Презентация на тему "Логопедический массаж"

Презентация: Логопедический массаж
Включить эффекты
1 из 48
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Логопедический массаж" по русскому языку. Состоит из 48 слайдов. Размер файла 2.86 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    48
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Логопедический массаж
    Слайд 1

    «Специфика логопедической работы по формированию произносительной стороны речи» с использованием ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

    Учитель – логопед Кочеткова Г.В.

  • Слайд 2

    ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙМАССАЖ

    — ЭТО активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

  • Слайд 3

    Показания к применению массажа в логопедической практике

    Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционнои педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

  • Слайд 4

    Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж, в конечном счете, опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

  • Слайд 5

    Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения.

  • Слайд 6

    Основные цели ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

    нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.); стимуляция проприорецептивных ощущений; увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции. нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии); активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих); стимуляция проприоцептивных ощущений; подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции; уменьшение гиперсаливации; укрепление глоточного рефлекса; афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

  • Слайд 7

    Противопоказаниями для проведения массажа

    герпес на губе, стоматит, инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка. гнойничковые и грибковые заболевания кожи у логопеда или ребенка · гематомы на массируемом участке тела · активная форма туберкулеза · болезни крови и капилляров · тромбоз сосудов · острая крапивница, отек Квинке в анамнезе · онкологические заболевания · инфекционные раны · фурункулез · гиперчувствительность · эпилепсия. · если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней. · конъюнктивит.

  • Слайд 8

    АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

    Логопедический массаж выполняется в области мышц периферического речевого аппарата. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щек, мягкого нёба. Мышцы артикуляционного аппарата, мимические мышцы лица, мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного аппарата, представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство. В силу этого, логопедический массаж обязательно должен включать все вышеперечисленные области, даже в тех случаях, когда отмечается поражение мышц лишь на локальном участке Логопедический массаж выполняется так же в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса.

  • Слайд 9

    В основе физиологического механизма массажа лежат

    сложные взаимообусловленные рефлекторные, нейрогуморальные и обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой. Механическое раздражение в виде массажа вызывает деформацию нервных окончаний кожи. Энергия массажных манипуляций превращается в энергию нервного возбуждения. Возбуждения рецепторов в форме центростремительных (афферентных) импульсов передаются по чувствительным путям в центральную нервную систему, а обратная импульсация по эфферентным путям поступает в ткани и мышцы. В результате меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные или сниженные рефлексы. В целом, формирующиеся ответные реакции способствуют нормализации регулирующей и координирующей функции центральной нервной системы.

  • Слайд 10

    Физиологическое действие массажа. Лицо человека, в отличие от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мышц лица, с помощью которых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека. Именно выражение лица в первую очередь отражает настроение и самочувствие человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека. Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все ткани, органы и системы.Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, которое является периферической частью кожного анализатора, а значит, она неразрывно связана с центральной нервной системой. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды и железистый аппарат, но и на состояние ЦНС. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние ЦНС.

  • Слайд 11

    Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфатическую систему  и кровообращение, а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы.Массаж оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови.Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность посленагрузки.

  • Слайд 12

    Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.Функция мышц неразрывно связана с сухожильно-связочным аппаратом. Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность связочного аппарата. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывает благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль речедвигательном процессе.

  • Слайд 13

    Массаж оказывает прямое и рефлекторное воздействие на различные системы организма: На нервную систему: под влиянием массажа улучшается функциональное состояние проводящих путей, усиливаются различные рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, сосудами и внутренними органами. Глубокое влияние оказывает массаж на периферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва, ускоряя процесс регенерации при его повреждении. На кожу и подкожножировую клетчатку: кожа очищается от отторгающихся роговых чешуек эпидермиса, а вместе с ними от посторонних частиц (пыль и др.), попавших в поры кожи, и микробов, обычно находящихся на поверхности кожи; улучшается секреторная функция потовых и сальных желез и очищаются их выводные отверстия от секрета; активируется лимфо- и кровообращение кожи, устраняется влияние венозного застоя, усиливается кровоснабжение кожи и, следовательно, улучшается ее питание, повышается сопротивляемость к механическим и температурным воздействиям, повышается кожно-мышечный тонус, улучшается местный обмен, что оказывает влияние и на общий обмен. На кровеносную и лимфатическую систему. Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается более обильное орошение кровью не только массируемого участка, но, рефлекторно, и на большом отдалении от него, в результате чего увеличивается газообмен между кровью и тканью и происходит как бы кислородная терапия тканей. .

  • Слайд 14

    Под влиянием массажа кожные лимфатические сосуды легко опорожняются и ток лимфы ускоряется. Кроме прямого воздействия на местный лимфоток, массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая тоническую и вазомоторную функцию лимфатических сосудов. На мышечную систему: под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, замедляется мышечная атрофия, а также уменьшается уже развившаяся гипотрофия. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Связочный аппарат и суставы приобретают большую подвижность. На общий обмен веществ: Массаж вызывает многообразные изменения в течении окислительно-восстановительных процессов. Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.

  • Слайд 15

    Строение речевого аппарата

    1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.

  • Слайд 16

    Полость рта является началом пищеварительного аппарата. Спереди она ограничена губами, сверху — твердым и мягким нёбом, снизу — мышцами, образующими дно полости рта, и языком, а по бокам — щеками. Открывается полость рта поперечной ротовой Открывается полость рта поперечной ротовой щелью (ограниченной губами Последние представляют собой мышечные складки, наружная поверхность которых покрыта кожей, а внутренняя выстлана слизистой оболочкой. Посредством зева точнее, перешейка зева ротовая полость сообщается с глоткой. Полость рта делится на две части альвеолярными отростками челюстей и зубами. Передненаружная часть называется преддверием рта и представляет собой дугообразную щель между щеками и деснами с зубами. Задневнутренняя, располагающаяся кнутри от альвеолярных отростков, называется собственно полостью рта . Спереди и с боков она ограничена зубами, снизу — языком и дном ротовой полости, а сверху — нёбом. Полость рта выстилает слизистая оболочка рта , покрытая многослойным плоским неороговевающим эпителием. В ней содержится большое количество желез. Область слизистой оболочки, крепящаяся вокруг шейки зубов на надкостнице альвеолярных отростков челюстей, называется десной . Щеки снаружи покрыты кожей, а изнутри — слизистой оболочкой рта, в которой содержатся протоки щечных желез, и образуются щечной мышцей . Подкожная клетчатка особенно развита в центральной части щеки. Между жевательной и щечной мышцами располагается жировое тело щеки .

  • Слайд 17

    Язык — подвижный мышечный орган, располагающийся в полости рта и способствующий процессам пережевывания пищи, глотания, сосания и речеобразования. В языке выделяют тело языка , верхушку языка , корень языка и спинку языка . Тело отделяется от корня пограничной бороздкой , состоящей из двух частей, сходящихся под тупым углом, у вершины которого располагается слепое отверстие языка .

    Язык: 1 — голосовая щель; 2 — голосовая складка; 3 — складка преддверия; 4 — черпалонадгортанная складка; 5 — корень языка; 6 — небные миндалины; 7 — слепое отверстие языка; 8 — пограничная бороздка; 9 — листовидные сосочки; 10 — сосочки, окруженные валом; 11 — грибовидные сосочки; 12 — корпус языка; 13 — нитевидные сосочки; 14 — спинка языка; 15 — верхушка языка

  • Слайд 18

    ВИДЫ МАССАЖА

    В современной логопедической практике используются несколько видов массажа: Дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа точечный массаж массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и .п.) Классический логопедический массаж Последовательность движений сверху вниз - ото лба к подбородку (на этапе подготовки мышц последовательность движений снизу вверх - от шеи ко лбу). Направление движений: от центра к периферии по ходу мышцы, по месту прикрепления мышц. Движения различаются по силе воздействия (глубокие и медленные - седативные, поверхностные и быстрые - тонизирующие), по типу (поглаживающие, разминающие, перетирающие, растягивающие, вибрационные, надавливающие, поколачивающие, похлопывающие). Ниже предлагается универсальная схема массажа (без учета формы и степени выраженности дефекта). См. табл. №1. Таблица №1Часть лица Направление движения Тип движения - от подбородка к вискам; - от уголков рта к вискам; - от крыльев носа к вискам; - вдоль скуловой кости к вискам, - по надбровным дугам по направлению к вискам поглаживающие, растягивающие Лоб - вдоль мышцы, сморщивающей лоб (от корня носа к волосистой части головы), - по надбровной дуге в направлении к вискам; - по краю лобной кости поглаживающие и разминающие, вибрационные (при спастичности мышцы, сморщивающей лоб) поглаживающие, разминающие Глаза - в точке VB 1 к вискам; - в точке Taiyang к вискам; - в точке Е 1 в направлении сверху вниз; - вдоль глазничной части круговой мышцы глаза (верхнего края скуловой кости), в местах прикрепления малой скуловой, большой скуловой, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы, поднимающей верхнюю губу. растяжка поглаживающие и разминающие Нос - от корня к кончику носа с фиксацией в точке VG 25 - вдоль крыльной части носовой мышцы поглаживающие и разминающие, разглаживающие, растирающие, вибрационные Носогубная складка - вдоль "царской мышцы" с фиксацией и растяжкой в точке Е 4 (в стороны). растягивающие Щеки - от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть; от угла рта к вискам по щечной мышце Растягивающие поглаживающие, разминающие, растягивающие перкуссионные, при наличии АШТР-растягивающие Рот - от угла рта (в точке Е4): а) в стороны (в месте прикрепления мышцы, опускающей угол рта, щечной мышцы, малой и большой скуловых мышц, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы смеха); б) вверх ("улыбка клоуна") - по краевой части круговой мышцы рта, образуемой мышечными пучками от мимических мышц (мышцы, поднимающей угол рта, мышц, поднимающей верхнюю губу, щечной и др.); - по верхней и нижней губе (с внешней и внутренней сторонам круговой мышцы; - по ротовой мышце двухсторонние растягивающие поглаживающие, надавливающие, разминающие круговые движения разминающие возвратные движения поколачивающие движения мягкой щетиной зубной щетки (направление движения по часовой стрелке) Подбородок - от подбородка к углу рта (вдоль мышц: опускающей угол рта, нижнюю губу и подбородочной мышцы); - вдоль скуловой кости нижней челюсти (в местах прикрепления жевательной мышцы, мышцы опускающей угол рта, нижнюю губу); - вдоль мышц дна ротовой полости поглаживающие и разминающие, растягивающие вибрационные растягивающие Шея - вдоль грудинно-ключично-соцевидной мышцы поглаживающие, растягивающие Массаж предваряет проведение пассивно-активной гимнастической и артикуляционной мускулатуры. Пассивно-активная гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между любым видом массажа лицевой мускулатуры (точечным, классическим) и массажем языка. С ее помощью успешно снимается спастичность мышц корня языка, что способствует вынесению языка из полости рта. Гимнастика для мышц шеи проводится последовательно:

  • Слайд 19

    Условия проведения логопедического массажа

    При помощи логопедического массажа можно добиться поразительных успехов в лечении таких речевых нарушений, как дизартрия, дислалия, алалия, ринолалия, заикание, нарушения голоса. Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10–20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т. п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5–7 минут, а конечная — 20–25 минут. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшим эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием языка, губ, верхней и нижней челюстей. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят, и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны взрослого.

  • Слайд 20

    Дифференцированный логопедический массаж

    Основные задачи логопедического массажа 1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий). 2. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих). 3. Стимуляция проприоцептивных ощущений. 4. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции. 5. Уменьшение гиперсаливации. 6. Укрепление глоточного рефлекса. 7. Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

  • Слайд 21

    ПРИЕМЫ МАССАЖА

    Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание. При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

  • Слайд 22

    Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: припоглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание. В логопедическом массаже применяются в основном три приема поглаживания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема граблеобразное поглаживание. Поверхностное поглаживание. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры. Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движение, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выполнять медленно и ритмично. Глубокое обхватывающее поглаживание. Оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему. Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным и медленным. Граблеобразное поглаживание. Прием в основном используется при массаже волосистой части головы. Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью массируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях. [2,5]

  • Слайд 23

    Разминание. Этот прием выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе. Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между подушечками большого и других пальцев. Перетирающие движения пальцев осуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются кверху и пропускаются между пальцами. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

  • Слайд 24

    Вибрация и поколачивание. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая - снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть). Техника выполнения: прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выглядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно. Плотное нажатие. Как правило, этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

  • Слайд 25

    Растирание. Этот прием проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц. Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях.

  • Слайд 26

    Расслабляющий массаж

  • Слайд 27

    Расслабляющий массажартикуляционной мускулатуры

    Применяют в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой , губной и язычной мускулатуре) Важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения , в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись вовсе.

  • Слайд 28

    Расслабление мышц шеи

    Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Положение ребенка на спине или полусидя а) одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки; б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

  • Слайд 29

    Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз. а) одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки; б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз).

  • Слайд 30

    Расслабление лицевой мускулатуры

    1) поглаживание от середины лба к вискам; 2) поглаживание от бровей к волосистой части головы; 3) поглаживание от линии лба вокруг глаз; 4) поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей; 5) поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее; 6) поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа; 7) легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти; 8) надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

  • Слайд 31

    Расслабление губной мускулатуры:

    1) поглаживание верхней губы от углов рта к центру; 2) поглаживание нижней губы от углов рта к центру; 3) поглаживание верхней губы (движение сверху вниз); 4) поглаживание нижней губы (движение снизу вверх); 5) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; 6) точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке); 7) легкое постукивание губ пальцами. При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, т.е. на ней осуществляется большее число массажных движений.

  • Слайд 32

    Массаж в области щек и подбородкаРАССЛАБЛЮЯЩИЙ

    Указательные пальцы обеих рук располагаются под нижней губой, а остальные — под подбородком. Пальцы скользят от середины подбородка к височным впадинам, с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха. (Большие пальцы в движении не участвуют). Указательные пальцы обеих рук располагаются над верхней губой, средние — под нижней, а остальные — под подбородком. Движение осуществляется от середины губ к височным впадинам с фиксацией пальцев вуглублениях у козелка и мочки уха. Движение всеми пальцами (кроме большого) начинается от спинки носа, проходит через скуловую дугу к ушным раковинам с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха. Движение осуществляется тремя пальцами (указательный, средний, безымянный) обеих рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка. Движение осуществляется тремя пальцами (указательный, средний, безымянный) обеих рук. Движение начинается от середины подбородка в стороны к углам губ, а затем вверх по носогубным складкам, боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам, а затем вниз через щеки к середине подбородка. Легкое потряхивание щек осуществляется пальцами обеих рук.Массажные движения 1, 2, 3 могут проводиться с использованием приема легкой вибрации.

  • Слайд 33

    Массаж язычной мускулатуры

    При спастичности языка производят расслабляющий массаж Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности. При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту (2-3 раза) теплый настой трав (1 ч. л. крапивы, 1 ч. л. зверобоя, 1 ч. л. ромашки, 1 ч. л. чая на 0,5 л кипятка).

  • Слайд 34

    Стимулирующий массаж

  • Слайд 35

    Стимулирующий массажартикуляционной мускулатуры

    Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

  • Слайд 36

    Укрепление лицевой мускулатуры:

    1) поглаживание лба от середины к вискам; 2) поглаживание лба от бровей к волосам; 3) поглаживание бровей; 4) поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны; 5) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам; 6) сжимание подбородка ритмичными движениями; 7) разминание скуловой и щечной мышц (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам); 8) перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи); 9) пощипывание щек.

  • Слайд 37

    Укрепление губной мускулатуры

    1) поглаживание от середины верхней губы к углам; 2) поглаживание от середины нижней губы к углам; 3) поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа; 4) пощипывание губ; 5) покалывание губ. Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибора — вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 минуты (вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами).

  • Слайд 38

    Массаж в области щек и подбородка СТИМУЛИРУЮЩИЙ

    Круговое растирание в области щек проводится тыльной поверхностью концевой и средней фаланг четырех пальцев в направлении от края нижней челюсти к краю скуловой кости (рис. 47 а). То же движение можно осуществлять и подушечками 2 — 4-го пальцев.Аналогичным образом круговое растирание осуществляется от середины подбородка вверх к носу (рис. 48). В области жевательной мышцы производят разминание спиралевидными движениями и круговое растирание. Тыльной поверхностью средних фаланг, сжатых в кулак, производят потряхивание щек как в продольном, так и в поперечном направлении. Массажные движения 1 — 4 проводятся с использованием приема растирания спиралевидными движениями. Захватывают в складку кожу щек между большим и указательным пальцами, легко сдавливают и отпускают, движение пощипывания. Захватив кожу щек вместе с подкожными мышцами между большим и указательным пальцами, производят разминание в продольном, поперечном, круговом направлениях. Поколачивание подушечками пальцев (кроме большого) производится непрерывно обеими руками по массажным линиям. Для активизации мышц дополнительно к основным приемам массажа можно использовать массажер с функцией вибрации. Движения с использованием массажера осуществляются в тех же направлениях. В качестве дополнительных средств воздействия можно также использовать шпатели с ребристой поверхностью (или ручку зубной щетки с рифленой поверхностью). Ими осуществляются постукивания в области щек или движения с небольшим нажимом в направлении от уха к углу рта.

  • Слайд 39

    Массаж языка можно осуществлять различными способами: 1) зондовый массаж (используются зонды Е. В. Новиковой или постановочные зонды Рау); 2) пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку); 3) массаж деревянным или металлическим шпателем; 4) массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки. Перед началом массажа языка нужно выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка. Во время массажа языка рот ребенка открыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросив высунуть язык) и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

  • Слайд 40

    Массаж мышц языка

    Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка. Повышенный тонус мышц языка отмечается значительно чаще, чем пониженный. Возможны случаи и неравномерного распределения мышечного тонуса в мышцах языка; например, тонус может быть понижен лишь в изолированной группе мышц (одной половины языка, корня, кончика и т.п.). Массаж язычных мышц, имеющих сложное строение, производящих тонкие, точные движения в процессе артикуляции, является наиболее сложной процедурой. Кроме того, выполнение массажных движений на языке, как правило, вызывает неприятные ощущения у массируемого. Следует учитывать и тот факт, что язык достаточно интимная часть тела человека. Массаж мышц языка требует от логопеда предельной точности движений, аккуратности и определенной корректности. При выполнении массажа должны быть учтены следующие методические указания: 1. дифференцированный массаж мышц языка проводится либо в резиновых перчатках, либо через марлевую салфетку, либо через стерильный батистовый носовой платок; 2. при массаже языка могут использоваться различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щетки и т.п.; 3. массаж, как правило (но необязательно), проводится при положении языка вне полости рта. Для этого логопед подтягивает язык вперед следующим образом: захватывает кончик языка (через носовой платок или марлевую салфетку) так, чтобы большой палец находился сверху, указательный и средний — снизу, и слегка подтягивает его вперед. Захват языка осуществляется левой рукой, а массажные движения — правой; 4. массажные движения должны проводиться в трех направлениях, соответственно расположению мышц языка: горизонтальном, поперечном и вертикальном; 5. если имеется отклонение языка в сторону при высовывании его вперед, то массажные движения следует выполнять в большей степени на той стороне, в которую язык отклоняется.

  • Слайд 41

    Расслабляющий массаж.МЫШЦ ЯЗЫКА

    Наиболее сложным является расслабляющий массаж языка. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, нёбноглоточный (рвотный) рефлекс также может затруднять проведение массажа. В связи с этим при проведении расслабляющего массажа языка необходимо строго выполнять ряд правил: 1. расслабление мышц языка проводить только после расслабления других мышц, особенно мышц шеи, плечевого пояса и мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти, поскольку эти мышцы тесно связаны с мышцами языка, особенно его корня; 2. движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка; 3. перед началом массажа устанавливается «граница» нёбно-глоточного рефлекса. Для этого надо постепенно прикасаться к поверхности языка шпателем, двигаясь по средней линии от самого кончика по направлению к корневой части языка. Место, которое связано с появлением рвотного рефлекса, считается «границей» рвотного рефлекса. При повышенном тонусе «граница» рвотного рефлекса может приближаться к средней части языка, а в тяжелых случаях даже к его кончику. В этих случаях массаж следует выполнять крайне осторожно, постепенно заходя за «границу» рвотного рефлекса; 4. при выраженной спастичности мышц языка можно перед началом массажа подержать во рту, меняя 2 — 3 раза, теплый настой трав либо сами травы, слегка отжатые и завернутые в марлю (настой готовится следующим образом: 1 ч.л. зверобоя, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая залить 0,5 л кипящей воды, настоять 15 мин, остудить до температуры 40 — 50 °С. Можно добавить немного меда, если у ребенка на него нет аллергии); 5. если ввиду выраженной спастичности мышц, особенно корня языка, не удается удержать язык вне полости рта, массаж языка начинают внутри полости рта. Постепенно, по мере нормализации тонуса мышц, язык выводится в положение вне полости рта;

  • Слайд 42

    1. Указательным пальцем правой руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с другой стороны языка, от кончика к корню языка и обратно. Производят поглаживающие движения большим и указательным пальцами из стороны в сторону (от боковой части языка до средней линии и обратно), постепенно продвигаясь от кончика к корню Движения выполняются сначала на одной половине языка, а затем на другой. 2. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка — справа и слева. Поглаживают боковые поверхности языка от кончика к корню. 3. Производят легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец правой руки находится сверху, средний и указательный — снизу языка. Осуществляются перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно, сначала с одной стороны языка, а затем с другой. Движения очень легкие без нажима4. При том же положении пальцев легко, без надавливания производят круговые растирающие движения. 5. Захватив кончик языка правой рукой, производят легкое потряхивание. 6. Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем (деревянным или пластмассовым). 7. После расслабляющего массажа можно сделать упражнения пассивной гимнастики, направленные на растяжение и расслабление мышц корня языка. 8. Большой палец находится сверху, средний и указательный — снизу языка, в его средней части, повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогичное движение в левую сторону. 9. Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершить обратное движение. Выполняется медленно, с небольшой амплитудой.

  • Слайд 43

    Стимулирующий массажМЫШЦ ЯЗЫКА

    При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты: 1. движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику; 2. в основном используются приемы разминания и перетирания; 3. как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка; 4. если снижение мышечного тонуса наблюдается только в какой-либо части языка (например, только на одной половине языка), массажные движения выполняются в основном на пораженной стороне; 5. при сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе логопед предлагает ребенку проглотить слюну. Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения. 1. Перетирание в горизонтальном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой. 2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидны ми движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой. 3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой 4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом положении 1 — 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение 5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка. 6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка. 7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью ручки, зубной щетки). 8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

  • Слайд 44

    Искусственная локальная контрастотермия

  • Слайд 45

    Метод искусственной локальной контрастотермии применяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии. Этот метод заключается в контрастотермальном воздействии низкотемпературных (криомассаж) и высокотемпературных (термомассаж) агентов. В качестве низкотемпературных агентов выступают ледяная крошка или очень холодная вода, а высокотемпературных — горячая вода или настой трав.

  • Слайд 46

    Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепло-массаж) можно применять поочередно или избирательно. Существуют различные варианты их применения: — только гипотермия (криомассаж); — только гипертермия (тепломассаж); — гипотермия, затем гипертермия; — попеременное использование крио- и теплоаппликаций.

  • Слайд 47

    Искусственная локальная гипотермия осуществляется следующим образом: ледяную крошку в марле накладывают поочередно на мышцы артикуляционного аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру). При ИЛГ на мышцы языка логопед удерживает язык марлевой салфеткой (обязательно воздействуя на корень, спинку, кончик, боковые края языка). Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия — от 5 до 20 секунд. Курс лечения составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно. Аналогично проводится гипертермия (тепломассаж артикуляционной мускулатуры). При этом можно использовать теплоэлектромассажер. Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора и для речевой афферентацииконтрастотермальное воздействие можно применять не только на артикуляционную мускулатуру, но и на мышцы верхних конечностей (особенно кисти правой руки).

  • Слайд 48

    ИСТОЧНИКИ

    Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. Спб.: Каро, 2008. Логопедический массаж , Автор: Дьякова Е. А. Логопедический массаж при дизартрии, Автор: Архипова Е.Ф. Новикова Е.В., Зондовый массаж.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке