Презентация на тему "Обращение и знаки препинания" 8 класс

Презентация: Обращение и знаки препинания
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку для детей средней школы, в которой автор предлагает познакомиться с обращением в русском языке. Интересен также экскурс преподавателя в историю языка и его сведения об устаревших падежах русского языка.

Краткое содержание

  • Обращение в русском языке
  • Наглядные примеры
  • История эволюции в русском языке

Содержание

  • Презентация: Обращение и знаки препинания
    Слайд 1

    Обращение и знаки препинания

    8 класс

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    1) И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. (2) В нём вся она – наша Россия. (3) В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.

    (4) Всё доступно нашему языку. (5) Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать.

    (6) В нём гуденье далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7) В нём ласковые шорохи и хрусты. (8) В нём клёкот , и грай, и свист, и щебет птичий.

    (9)Бесспорно, это язык зрелого самобытного национального характера. (10) И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно высоты, на которую зовёт его язык… (И.А. Ильин)

  • Слайд 3

    1. В каком предложении содержится тема текста?

    1) 1

    2) 2

    3) 9

    4) 5

    2. Определите стиль и тип речи.

    1) ) публицистический стиль, описание

    2) публицистический стиль, рассуждение

    3) художественный стиль, повествование

    4) художественный стиль, описание

    3.Укажите номер предложения с вводной конструкцией.

  • Слайд 4

    4. Замените словосочетание птичий щебет (предложение 8), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    5.Среди предложений 5 – 9 укажите номер предложения с неоднородными определениями.

    6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения

    И русский народ(1) создавший этот язык(2) сам призван достигнуть душевно и духовно высоты(3) на которую зовёт его язык…

  • Слайд 5
    • Расставьте недостающие знаки препинания; пропущенные буквы;
    • в роли каких членов предложения выступает слово Россия;
    • в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?

    1) В евр..пейскойчасти России есть все и возвышенности и обширные р..внины и величествен..ые реки и бе..крайние леса.2) Родина многих величайших художников Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина Росси... 3) Люблю твою Россия старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя как первую любовь России сер..це (не) забудет.

  • Слайд 6

    Цели урока: а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём; б) провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков; в) расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры; г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями; д) обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.

  • Слайд 7

    Работа над составлением кластера.

    -Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера

    • Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна?
    • Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?
    • Дайте полный устный ответ об обращении по кластеру.
    • Работа с теоретическим материалом . (&32,стр180-181).
  • Слайд 8

    Звательный падеж.

    Приплыла к нему рыбка, спросила: « Чего тебе надобно, старче?»

    Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…

  • Слайд 9

    Звательный падеж

    Пойди, к н я ж е, с нами в дань. («Повесть временных лет»)

    Милостивейший государь б а т ю ш к о! (Обращение в письме царевича Алексея в письме к Петру)

  • Слайд 10

    Устаревший звательный падеж

    • князь – княже
    • батюшка – батюшко
    • отец – отче
    • старик – старче
  • Слайд 11

    Для любознательных.Украинский язык. Звательный падеж.

    Рiдна мати моя, ти ночей не доспала… (Андрiй Малишко)

    Можна все на свiтiвибирати, сину,

    Вибрати не можна тiлькиБатькiвщину. (Дм. Павличко)

    Что в нашей современной речи осталось от звательного падежа?

  • Слайд 12

    Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)

    1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

    2. Я вернусь к тебе Россия.

    3. С чего начинается Родина?

    4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

    5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

    6. Любимый город может спать спокойно.

    7. Утоли мою жажду каплей росы.

    8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

    9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

    10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!

    Составьте схемы!

  • Слайд 13

    Составьте схемы предложений.

    2. Я вернусь к тебе, Россия.

    4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

    9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.

    10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!

    [ …, О].

    [О, … ]!

    [ …, О].

    [ …, О, … ]!

    Схемы:

  • Слайд 14

    Проверка выполнения задания.

    - В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?

    - Каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

    -Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?

  • Слайд 15

    Работа с кластером.

    1.Разорванное обращение. «Откуда, умная, бредешь ты, голова? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ»)

    2. Личные местоимения ты и вы могутвыступать в роли обращения ,например:

    - Эй, вы! Прекращайте скорее! (Достоевский);

    – Тише, ты! – крикнула Феня (Антонов).

  • Слайд 16

    Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость.

    Сравните:

    Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.);

    Прощай, ваше благородие!(А. Пушкин)

    — Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко)

    - Платить, дядя, надо, - тихо сказал кондуктор

    - Мамаша , гляди, пакет унесут.

  • Слайд 17

    Жизнь обращений сегодня.

    Как вы обратитесь к незнакомому человеку, идущему рядом с вами,с просьбой указать дорогу к Пансиону?

    Отсутствие стандартов вежливого обращения- это недостаток нашего языка или его достоинство?

  • Слайд 18

    Как вы обратитесь к незнакомому человеку, идущему рядом с вами,с просьбой указать дорогу к Пансиону?

    Отсутствие стандартов вежливого обращения- это недостаток нашего языка или его достоинство?

Посмотреть все слайды

Конспект

Конспект урока русского языка

4 класс

Программа «Школа России»

Тема урока: «Имя прилагательное. Антонимы и синонимы»

Тихомирова К.К.,

учитель начальных классов

МАОУСОШ № 1 г.Старая Русса

Цели:

развивать умение употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением;

активизировать словарный запас учащихся.

Ход урока:

Слайд № 1

Организационный момент.

Слайд № 2

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А ещё старательны!

Орфографическая минутка.

Слайд № 3 (по щелчку)

Учащиеся записывают в тетрадях словосочетания под диктовку:

Обожгло холодом, проходила вдоль изгороди, оказался в стае,

залит багрянцем, чернеет в обрыве, отъехали от деревни.

Объясните правописание «ошибкоопасных» мест.

Лексическая работа.

Слайд № 4(по щелчку)

Учащиеся объясняют значение слова багрянец.

Багрянец (книжн.) - багровый цвет: красный густого, темного оттенка. (Ожегов С. И.)

Словарная работа.

Слайд № 5 (по щелчку)

Вспомните прилагательные, обозначающие какой-либо цвет. Для подсказки на экране будут появляться существительные так или иначе с этим прилагательным связанные.

Учащиеся называют прилагательные и записывают:

Жёлтый, чёрный, багровый, голубой, коричневый, белый, фиолетовый.

«Слово о словах».

Слайд № 6 (по щелчку)

БАГРОВЫЙ И БАГРЯНЫЙ

Красную краску иного оттенка называли багр. От этого возникли названия слов: багровым называют густой красный цвет, багряным - яркий чистый красный цвет.

ГОЛУБОЙ

Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.

КОРИЧНЕВЫЙ

Образовано от слова корица. Оно в свою очередь образовано от слова кора. Первоначальное значение корицы - маленькая корочка.

ОРАНЖЕВЫЙ

Этот цвет - цвет апельсина. Апельсин по-французски оранж. От этого же корня произошло и слово оранжерея.

ФИОЛЕТОВЫЙ

Буквально значит - цвет фиалки. Слово фиачка восходит к латинскому виола - так называли этот цветок.

Формирование новых знаний.

Активизация понятия антонимы.

Слайд № 7

Игра «Наоборот».

Учитель читает стихотворение, учащиеся дружно хором вставляют антонимы.

Нам с тобой пришел черёд

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь низко,

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь...

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь...

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты...

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты...

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай...!

Какими словами «играет» автор этого стихотворения? Какое определение им можно дать?

Приведите примеры прилагательных, противоположных по значению данным: умный, злой, трудолюбивый.

Слайд № 8 (по щелчку)

Антонимы – это слова, имеющие противоположное значение.

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны! (В.А. Синицын)

Самостоятельная работа.

Слайд № 9 (по щелчку)

Задание: Спишите, заменив имя прилагательное антонимом.

Близкий –

новый –

широкий –

шершавый –

добрый –

трудный –

мокрый –

горячий –

храбрый –

чёрный –

Учащиеся выполняют работу самостоятельно, по мере необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь. Потом проводится взаимопроверка.

Близкий –

дальний,

трудный –

лёгкий,

новый –

старый,

мокрый –

сухой,

широкий –

узкий,

горячий –

холодный,

шершавый –

гладкий,

храбрый –

трусливый,

добрый –

злой,

чёрный –

белый.

Работа с синонимами.

Слайд № 10

Синонимы – это слова, близкие по значению.

Слова – синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна.

Как много в них священного для нас! (В.А. Синицын)

Слайд № 11 (по щелчку)

Задание: Спишите, заменив имя прилагательное синонимом.

Известный – знаменитый,

гигантский – большой,

печальный – грустный,

забавный – потешный,

знойный – жаркий,

влажный – мокрый,

мощный – могучий,

увлекательный – интересный.

Выборочный диктант.

Слайд № 12 (по щелчку)

Учитель читает текст и предлагает учащимся записать только прилагательные.

ДИВНЫЙ ЦВЕТОК

Из далекой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было очень высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных желтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминаю солнце. По имени яркого солнышка цветок назвали - подсолнечник. (55 слов.)

По Е. Пермяку

По окончании работы проводится коллективная проверка. Учащиеся читают записанные прилагательные, объясняют их правописание.

Итог урока.

Слайд № 13 (по щелчку)

Какие слова обогащают нашу речь?

Какие слова мы называем антонимами? Синонимами?

Что вам удалось на уроке?

Слайд № 14

Литература:

Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. – М.: ВАКО, 2004.

Русский язык. 4 класс: Поурочные планы по учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. / Авт.-сост. И.В. Мукашёва. – Волгоград: Учитель, 2005.

Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку – м.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

Конспект урока русского языка

4 класс

Программа «Школа России»

Тема урока: «Имя прилагательное. Антонимы и синонимы»

Тихомирова К.К.,

учитель начальных классов

МАОУСОШ № 1 г.Старая Русса

Цели:

развивать умение употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением;

активизировать словарный запас учащихся.

Ход урока:

Слайд № 1

Организационный момент.

Слайд № 2

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А ещё старательны!

Орфографическая минутка.

Слайд № 3 (по щелчку)

Учащиеся записывают в тетрадях словосочетания под диктовку:

Обожгло холодом, проходила вдоль изгороди, оказался в стае,

залит багрянцем, чернеет в обрыве, отъехали от деревни.

Объясните правописание «ошибкоопасных» мест.

Лексическая работа.

Слайд № 4(по щелчку)

Учащиеся объясняют значение слова багрянец.

Багрянец (книжн.) - багровый цвет: красный густого, темного оттенка. (Ожегов С. И.)

Словарная работа.

Слайд № 5 (по щелчку)

Вспомните прилагательные, обозначающие какой-либо цвет. Для подсказки на экране будут появляться существительные так или иначе с этим прилагательным связанные.

Учащиеся называют прилагательные и записывают:

Жёлтый, чёрный, багровый, голубой, коричневый, белый, фиолетовый.

«Слово о словах».

Слайд № 6 (по щелчку)

БАГРОВЫЙ И БАГРЯНЫЙ

Красную краску иного оттенка называли багр. От этого возникли названия слов: багровым называют густой красный цвет, багряным - яркий чистый красный цвет.

ГОЛУБОЙ

Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.

КОРИЧНЕВЫЙ

Образовано от слова корица. Оно в свою очередь образовано от слова кора. Первоначальное значение корицы - маленькая корочка.

ОРАНЖЕВЫЙ

Этот цвет - цвет апельсина. Апельсин по-французски оранж. От этого же корня произошло и слово оранжерея.

ФИОЛЕТОВЫЙ

Буквально значит - цвет фиалки. Слово фиачка восходит к латинскому виола - так называли этот цветок.

Формирование новых знаний.

Активизация понятия антонимы.

Слайд № 7

Игра «Наоборот».

Учитель читает стихотворение, учащиеся дружно хором вставляют антонимы.

Нам с тобой пришел черёд

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь низко,

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь...

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь...

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты...

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты...

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай...!

Какими словами «играет» автор этого стихотворения? Какое определение им можно дать?

Приведите примеры прилагательных, противоположных по значению данным: умный, злой, трудолюбивый.

Слайд № 8 (по щелчку)

Антонимы – это слова, имеющие противоположное значение.

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны! (В.А. Синицын)

Самостоятельная работа.

Слайд № 9 (по щелчку)

Задание: Спишите, заменив имя прилагательное антонимом.

Близкий –

новый –

широкий –

шершавый –

добрый –

трудный –

мокрый –

горячий –

храбрый –

чёрный –

Учащиеся выполняют работу самостоятельно, по мере необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь. Потом проводится взаимопроверка.

Близкий –

дальний,

трудный –

лёгкий,

новый –

старый,

мокрый –

сухой,

широкий –

узкий,

горячий –

холодный,

шершавый –

гладкий,

храбрый –

трусливый,

добрый –

злой,

чёрный –

белый.

Работа с синонимами.

Слайд № 10

Синонимы – это слова, близкие по значению.

Слова – синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна.

Как много в них священного для нас! (В.А. Синицын)

Слайд № 11 (по щелчку)

Задание: Спишите, заменив имя прилагательное синонимом.

Известный – знаменитый,

гигантский – большой,

печальный – грустный,

забавный – потешный,

знойный – жаркий,

влажный – мокрый,

мощный – могучий,

увлекательный – интересный.

Выборочный диктант.

Слайд № 12 (по щелчку)

Учитель читает текст и предлагает учащимся записать только прилагательные.

ДИВНЫЙ ЦВЕТОК

Из далекой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было очень высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных желтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминаю солнце. По имени яркого солнышка цветок назвали - подсолнечник. (55 слов.)

По Е. Пермяку

По окончании работы проводится коллективная проверка. Учащиеся читают записанные прилагательные, объясняют их правописание.

Итог урока.

Слайд № 13 (по щелчку)

Какие слова обогащают нашу речь?

Какие слова мы называем антонимами? Синонимами?

Что вам удалось на уроке?

Слайд № 14

Литература:

Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. – М.: ВАКО, 2004.

Русский язык. 4 класс: Поурочные планы по учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. / Авт.-сост. И.В. Мукашёва. – Волгоград: Учитель, 2005.

Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку – м.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке