Презентация на тему " Корни с чередованием"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация предназначена для самостоятельного изучения и закрепления учащимися темы корней с чередованием.Данная работа поможет детям в подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ, она содержит много правил и практических заданий для закрепления материала.

Краткое содержание

  • Определение чередования
  • Чередования в русском языке
  • Из истории языка
  • Условия чередования
  • Слова-исключения
  • Тренажер «Проверь себя!»
  • Упражнение на закрепление

Содержание

  • Слайд 1

     

    Автор проекта: учитель русского языка и литературы Корецкая Наталья Викторовна.

    ГБОУ СОШ №756 г. Москвы

    КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

  • Слайд 2

    Данный проект представляет из себя пособие для самостоятельного изучения и закрепления

    темы «Корни с чередованием» из раздела «Орфография» для учащихся 9-х и 11-х классов при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА-9 и ЕГЭ.

    Желаем удачи!

  • Слайд 3

    Содержание:

    1. Определение чередования

    2. Чередования в русском языке

    3. Из истории языка

    4. Условия чередования

    5. Слова-исключения

    6. Тренажер «Проверь себя!»

    7. Упражнение на закрепление

    8. Использованные материалы

  • Слайд 4

    Чередование -

    языковое явление, при котором написание слов отличается при сохранении общего лексического значения однокоренных слов.

    РЕКА-РЕЧНОЙ К//Ч

    ЗАПЕР-ОТПИРАТЬ Е//И

  • Слайд 5

    Чередования в русском языке

    Согласные Гласные

    • Город-горожанин-гражданин
    • Рука-ручка
    • Князь-княгиня-княжить
    • Блеск-блестеть-блещет
    • Млечный-молоко
    • Вражеский-вороги
    • Касательная-коснуться
    • Плавать-пловец-плывун
    • Подобрать-собираться-разберу

  • Слайд 6

    *Из истории языка

    Чередования согласных и гласных возникли в праславянском языке с падением редуцированных. Действием закона палатализации в праславянскую эпоху обусловлены следующие современные чередования:

    I палатализация: К//Ч;Г//Ж;Х//Ш рука-ручка

    II палатализация: K//Ц;Г//З;Х//Ц Бог-в Бозе

    III палатализация: K//Ц;Г//З князь-княгиня

    IVпалатализация: Б//БЛ;В//ВЛ ловить-ловлю

  • Слайд 7

    Условия чередования:

    1. Наличие суффикса –А-

    2. Ударение

    3. Чередование согласных в корне

    4. Лексическое значение

    5. Требуется запоминание

    6. Слова-исключения

  • Слайд 8

    Наличие суффикса -А-

    • Кос-касАприкоснуться-касание
    • Бер-бирАсоберу-подбирать
    • Пер-пирАотпереть-запирать
    • Дер-дирАзадерет-придираться
    • Тер-тирАпотереть-оттирать
    • Мер-мирАумереть- с замиранием
    • Жег-жигАвыжег-зажигание
    • Чет-читАвычеты-вычитание
    • Стел-стилАпостелить-расстилаться
    • Блест-блистАблестеть-блистательный

  • Слайд 9

    Ударение

    • Зор-зар а//о//а
    • Гор-гар о//а
    • Клон-клан о//а//о
    • Твор-твар о//а//о

    / / / / / / /

    • Озарение-зори-зарево
    • Обгореть-загар
    • Поклониться-кланяться-поклон
    • Сотворить-тварь-творчество

  • Слайд 10

    Чередования согласных

    • Раст-рос-ращ О//А растение-вырос- взращенный
    • Скак-скоч О//А скакать-вскочить
    • Лаг-лож О//А излагать-положение

  • Слайд 11

    Лексическое значение слова

    мак-мок

    непромокающий плащ обмакнуть пельмень в сметану

    • Мак - ЛЗ: обволакивать жидкостью
    • Мок - ЛЗ: пропускать жидкость через себя

    равн-ровн

    поравняться с товарищем выровнить площадку

    • Равн - ЛЗ: стать подобным другому
    • Ровн - ЛЗ: стать гладким, ровным

  • Слайд 12

    Нужно запомнить!

    Плав-плов-плыв

    Поплавок-пловец-плывун

  • Слайд 13

    Слова-исключения:

    • Сочетать, сочетание, чета,
    • Зоревать, изгарь, выгарки,
    • Утварь,
    • Пловец, пловчиха,
    • Ростов, Ростислав, ростовщик,
    • росток, отрасль,
    • Скачок, скачу,
    • Равнина, ровесник, поровну, уровень

  • Слайд 14

    Проверь себя!

    • Перет(И/Е)рать краски
    • Провести к(А/О)сательную
    • Вым(И/Е)рающие животные
    • Отр(А/О)сль промышленности
    • Забл(И/Е)стел на солнце
    • Поск(А/О)чу навстречу другу
    • Подр(А/О)вняться в строю
    • Сотв(А/О)рение мира

    ?

  • Слайд 15

    Правильный ответ!!!

    Молодец!!!

  • Слайд 16

    Ошибка!!!

    Попробуй ещё раз!

  • Слайд 17

    Спишите текст, вставьте пропущенные буквы:

    • А весна, как и прежде, уб рала красой землю.
    • Снег падает, мелькает, вьется, л жится пеленой.
    • Белый пар по лугам расст лается.
    • Там гаснет огонь машины и заж гается другой, огонь очага или камина.
    • Он писал, что ум рает спокойно, потому что жалеть нечего.
    • Встали зори ясные, оз ряя снег.
    • Вчера без толку просидел весь день над попл вками.
    • Кругом далекая р внина да толпы обг релых пней.

    И И И И А А А О О

  • Слайд 18

    Использованные материалы:1.Бодуэн де Куртенэ. Опыт теории фонетических альтернаций. –

    В кн. Избранные труды по общему языкознанию, Т.1.М.,1963.2.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.3.Хабургаев Г.А. Старославянский язык: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974.4.Маслов Ю.С. О типологии чередований. – В кн.: Звуковой строй языка. М.,1979.5. Русская грамматика. Т.1. М., 1980.6.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд