Презентация на тему "Культура речи"

Презентация: Культура речи
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Культура речи" по русскому языку, включающую в себя 25 слайдов. Скачать файл презентации 0.54 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для учеников 5-8 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

Содержание

  • Презентация: Культура речи
    Слайд 1

    Культура речиРечевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. (В.А. Сухомлинский)

    Грамматические нормы

  • Слайд 2

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 4 Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.

  • Слайд 3

    Синонимические конструкции(синтаксические нормы)

    какой? Какая? Какое? Какие? Сложно- подчиненное , который (глагол)…. …. сущ. , причастие + зависимые слова. Простое предложение с обособленным членом

  • Слайд 4

    В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом

    А1 1) В последние десятилетия XX века в отечественной литературе о подростках появилось много замечательных произведений, которые и сегодня не оставляют читателя равнодушными. 2) Известны два перевода баллады Бёрнса «Джон Ячменное Зерно», в основу которой положена старинная народная песня. 3) Семьдесят рассказов и повестей создал Э. По, которые оказали огромное влияние на развитие всей мировой литературы, на творчество многих писателей. 4) Толчком для создания романа «Робинзон Крузо» послужил очерк, который рассказывал о судьбе одного английского моряка – Александра Селькирка. 2

  • Слайд 5

    В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

    1) Средства массовой информации, в частности телевидение, влияют на количество речевых ошибок, которые допускают люди. 2) Надо любить и хранить такие образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров слова. 3) Самые лучшие обычаи народов, которые заключают в себе мудрость и доброту, живут и сейчас. 4) Язык народа – это феномен, достояние, которым мы не вправе пренебрегать.

  • Слайд 6

    Причастие и причастный оборот

    Грамматические ошибки!

  • Слайд 7

    Придумайте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, употребив слова (роса блестит, сверкает, переливается) и простое предложение с причастным оборотом. З А Д А Н И Е Срез знаний

  • Слайд 8

    Как образуются причастия настоящего времени?

    Причастия образуются от основы глагола настоящего времени путём прибавления суффиксов (ICПР.)-УЩ-, -ЮЩ- (IICПР.)-АЩ-, -ЯЩ- ИГРА – ЮТ ГЛ. НАСТ. ВРЕМЕНИ 3 л. Действительные причастия наст. времени Н-р: ИГРАЮЩИЙ КЛЕЯЩИЙ закрыва-ют вид-ят Страдательные причастия наст. времени Н-р: ЗАКРЫВАЕМЫЙ ВИДИМЫЙ (Iспр.) -ом-,-ем- (IIспр.) -им- Повтори!

  • Слайд 9

    Как образуются причастия пошедшего времени?

    Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива глагола (или основы глагола прошедшего времени) при помощи суффиксов Повтори! Строи-ть, лая-л Рассказа-ть, вычисли-ть, расколо-л Действительные причастия прошедшего времени Н-р: строивший, лаявший Страдательные причастия прошедшего времени Н-р: рассказаННый, вычислЕННый, расколоТый -ВШ-, -Ш- -НН-, -Т- Если на –ИТЬ, то –ЕНН-

  • Слайд 10

    Тест

    1) МУЧ…ЮЩИЕСЯ ЛЮДИ, 2) ТА…ЩИЙ СНЕГ, 3) ВЗВЕШ..ННЫЙ ОТВЕТ, 4) КА…ЩИЙСЯ ЧЕЛОВЕК, 5) СКОРОПОРТ…ЩИЙСЯ ПРОДУКТ, 6) ЛА…ЩАЯ СОБАКА, 7) ПОДВЕШ…ННАЯ ЛАМПА, 8) РАСТЕР…ННЫЙ ГОЛОС, 9) НА ЛАДАН ДЫШ…ЩИЙ ЧЕЛОВЕК, 10) БОЛЬНО ЖАЛ…ЩАЯ ПЧЕЛА. Перепишите, вставив пропущенные буквы. Отметьте номера слов, в которых пишется А(Я). 1, 5, 8,9,10

  • Слайд 11

    Найдите одиночные причастия, причастные обороты и определяемое существительное, подчеркните как члены предложения.

    А приходит мне в голову лучшее из лучших: проб…рающийся сквозь иглы к…лючие солнечный лучик, проб..вающаяся между плит исхоже(н, нн)ых м…лодая травинка, выступающая от чу(?)ств восторже…ых на глаза сл..зинка. (Н. Асеев) З А Д А Н И Е какой? СУЩ. ,/ПРИЧАСТИЕ+ ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА/, ……

  • Слайд 12

    Недопустимо рассогласовывать причастие во времени с глаголом-сказуемым или окружающей лексикой.

    На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствующих по уважительным причинам. На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших по уважительным причинам. Грамматическая ошибка !!! Исправление ! Причастие (отсутствующих) – в настоящем времени И глагол и причастие употреблены в прошедшем времени

  • Слайд 13

    Задание

    Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего в дореволюционное время в России. Грамматическая ошибка !!! Исправленное предложение. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего в дореволюционное время в России.

  • Слайд 14

    Причастный оборот не должен включать в себя существительное, от которого ставим вопрос к причастному обороту

    Я держу в руках отредактированную рукописьавтором. Я держу в руках /отредактированную автором /рукопись Я держу в руках рукопись, /отредак-тированную автором/. Грамматическая ошибка !!! Исправление !

  • Слайд 15

    Причастный оборот обычно примыкает (спереди или сзади) к определяемому существительному

    Горная цепь тянется с востока на запад, /состоящая из множества хребтов/. Горная цепь, /состоящая из множества хребтов/, тянется с востока на запад. /Состоящая из множества хребтов/, горная цепь тянется с востока на запад. Грамматическая ошибка !!! Исправление ! Причастный оборот, стоящий перед определяемым существительным имеет значение причины. Главное , потому что …..

  • Слайд 16

    На месте каких цифр должны стоять запятые?

    1) 1,2,3,4,5. 2) 2,3,4,5. 3) 2, 3, 4. 4) 1, 3, 4. Аккуратно свёрнутый (1) спальный мешок и рюкзак(2) замаскированные листьями папоротника (3)были спрятаны под густыми и колючими ветками дикой ежевики(4) сплошной стеной окружавшей (5) вековую сосну. 3

  • Слайд 17

    1) 1,2,3,4,5. 2) 2,3,4,5. 3) 2, 3, 4. 4) 1, 3, 4. Аккуратно свёрнутый (1) спальный мешок и рюкзак(2) замаскированные листьями папоротника (3)были спрятаны под густыми и колючими ветками дикой ежевики(4) сплошной стеной окружавшей (5) вековую сосну. 3

  • Слайд 18

    Орфоэпические нормы

    Нормы ударения

  • Слайд 19

    В каком случае выделенная буква обозначает неправильную постановку ударения?

    Ответы: 1. 1) возбужденО (дело) 2) (морские) пОрты 3) агЕнт 4) арахИс 2. 1) алкогОль 2) анАлог 3) апартАменты 4) арЕст 1 -4 2 - 3

  • Слайд 20

    Ответы: 3. 1) баловАть 2) бантЫ 3) безУдержный 4) берестА 4. 1) бОязнь 2) вЕрба 3) вероисповЕдание 4) вклЮчит 3 - 2 4 - 1

  • Слайд 21

    Обратите внимание!

    * Вариантные ударения могут иметь разную стилистическую окраску, употребляться в разных сферах общения:кОмпаси компАс у моряков, каучУк и кАучук у нефтяников и работников химических предприятий. * Варианты, характерные для поэтической речи, снабжены в орфоэпическом словаре специальной пометой (поэт.): кладбИще, шелкОвый, окровавлЕнный. Информация!

  • Слайд 22

    Стилистические недочеты и речевые ошибки

    Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. М. Горький

  • Слайд 23

    Исправьте предложения!

    Пирин неповторим красотой: его вершины точно мраморные рёбра. На соседнем участке вершится чудо – там рождаются комплекты приборов для физического практикума в школах. Исключить потери картофеля – такая мысль должна неустанно пульсировать в сердце каждого селянина. мраморные рёбра пульсировать в сердце каждого селянина рождаются комплекты приборов для физического практикума в школах

  • Слайд 24

    Исправьте ошибки! Найдите выражения фразеологического характера, укажите, насколько стилистически оправдано их употребление в контексте.

    После неудачного окончания торжества художественный директор программы объяснял, что праздник этот был спущен сверху. Иногда на приём к директору приходят рабочие и начинают качать права. Отвечая на вопросы о причинах ухода со своего поста, министр сказала: «Я хотела чувствовать, что то, что я делаю, не мартышкин труд».

  • Слайд 25

    Материал подготовила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»

    Павловск, 2008 год

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке