Презентация на тему "Синтаксис как наука" 8 класс

Презентация: Синтаксис как наука
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.7
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 8 класса на тему "Синтаксис как наука" по русскому языку. Состоит из 20 слайдов. Размер файла 0.1 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Синтаксис как наука
    Слайд 1

    Синтаксис как наука

    1. Предмет синтаксиса.2. Синтаксические единицы.3. Синтаксические отношения.4. Синтаксические связи.

  • Слайд 2

    Литература

    1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М., 2003. 2. Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой – М., 1989. 3. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Современный русский язык. – М., 2003. 4. Современный русский язык: Сборник упражнений. – М., 1990. 5. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М., 2006. 6. Санников В.З. Русский синтаксис в семантико-прагматическом пространстве. – М., 2008 . 7. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М., 1998. 8. Шмелёва Т.В.Семантический синтаксис. – Красноярск, 1993. 9. Прияткина А.Ф. Русский язык. Синтаксис осложнённого предложения. – М., 1990. 10.Кустова Г.И. Синтаксис современного русского языка. - М., 2007. 11. Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. – М., 2000. 12. Валгина Н.С.. Теория текста: учебное пособие. – М., 2003. 13. Филиппов К.А. Лингвистика текста. – СПб, 2003.

  • Слайд 3

    1. Предмет синтаксиса

    Синтаксис ( от греч. составление, построение, строй) – это раздел науки о языке – который изучает, с одной стороны правила связывания слов и форм слов, а с другой – те единства, в составе которых эти правила реализуются, т.е. синтаксические единицы. Синтаксис – это - высший уровень языка, который демонстрирует язык в действии; - единственный раздел науки о языке, который изучает коммуникацию, законы общения людей между собой.

  • Слайд 4

    В.В. Виноградов: Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Выделяют следующие аспекты изучения синтаксиса: - формальный (конструктивный); - семантический (смысловой); - коммуникативный (функциональный); - прагматический (прикладной).

  • Слайд 5

    2. Синтаксические единицы

    В русской науке традиционно выделяется две основные синтаксические единицы – словосочетание и простое предложение. Предикативность – это грамматическая сущность предложения, которая состоит в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи и всегда имеющих формальное выражение. Студенты слушают лекцию (предложение). Слушание лекции студентами (словосочетание).

  • Слайд 6

    Словосочетание – непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью. Словосочетание выполняет номинативную функцию. Простое предложение – это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова. Сложное предложение – это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные единицы, соединенные между собой синтаксической связью.

  • Слайд 7

    Синтаксема - это минимальная неделимая далее семантико - синтаксическая единица русского языка, выступающая одновременно как носитель элементарного смысла и конструктивный компонент более сложных построений. Синтаксема обладает тремя основными признаками: - семантическим (значение слова); - морфологическим (грамматическая форма); - синтаксическим (способность занимать синтаксическую позицию). Я пью чай с женой (дополнение) с вареньем (определение) с удовольствием (обстоятельство)

  • Слайд 8

    Текст – комплексная сложная синтаксическая единица, представляющая собой последовательность языковых единиц, объединенных общим смыслом. Основными свойствами текста является связность и цельность. Синтаксис языка занимается изучением моделей предложений и словосочетаний, имеющихся в данном языке. Синтаксис речи определяет, какие из возможных языковых моделей реализуются в том или ином контексте. Студент читает книгу. Журналист написал статью. N1+ Vf + N4 – структурная схема.

  • Слайд 9

    3. Синтаксические отношения

    Компоненты синтаксических единиц находятся друг с другом в определенных смысловых связях – синтаксических отношениях, которые формально выявлены, объективированы синтаксической связью (сочинением или подчинением). Все синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения возникают только между подлежащим и сказуемым. Наступила зима. Выпал снег. Непредикативные отношения могут реализовываться на уровне словосочетания и предложения.

  • Слайд 10

    Разновидности непредикативных отношений: 1) полупредикативные отношения устанавливаются между обособленными членами (например, причастным или деепричастным оборотом) и словом, к которому они относятся: Мое сердце, полное любви, готово было выпрыгнуть из груди. Взглянув на статью, я сразу догадался, кто автор. 2) собственно непредикативные отношения устанавливаются - между словами, связанными сочинительной связью в предложении: и ты, и я (соединительные отношения), ты, а не я (противительные отношения); - на уровне словосочетания:писать ручкой, бежать быстро, белый снег.

  • Слайд 11

    Определительные (атрибутивные)отношения – зависимое слово определяет главное со стороны качества предмета известный журналист,кофе по-турецки, желание учиться. Обстоятельственные отношения – зависимое слово обозначает признак действия (главного слова) бежать быстро, встретиться вечером, забыть по рассеянности, поехать лечиться. Объектные отношения – зависимое слово обозначает предмет приложения действия или признак, обозначаемый главным словом, орудие действия рисовать картину, читать для студентов, подать обедать. Субъектные отношения – зависимое слово обозначает производителя действия или носителя состояния, выраженного главным словом приезд отца, нарисованный художником, синева заката, жизнь языка. Комплетивные (восполняющие) отношения – зависимое слово восполняет информативную недостаточность главного слова два дома, становиться грустным, быть незаметным, любоваться вечером.

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    4. Синтаксические связи

    Синтаксические связи – формально-строевые отношения между компонентами синтаксической единицы, выявляющие смысловые связи (синтаксические отношения), и выраженные средствами языка. Виды синтаксических связей: - сочинительная; - подчинительная.

  • Слайд 14

    1 При сочинительной связи компоненты однофункциональны, т.е. они играют одинаковую роль в создании синтаксической конструкции, при подчинительной связи – разнофункциональны (главное и зависимое) Комната под лестницей, комната и лестница. 2 Сочинительная и подчинительная связи отличаются средствами выражения: - при сочинительной связи они одинаковы на уровне словосочетания и предложения, при подчинительной – разные; - сочинительная связь не выражается формами слова (только союзами или порядком слов) дождь и снег, дождь со снегом. 3. Сочинительная связь может быть - закрытой (при однократном применении соединены только два компонента, не сестра, а брат); - открытой (соединено большое количество компонентов То ли снится, то ли мнится, то ли иней на ресницах…). Подчинительная связьможет быть только закрытой.

  • Слайд 15

    Подчинительная связь реализуется в словосочетании и предложении. В словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически зависимый компоненты. Грамматическая зависимость одной словоформы от другой заключается в способности слова формально подчиняться требованиям, исходящим от категориальных свойств главного слова. Такую связь еще называют субординативной. На уровне словосочетания выделяют три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

  • Слайд 16

    Согласование – это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному во всех общих с ним грамматических формах (рода, числа, падежа). Основные признаки связи согласование: - слабая, т.к. зависимый компонент может быть опущен без ущерба для смысла; - предсказующая, т.к. главное слово определяет форму зависимого; - необязательная, т.к. определяемое слово самодостаточно и может обойтись без определения. Согласование может быть полным и неполным: зимний день (согласование в роде, числе и падеже) старые деревья (согласование в числе и падеже) девятью студентами (согласование в падеже)

  • Слайд 17

    Управление – это такая подчинительная связь, при которой главное требует от зависимого определенной формы падежа с предлогом или без предлога. 1. По морфологическим характеристикам главного слова: - глагольное уважать противника; - субстантивное вид спорта, внимание к окружающим; - адъективное готовый к работе; - нумеральное два товарища; - адвербиальноесродни искусству, украдкой от соседей. 2. По наличию/отсутствию предлога: - предложное увидеть друга; - беспредложное поговорить с другом. 3. По возможности управлять различными грамматическими формами: - вариативное управление говорили об университете (про университет, насчет университета); - невариативное управление отойти от окна, доплыть до берега.

  • Слайд 18

    Управление – явление многоаспектное. Это самый спорный вид связи. 1. Сильное и слабое управление. При сильном управлении наличие зависимой словоформы предопределено лексико- грамматическими свойствами управляющего слова писать письмо, отойти от окна, пять студентов. При слабом управлении зависимое слово употребляется в конкретной форме независимо от лексико-грамматических свойств главного разговаривать в комнате (за стеной, около кабинета). 2. В.А. Белошапкова предложила представить управление как совокупность дифференциальных признаков: 1) предсказуемость/ непредсказуемость; 2) обязательность/необязательность; 3) характер синтаксических отношений между компонентами. Предсказуемая – это такая связь, при которой главный компонент своими лексико-грамматическими свойствами предсказывает форму зависимого выше гор, чувствовать боль. Непредсказуемая - идти с другом. Обязательная – это такая связь, которая проявляется регулярно, т.е. главное слово обязательно требует зависимого жить в Томске, стать инженером. Необязательная - дом у дороги.

  • Слайд 19

    Примыкание – это такая подчинительная связь, которая существует между главным и зависимым словом в том случае, если зависимое слово морфологически не изменяется и связь между словами выражается лексически повернуть направо, идти прихрамывая, привычка курить. Связь примыкание слабая, непредсказующая, необязательная. Случаи обязательного примыкания: - инфинитив примыкает к глаголам волеизъявления, желания, возможности, фазовым глаголам хотел учиться, посмел возражать, могу помочь, начал страдать; - наречия примыкают к ряду информативно недостаточных слов выглядеть прилично, вести себя хорошо, относиться дружески; - наречия места примыкают к глаголам местоположения очутиться далеко, быть рядом. Именное примыкание (Н.С. Валгина): - творительный уподобления галстук бабочкой; - родительный даты приехать пятого августа; - винительный количества съездить два раза; - винительный времени отсутствовать год; - творительный количествачитать часами; - устойчивые выражения быть на плохом счету.

  • Слайд 20
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке