Презентация на тему " Назывные предложения"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, которая познакомит нас с так называемыми назывными предложениями. Учитель наглядно демонстрирует и объясняет, что такое назывное предложение и на какие виды они делятся. Также план урока предусматривает выполнение самостоятельных тематических заданий.

Краткое содержание

  • Изучаем назывные предложения
  • Значение и сфера употребления назывных предложений
  • Орфографическая разминка
  • Практические задания

Содержание

  • Слайд 1

    Назывные предложения

  • Слайд 2

    Цель урока :

    дать понятие назывного предложения;

    формировать умение нахождения назывных предложений в художественной литературе;

    показать их значение и сферу употребления;

    развивать речевую культуру учеников.

  • Слайд 3

    Орфографическая разминка

    В каком ряду во всех словах пишется ь ?

    младшая доч…,

    овощ…ной магазин;

    густая рож…, борщ.. горяч…;

    понёсся вскач…, съеш…те мороженое;

    обжеч… руку, выйти замуж…

    В каком ряду пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

    под..рить, предл…жить,

    ун…верситет;

    м..лчание, насл…ждаться,

    р…птание;

    выб…ру, с…лдат, б…сой;

    м…ссионер, зам…ститель.

    к…саться.

  • Слайд 4

     

    По наличию главных членов предложения делятся на :

    двусоставные

    Грамматическая

    основа

    односоставные

    подлежащее и сказуемое

    подлежащее

    или

    сказуемое

  • Слайд 5

     

    Односоставные предложения с главным членом сказуемым

    Определённо-личные

    Неопределённо-личные

    безличные

    1-е, 2-е л.

    ед ч, мн ч.

    3-е л. мн ч.

    или форма

    прош.вр

    3-е л ед ч наст, буд вр

    или ср р

    прош вр

    Какие из этих предложений могут иметь значение

    обобщённого лица ?

  • Слайд 6

    Найдите определённо-личное предложение( расставьте знаки препинания)

    С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

    Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.

    На пригорке то сыро то жарко.

    Волка шапками не закидаешь.

    По ниве прохожу я узкою межой поросшей кашкой и цепкой лебедой.

  • Слайд 7

    Найдите неопределённо-личное предложение

    Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.

    На сердитых воду возят.

    Еду-еду в чистом поле.

    Со скрипом опустили трап.

    Нигде жилья не видно на просторе.

  • Слайд 8

    Найдите безличное предложение( расставьте недостающие знаки препинания)

    Ведут ко мне коня.

    Не спится няня.

    Кому-то принесли от мастера ларец.

    После драки кулаками не машут.

    Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.

  • Слайд 9

     

    Учись у них – у дуба, у берёзы.

    Кругом зима. Жестокая пора!

    ( А.А.Фет )

  • Слайд 10

    Сопоставьте предложения. Подчеркните в них грамматические основы; определите , чем они выражены.Укажите в скобках вид предложения по наличию в нём главных членов.

    Воздух горячий.( ____________)

    Горячий воздух.( ____________ )

    Ночь чудная, снежная! ( __________ )

    Чудная ночь! ( ___________ )

    Утро ясное и морозное. ( ________ )

    Ясное и морозное утро. ( _________ )

  • Слайд 11

     

    Шёпот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца,

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица,

    В дымных тучках пурпур розы,

    Отблеск янтаря.

    И лобзания, и слёзы;

    И заря, заря!..

    ( А.Фет)

    »В нём нет ни одного глагола.

    Каждое выражение – картина.»

    ( Л.Н.Толстой)

  • Слайд 12

    Найдите в текстах назывные предложения, назовите в них грамматические основы.Какова роль назывных предложений в этих стихах.

    Вечер. Взморье.

    Вздохи ветра.

    Величавый возглас волн.

    Близко буря.

    В берег бьётся

    Чуждый чарам чёрный чёлн.

    ( К Бальмонт )

  • Слайд 13

     

    Маленький городок.

    Северный городок.

    Выцветшая луна.

    Северная Двина.

    Рябь тёмно-синих вод.

    Музыка. Теплоход.

    Девушка на холме.

    Юноша на корме.

    (К.Ваншенкин)

  • Слайд 14

     

    Осень. Сказочный чертог,

    Весь открытый для обзора.

    Просеки лесных дорог,

    Заглядевшихся в озёра.

    Как на выставке картин:

    Залы, залы, залы, залы

    Вязов, ясеней , осин

    В позолоте небывалой.

    ( Б.Пастернак )

  • Слайд 15

     

    Глушь да топь, коряги да пеньки.

    Старая берёзовая роща,

    Редкий лес на берегу реки.

    ( Д. Кедрин)

  • Слайд 16

    Какие это предложения? Какое они имеют значение?

    Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.

    Вот окраина. Вот Заводская улица.

    Вот домик под толевой крышей.

    Вот море, вот пермские дремучие леса.

  • Слайд 17

     

    Придумайте и запишите 2-3 назывных

    предложения с указательным значением.

  • Слайд 18

    Найдите среди предложений односоставные, определите их тип:

    Глаза поминутно застилало слезами.

    Моросил дождь, слегка шумя по деревьям.

    Пахло мёдом, липовым цветом, вереском и чем-то ещё.

    Потушу перед зеркалом свечи.

    Чист и прозрачен воздух.

    Его именем назвали город.

    Псковская земля. Мелколесье. Валуны.

  • Слайд 19

    Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику,расставьте знаки препинания.

    Об…явили тревогу и через (не)сколько минут отряд двинулся дальше.

    (Сложное, 2 части, 1- н-л)

    В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро.

    (Сложное, 2 части, 2- н-л)

    Тайга. Река. Откосы гор.

    ( Простые предложения, односостав,назывн)

    На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало.

    (Сложное, 2-части, 2- безличное пред)

  • Слайд 20

    Назывные предложения

    Это односоставные предложения с главным членом- ________________________

    Они сообщают о том, что какое – нибудь явление существует(имеется) ___________

    С частицей вот, вон назывные предложения

    приобретают ______________________

    Назывные предложения употребляются преимущественно _____________________

  • Слайд 21

     

    Домашнее задание

    п 21 - п 24 . Упр 242 ( 1- 6 )

    Найти в стихах А.Ахматовой, М. Цветаевой,

    Б.Пастернака, и др назывные предложения,

    определить их роль в тексте.

    ( Можно выписать одну строфу)

  • Слайд 22

     

    Спасибо за работу!

  • Слайд 23

     

  • Слайд 24

     

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд