Презентация на тему "Корень. Родственные слова. Два признака родственных слов"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, созданная для учеников начальных классов. С помощью данной работы произойдет первое знакомство школьников с морфологией, а именно, с однокоренными словами и корнем слова. Детей ждет множество тематический заданий, игр и даже сказок.

Краткое содержание

  • Знакомство с корнем и однокоренными словами
  • Тематические стихи, игры, сказки
  • Игровая форма подачи
  • Практические задания

Содержание

  • Слайд 1

     

    Презентация

    « Корень. Родственные слова. Два признака родственных слов ». 3 класс. Программа «Школа России»

    Гришина Светлана Яковлевна. Санкт-Петербург. Школа № 453. 2011 год

    pptcloud.ru

    Портал готовых презентаций

  • Слайд 2

     

    Цели и задачи модуля:

    • Дать определение понятию «родственные слова».
    • Выделить два основных признака родственных слов.
    • Закрепить понятие «корень слова».
    • Ознакомить с алгортмом нахождения корня в слове.
    • Упражнять в нахождении родственных слов среди слов, похожих по написанию.

  • Слайд 3

    Моя родня Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня. И сестрёнка родня, и братишка,

    И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю. Скоро всем подарки куплю …Я. Аким

    • Прочитай стихотворение Якова Акима

    Оказывается, не только у людей, но и у слов тоже есть родственные связи!

  • Слайд 4

     

    Как-то много лет назад

    Посадили странный сад.

    Не был сад фруктовым –

    Был он только словом.

    Это слово, слово-корень,

    Разрастаться стало вскоре

    И плоды нам принесло –

    Стало много новых слов.

    Вот из сада вам рассада,

    Вот ещё посадки рядом.

    А вот садовод, с ним садовник идёт.

    Очень интересно

    Гулять в саду словесном!

    Е. Измайлов

    • Прочитай стихотворение «Как растут слова» вслух.
    • Прислушайся к звучанию слов, выделенных красным цветом.

  • Слайд 5

     

    Слова сад, посадили,рассада, садовод, садовник похожи по звучанию. По написанию они тоже похожи. Все эти слова имеют общую часть – САД.

    Такие слова называются родственными

    1. Родственные – это слова, у которых есть общая часть.

    Например: море, морской, моряк.

  • Слайд 6

     

    2.Родственные слова должны быть близкими по смыслу.

    • Сад – это группа посаженных фруктовых деревьев.
    • Посадки– это посаженные растения.
    • Садовник – это человек, ухаживающий за растениями в саду.
    • Садовод – это хозяин сада.
    • Рассада – это молодые растения.

  • Слайд 7

     

    1. Все эти слова связаны по смыслу со словом сад.

    2. У всех есть общая часть – сад.

    ЭТИ СЛОВА РОДСТВЕННЫЕ

  • Слайд 8

     

    Горка, горевать, горчица, гористый, гора, пригорок, горный.

    • Спиши только родственные слова

  • Слайд 9

    Правильный ответ:

    Горка, гористый,

    гора, пригорок, горный.

    • Если все слова выбраны правильно, то ты – молодец !
    • Если нет, вернись на предыдущую страницу и определи смысловое значение каждого слова ещё раз.

  • Слайд 10

    Запиши родственные слова в столбики

    Стол, двор, столик, дворник, столовая, дворик, дворовый, столяр.

  • Слайд 11

     

    • стол
    • столик
    • столовая
    • столяр
    • двор
    • дворник
    • дворик
    • дворовый

    Проверь себя:

  • Слайд 12

     

    Так же, как и у кустов,

    Корень слова есть у слов.

    Будь внимателен к словам,

    Отыщи в них корень сам:

    Лес, лесок, лесной, лесник.

    Цвет, цветок, цветной, цветник.

    Лётчик, самолёт, полёт.

    Ледяной, ледовый, лёд.

    Сад, посадка, посадил.

    Род, родители, родил.

    Ходит, выходка, ходы.

    Трудовой, трудись, труды.

    • Прочитай стихотворение.
    • Вспомни, что такое корень слова.

  • Слайд 13

    Встретились однажды корень куста и корень слова.– Здравствуй, я корень, а ты кто?–

    Я тоже корень.– Я в земле живу. А ты где живёшь?– А я в словах живу.– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?– Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!- Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые словавырастить можно.

    • Прочитай сказку. Запомни, что корень объединяет родственные слова

  • Слайд 14

     

    КОРЕНЬ СЛОВА – это общая часть родственных слов.

    Например: хлеб, хлебный, хлебец.

    Слова с одним и тем же корнем называются ОДНОКОРЕННЫМИ или РОДСТВЕННЫМИ.

  • Слайд 15

     

    Чтобы найти в слове корень, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в нихобщую часть.

    Правило:

    Алгоритм нахождения корня:

    1 шаг:

    • подбор родственных слов и их сравнение по смыслу

    2 шаг:

    • выделение общей части – корня.

  • Слайд 16

     

    Ученье – свет, а неученье – тьма.

    Думай, да чтобы не передумывать.

    Битый небитого везёт.

    Скоро сказка сказывается,

    да нескоро дело делается.

    • Назови однокоренные слова. Объясни, что обозначают пословицы.

  • Слайд 17

     

    Ученье – свет, а неученье – тьма.

    Думай, да чтобы не передумывать.

    Битый небитого везёт.

    Скоро сказкасказывается,

    да нескоро делоделается.

    Проверь себя:

  • Слайд 18

     

    Нарисуй словесное дерево с корнем лес.

  • Слайд 19

    Проверь себя:

    • ЛЕСНИК
    • ЛЕСА
    • К
    • ЛЕСОК
    • ПРОЛЕСОК
    • ЛЕСНОЙ
    • ЛЕСНИЧИЙ

  • Слайд 20

     

    Добрый, чуткий, доброта.

    Учитель, школьник, ученик, учение.

    Шиповник, шипеть, шипы.

    Водный, вода, водитель.

    • Подчеркни лишнее слово

  • Слайд 21

     

    Добрый, чуткий, доброта.

    Учитель, школьник, ученик, учение.

    Шиповник, шипеть, шипы.

    Водный, вода, водитель.

    Проверь себя:

  • Слайд 22

     

    ЗАЯЦ-ХВАСТА

    Очень забавно хвастал заяц. Хихикнули зайчата,

    прикрыв мордочки лапками. Засмеялись старушки

    зайчихи. Улыбнулись старые зайцы. Всем было весело.

    Зайцы стали прыгать, скакать, бегать по полянку.

    Все забыли про зайца-хвасту.

    Выпиши из текста родственные слова

  • Слайд 23

     

    • хваста , хвастал
    • заяц, зайчата,
    • зайчихи, зайцы

    Проверь себя:

  • Слайд 24

     

    СПАСИБО! УСПЕХОВ!

    pptcloud.ru

    Портал готовых презентаций

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд