий, чистый цвет

    ЛАЗУРЬ

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 7

     

    Сокройся Удались, уйди Миновалась Прошла Алчная Жадная

    Замените нейтральным синонимом устаревшее слово

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 8

    Значение слова

    АЛЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно.

    1. жадный, стяжательский, страстно желающий чего-то, стремящийся получить что-то.

    2. перен. выражающий жадность или страстное стремление к чему-то.

    3. книжн. устар. Жадный к еде. Голодный; ненасытный, прожорливый

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 9

     

    Алчность к деньгам соединилась с жаждой наслаждений.

    Алчность — в христианской этике один из семи смертных грехов, поскольку приводит к умножению забот и попечений, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов.

    Бояре алчны до денег.

    Оденем нагих, обуем босых, накормим алчных, напоим жаждых— заслужим небесное царство.

    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний.

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 10

    Выпишите

    1) Слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

    РАССЕЯННОЙ, ИЗДАВАЛА

    СЖЕЧЬ, ЗДЕСЬ

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 11

    Определите блок орфографических правил, регулирующих написание данных слов. В каждом ряду найдите слово-ловушку.

    1) не…держанность, ра…ценил, бе…ценный

    2) пр…ступление, пр…градить, пр...вилегия

    3) р…ссказни, п…знание, зан…весивший

    4) пред…дущий, с…грать, сверх…нтересно

    1) неСдержанность, раСценил, беСценный

    2) прЕступление, прЕградить, прИвилегия

    3) рОссказни, пОзнание, занАвесивший

    4) предЫдущий, сЫграть, сверхИнтересно

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 12

    Выпишите

    2) Слово, в котором правописание суффикса определяется правилом нахождения формы первого лица настоящего или будущего времени.

    МИНОВАЛАСЬ - МИНУЮ

    Подходит ли слово ОБВИВАЛА?

    ОБ-ВИ-ВА-Л-А

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 13

     

    3) Слово, в котором правописание буквы –Е- в суффиксе определяется тем, что оно образовано от инфинитива на –ИТЬ?

    УСПОКОЕННЫХ

    рас-се-я-нн-ой, у-споко-енн-ых

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 14

    Как правильно?

    Вкач (Е, А) нный

    в баллон воздух

    в гору камень.

    Развеш (А, Е) нное (ые)

    по мешкам тесто

    по стенам картины.

    Пристрел (Е, Я) нный

    пистолет

    враг.

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 15

    Выпишите

    4) Слово, в котором правописание личного окончания не определяется спряжением?

    НЕСЕШЬСЯ

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 16

     

    5) Слово, в котором правописание Н или НН определяется по правилу, что этот суффикс всегда пишется одинаково.

    ТАИНСТВЕННЫЙ

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 17

    Н или НН в полных прилагательных, причастиях

    ОБРАЗОВАНО ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО?

    ДА НЕТ

    -Н -НН АН ЯН ИН ОНН ЕНН

    ОБРАЗОВАНО ОТ ГЛАГОЛА СОВЕРШЕННОГО ВИДА

    ИЛИ

    ЕСТЬ ПРИСТАВКА

    ИЛИ

    ЕСТЬ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО?

    ДА НЕТ

    ПРИЧАСТИЕ

    -НН НА –ОВАННЫЙ

    - ЕВАННЫЙ

    НН

    прилагательное

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 18

    Определите, сколько - н - в данных словах. Объясните ваш вариант правописания.

    1. Девочка умна и воспита (н, нн)а . – Девочка хорошо воспита (н, нн)а родителями.

    2. Грозовая туча была рассея ( н, нн)а ветром. – Ученица рассея ( н, нн)а на уроке..

    3. Встреча выпускников хорошо организова( н, нн)а. - Студентка организова (н, нн)а и дисциплинирова(н, нн)а.

    1. Девочка умна и воспитаННа . – Девочка хорошо воспитаНа родителями.

    2. Грозовая туча была рассеяНа ветром. – Ученица рассеяННа на уроке..

    3. Встреча выпускников хорошо организоваНа. - Студентка организованна и дисциплинироваННа.

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 19

    Н или НН в кратких прилагательных, причастиях, наречиях

    КАКОЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ? ОБСТОЯТЕЛЬСТВО?

    ДА НЕТ

    Образовано от полного причастия и заменяется глаголом?

    ДА НЕТ

    ПРИЧАСТИЕ

    СТОЛЬКО Н, сколько в слове, от которого образовано:

    рассеянно слушал – рассеянный - рассеять

    наречие

    Сказуемое?

    Образовано от полного прилагательного и заменяется им?

    Прилагательное

    СТОЛЬКО Н, сколько в полной форме

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 20

    Выпишите

    6) Слово, в котором правописание буквы в суффиксе определяется тем, что это слово произошло от глагола I спряжения.

    ЛИКУЮЩИЙ

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 21

     

    7) слово, слитное написание приставки в котором определяется наличием синонима без приставки НЕ-.

    НЕДАВНО

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 22

    С2.1 Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны запятые».

    Я считаю, что запятые не нужны. И так все понятно. Достаточно лишь тех знаков, которые стоят в конце предложений.

    На письме без запятых обойтись невозможно…

    Илья

    Мария

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 23

     

    (1)Последняя туча рассеянной бури!

    (2)Одна ты несешься по ясной лазури,

    Одна ты наводишь унылую тень,

    Одна ты печалишь ликующий день.

    (3)Ты небо недавно кругом облегала,

    И молния грозно тебя обвивала,

    И ты издавала таинственный гром,

    И алчную землю поила дождем.

    (4)Довольно, сокройся! (5)Пора миновалась,

    Земля освежилась, и буря промчалась,

    И ветер, лаская листочки древес,

    Тебя с успокоенных гонит небес.

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 24

    Черновик-заготовка сочинения

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

  • Слайд 25

    Домашнее задание:

    Воспользовавшись Интернет-порталом «Грамота.ру», написать интерактивный диктант на темы: правописание приставок и суффиксов причастий;

    Составить презентацию-задание на орфограммы: не с частями речи, Н и НН в разных частях речи (третий лишний, 5 слайдов).

    Плотникова Ольга Викторовна, МОАУ "Гимназия № 2 г. Орска"

Посмотреть все слайды

Конспект

image1.png

image2.png

image1.png

image2.png

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд