Презентация на тему "Лексика"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Коллективная работа ученицы 10 класса и двух педагогов. Презентация по русскому языку посвящена лексическому значению слов и некоторым группам на которые они делятся. В работе применяются таблицы, пояснительные схемы и наглядные примеры.

Краткое содержание

  • Основные разделы лексических единиц
  • Омонимы
  • Омоформы
  • Омофоны
  • Омографы
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Паронимы
  • Диалектизмы
  • Специальная лексика
  • Пояснительные таблицы

Содержание

  • Слайд 1

    Лексика

    Авторская группа из МБОУ СОШ № 26 г. Пензы:

    Ученица 10«б» класса Бондина Ксения Учитель русского языка и литературы Александрова Лариса Вячеславовна Учитель информатики Флеонов Вадим Валерьевич

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

     

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    2

  • Слайд 3

    Основные разделы лексических единиц

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    3

  • Слайд 4

    Омонимы

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    4

    слова близкие по звучанию, но различные по лексическому значению.

  • Слайд 5

    Омоформы

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    5

    слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение и принадлежат к разным частям речи.

    Пример:

    Лечу самолетом и лечу горло

  • Слайд 6

    Омофоны

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    6

    слова, которые звучат одинаково, но пишутся по разному.

    Пример:

    • плод — плот
    • бал — балл
    • умолять — умалять

  • Слайд 7

    Омографы

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    7

    слова, которые пишутся одинаково, но различаются произношением.

    Пример:

    • бе́рег — берёг
    • бе́регу — берегу́
    • бо́льшая — больша́я
    • бо́ры — боры́

  • Слайд 8

    Синонимы

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    8

    слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.

    Пример:

    • бродить — блуждать
    • пригласить — позвать
    • шёл — влачился

  • Слайд 9

    Антонимы

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    9

    слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

    Пример:

    • говорить — молчать
    • правда — ложь
    • добрый — злой

  • Слайд 10

    Паронимы

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    10

    близкие по значению, однокоренные слова, несовпадающие в значении.

    Пример:

    • отборный — отборочный
    • компания — кампания
    • нетерпимый — нестерпимый

  • Слайд 11

    Лексика общеупотребительная и не общеупотребительная

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    11

    Наиболее важной частью словаря русского языка во всём его многообразии является общеупотребительная лексика.Она представляет собой то лексическое ядро, без которого немыслим язык, невозможно общение, ее составляют слова, являющиеся выражениями наиболее необходимых жизненно важных понятий.Выявляют 3 группы: диалектизмы, специальная лексика, а также историзмы, архаизмы и неологизмы.

  • Слайд 12

    Диалектизмы

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    12

    слова или обороты речи,употребляемые людьми той или иной местности.

    Пример:

    • хутор — поребрик
    • гутарить — говорить

  • Слайд 13

    Специальная лексика

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    13

    это слова и сочетания слов, употребляемые преимущественно людьми определённой профессии, специальности.

    1) Термины

    2) Профессионализмы

    3) Жаргонизмы

    Пример:

    Гипотеза — термин

    Окно между уроками — профессионализм

    Комп, аська — жаргонизм

  • Слайд 14

    Историзмы, архаизмы, неологизмы

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    14

    Историзм - слово, вышедшее из живого употребления, поскольку обозначает предмет или явление, которые из современной действительности исчезли.

    Архаизм - это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом.

    Неологизм - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке.

    Пример:

    • Очи —архаизм
    • Кольчуга —историзм
    • Луноход —неологизм

  • Слайд 15

    Стилистические разряды русской лексики

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    15

    1) Нейтральные

    2) Стилистически-окрашенные

    Пример:

    из книжной, разговорной лексики

    • Воплотиться — книжная лексика
    • Задира — разговорная лексика

  • Слайд 16

    В данной презентации использовались следующие иллюстрации:

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    16

    {5} самолёт

  • Слайд 17

    Теоретические сведения получены из учебника русского языка 10-11 класс

    Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.

    17

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд