Презентация на тему "Обращение и знаки препинания при нем"

Презентация: Обращение и знаки препинания при нем
Включить эффекты
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация - помощник школьникам для изучения обращений и правил их пунктуации. Детям предлагаются наводящие вопросы, с помощью которых они сами приходят к выводам о том, как определить обращение в тексте. Также им разъясняются правила и показываются визуальные примеры пунктуации обращений.

Краткое содержание

  • Изучаем обращение и правила его пунктуации
  • Наглядные примеры
  • Наводящие вопросы
  • Практическое задание

Содержание

  • Презентация: Обращение и знаки препинания при нем
    Слайд 1

    Обращение и знаки препинания при нём

    Сиразетдинова Суфия Амирхановна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Канабековская ООШ»

  • Слайд 2

    Твое достоинство

    Будь мужчиной в учении, юноша!

    Твое достоинство – учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины - не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли! С малых лет учись быть верным слову, присяге. Верность слову – твоя личная честь.

    1.Найдите обращение в этом тексте.

    2.Для чего служит обращение?

    3.Чем выражено обращение?

  • Слайд 3

    Обращение и знаки препинания при нём

  • Слайд 4

    По каким признакам можно найти обращение в предложении?

    Какова функция обращении в устной речи?

    Какую роль играют обращения в письмах?

    Как могут использоваться в поэтической речи?

    Какими частями речи могут быть выражены обращения?

    Какими знаками препинания выделяются обращения?

    Какие две разновидности обращений бывают?

  • Слайд 5

    Где обращение может стоять в предложении?

    Вера, как жаль, что нельзя вернуть прошлое.

    Нельзя ли было предупредить, милая моя, об отъезде раньше.

    Помнишь ли меня, родная?

    Обращение может стоять вне предложения.

    Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

  • Слайд 6

    Примечания:

    1. Частицао не отделяется от обращения запятой.

    О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет.

    2.Распространённое обращение может быть разбито на части.

    Откуда, умная, бредёшь ты, голова?

    3.Местоимения второго лица ты, вы не бывают обращениями. Они сообщают собеседнику, что информация будет о нём. Обращение же привлекает внимание собеседника.

  • Слайд 7

    Найдите обращения, расставьте знаки препинания.

    Простите милые долины

    И вы знакомые вершины

    И вы знакомые леса

    Прости небесная краса

    Прости весёлая природа

    А.С.Пушкин

  • Слайд 8

    Простите, милые долины,

    И вы, знакомые вершины,

    И вы, знакомые леса,

    Прости, небесная краса,

    Прости, весёлая природа.

    А.С.Пушкин

    Проверьте!

  • Слайд 9

    Найдите обращения, расставьте знаки препинания.

    Подруга дней моих суровых

    Голубка дряхлая моя

    Одна в глуши лесов сосновых

    Давно давно ты ждёшь меня.

    А.С.Пушкин

    Ах ты степь моя

    Степь привольная

    Широко ты степь

    Пораскинулась

    К морю Чёрному

    Пораскинулась!

    А.Кольцов

  • Слайд 10

    Что вы узнали нового об обращениях?

  • Слайд 11

    Источники1. поурочные планы. Автор-составитель Н.В.Сиденко)

Посмотреть все слайды

Конспект

Жирохова Валентина Александровна - учитель русского языка и литературы

Урок-лекция с элементами беседы

по русскому языку в 11классе

Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка.

Цели урока:

углубить знания о понятии «морфологические нормы» речи;

выявить нарушения морфологических норм и отработать навыки правильного образования и употребления грамматических форм слов разных частей речи;

развивать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;

повышать уровень речевой культуры и воспитывать любовь к русскому языку;

развивать языковое чутьё.

Формы работы:

индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: проблемно-поисковый

Оснащение: презентация, тесты, карточки, фишки за ответы.

Эпиграф:1. «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С.Лихачев)

2. Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. (Д.И. Писарев).

Ход урока.

Организационный момент.

Слово учителя. Здравствуйте! Садитесь.

Сегодня нам предстоит провести урок по подготовке к ЕГЭ по заданиям, связанными с морфологией и культурой речи, с которыми сталкиваются выпускники при выполнении заданий типа А и В.

Открываем тетради, записываем дату, вид работы (соблюдаем орфографический режим ведения тетради).

Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным и полезным. Форма работы будет разной: групповой, фронтальной, парной. Основной принцип парной и групповой работы - взаимоуважение.

Актуализация знаний. Слово учителя.

Предметом нашего разговора является речь. Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком – это признак образованности, интеллигентности. На уроке будем говорить о нормах русского языка, о нарушениях этих норм, будем учиться правильно употреблять в своей речи грамматические формы слов разных частей речи. В ходе работы вы должны проявить максимум лингвистических знаний, показать, насколько развиты коммуникативные способности у каждого из вас. Но самое главное, я надеюсь, что наш урок поможет повысить уровень речевой культуры и чувство любви и бережного отношения к русскому языку.

- Внимание на экран! Перед вами слова величайшего писателя-классика Антона Павловича Чехова «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». Слайд №1. (Запись в тетради)

- Как вы понимаете слова А.П.Чехова? (Учащиеся высказывают свои мнения).

- Как вы думаете, почему наш урок мы начали с высказывания А.П.Чехова? О чем конкретно будем говорить на уроке? ( О правильной речи речи.)

- Зачем нам нужно красиво и правильно говорить?

- Назовите важнейшие качества хорошей речи. (Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению.) Слайд №2. (Запись в тетради)

- Какое из указанных качеств речи по вашему мнению является главным условием хорошей речи? )(Правильность)

- Что значит «правильная речь»? (Это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка).Слайд №3 (Запись в тетради)

- Что именно мы подразумеваем под словом «норма литературного языка»? ( Это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка.)Слайд №4 (Запись в тетради)

- Перечислите, какие языковые нормы речи вам известны. ( орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Слайд №5 (Запись в тетради)

Постановка учебной проблемы.

Слово учителя.

- Итак, мы с вами вспомнили все языковые нормы. Ряд заданий ЕГЭ как раз проверяет уровень овладения данными нормами. О каком из них пойдет речь на уроке, вы должны определить, выполнив задание карточки №1. Читаем и обсуждаем в группах.

1группа- Пшенников В, Миронова К, Барахов А, 2группа- Пшенников Д, Чемпосов Т, Тыкынаев Э)

Работа с текстом. Работа в группах.

Карточка №1. Прочитайте текст. О каком важном свойстве языковой нормы идет речь в тексте?

Языковые нормы – явление историческое. Некоторые из них были выработаны давно и сохраняются до настоящего времени, а некоторые изменились.

Интересна история вариантов окончаний именительного падежа множественного числа слова трактор . Слово было заимствована в начале ХХ века из английского языка.

Первым его фиксирует «Толковый словарь русского языка» в 3 томе, вышедшем в 1940г. Литературной нормой признается только тра΄кторы,а окончание – а ( трактора΄) считается просторечным,т.е. нелитературным. Через 23 года выходит 15-й том «Словаря современного русского литературного языка». В нем обе формы (тракторы и трактора)

даются как равноправные, но по форме тракторы отдано предпочтение, она стоит на первом месте. Через 20 лет выходит «Орфоэпический словарь русского языка», в котором окончание – а ставится на первое место как более распространённое. Можно предположить, что через 10-20 лет форму тракторы дадут в нормативных словарях с пометой «устаревшее».

Об изменениях каких норм идет речь в тексте? Обоснуйте свой ответ. (Учащиеся обсуждают и высказывают свои мнения).

Введение в тему. Формулировка темы урока.

Слово учителя.

- Почему предметом речи стали именно морфологические нормы языка? (Учащиеся высказывают свои суждения). На уроке будем говорить о морфологических нормах русского языка. Слайд № 6. (Запись темы урока).

- Что мы имеем в виду под морфологическими нормами? Какие трудности вызывает выполнение заданий, связанных с морфологическими нормами?

Морфологические нормы - это нормы

формообразования имен существительных и прилагательных;

формообразования глагольных форм;

склонения и особенности сочетаемости имен числительных;

правильного определения рода несклоняемых существительных (Слайд №7)

5. Углубление знаний.

Слово учителя с элементами беседы.

- В начале урока мы с вами определили важнейшие качества хорошей речи. Умение говорить и писать красиво издавна считается отличительной чертой культурного, образованного человека. Слова Д.С.Лихачева и Д.И.Писарева, взятые эпиграфом к уроку, ещё раз подтверждают это. Слайд №8. (Запись в тетради).

- Чтобы красиво и правильно говорить и писать, каждому из нас необходимо владеть языковыми нормами. Нам предстоит на уроке рассмотреть случаи нарушения морфологических норм. Начнем с имен существительных. Нам известно, что категория рода у неодушевленных существительных носит формальный характер: род определяется по окончанию.

- Как определять родовую принадлежность у несклоняемых существительных, которые не имеют окончаний?

Работа с карточками. Работа в группах.

Карточка №2.

- По какому признаку сгруппированы слова, определите род, подберите определения. обоснуйте свой ответ.

1)Кашне ,кимоно, торнадо, хинди, салями.

2) Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси. 1группа

3) Мисс, фрейлейн, денди, леди, кутюрье.

4) Онтарио,«Таймс», Сухуми, Конго, Гоби.

5)СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ. 2группа

6)Луна-парк, плащ-палатка, женщина-посол.

- Прошу обменяться карточками и проверить правильность ответов. Ответы на слайде.

Ответ. Слайд №9�

Шелковое кашне

Яркое кимоно слова, обозначающие неодушевленные предметы

Разрушительный торнадо относятся к ср.р, м.р, ж.р.

Трудный хинди

Вкусная салями

Ласковый пони

Огромный шимпанзе слова, обозначающие названия животных

Редкая цеце относятся к м.р, могут быть ж.р.если речь идет

Яркий какаду о самке

Вкусная иваси слова «цеце» , «иваси»-ж.р.

Юная мисс

Очаровательная фрейлейн род слов, обозначающих людей, соответствует их

Чопорный денди полу.

Старая леди

Знаменитое Онтарио род несклоняемых имен собственных определяется

Ежедневная «Таймс» по родовому понятию (город, река, пустыня,газета)

Солнечный Сухуми

Полноводная Конго

Безжизненная Гоби

СНГ было образовано

ООН объявила род сложносокращенных слов определяется по

МГУ объявил главному слову

ГЭС построена

ФСБ предупредила

Интересный луна-парк род сложных существительных определяется по

Брезентовая плащ-палатка двум правилам: если 1-аячасть не изменяется,

Красивая женщина-посол то род определяется по 2-ой части.

Если склоняются обе части, то по первому слову

Слово учителя.

- Итак, что дало нам выполнение данной работы? (Мы рассмотрели трудные случаи в определении рода у несклоняемых имен существительных).

- Как часто в повседневнойжизнивстречаются случаи неправильного произношения тех или иных слов? ( В жизни часто бывают моменты, когда возникают сомнения в правильности произношения тех или иных слов. Например)

Вывод: Чтобы быть уверенным в том, что вы говорите правильно, надо запомнить правила определения рода неизменяемых существительных. .

- В различных вариантах тестовых заданий для опознания представлены неверно образованные формы слов. Чтобы справиться с этим заданием, следует вспомнить основные правила образования наиболее сложных для употребления в речи форм различных частей речи. ( Презентация)

Работа с карточками №3. Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

Найдите ошибки в образовании формы слова. Определите, к какой части речи относятся слова, в которых допущены морфологические ошибки. Сформулируйте правила, необходимые для правильного написания

1. а) обойтись семьюдесятью шестью днями;

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

2.

а) к две тысячи восьмом году;

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

3

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

в) до две тысячи двадцать второго года;

г) старые профессора.

4

а) у обоих девушек;

б) свыше четырех тысяч метров;

в) несколько юношей;

г) попробую.

5

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров.

6.

а)сильнейший борец;

б)здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

Ответы. Слайд №11

1.

а) обойтись семьюдесятью шестью днями;

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

2.

а) к две тысячи восьмом году;

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

3

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

в) до две тысячи двадцать второго года;

г) старые профессора.

4

а) у обоих девушек;

б) свыше четырех тысяч метров;

в) несколько юношей;

г) попробую.

5

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров.

6.

а)сильнейший борец;

б)здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

- Соотнесите свои выводы с правилами, представленными на слайде №11

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие моменты урока были для вас наиболее интересны? Какие задания вызвали у вас трудности?

- Итак, ребята, мы вспомнили все правила формообразований различных частей речи. Подведем итог нашему уроку.

Подведение итогов.

- Разрешите прочитать небольшую цитату из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»: «Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо». Слайд №12

Я надеюсь, что та информация, полученная сегодня на уроке, поможет вам успешно сдать ЕГЭ.

7. Рефлексия.

-- Что дал вам этот урок? Каковы ваши впечатления? Какие пожелания вы хотели бы сказать мне, своим одноклассникам? Слайд № 13

8.Д/з. Как часто мы допускаем нарушения морфологических норм? Понаблюдайте за речью окружающих, запишите примеры.

Карточка №1. Прочитайте текст. О каком важном свойстве языковой нормы идет речь в тексте?

Языковые нормы – явление историческое. Некоторые из них были выработаны давно и сохраняются до настоящего времени, а некоторые изменились.

Интересна история вариантов окончаний именительного падежа множественного числа слова трактор . Слово было заимствована в начале ХХ века из английского языка.

Первым его фиксирует «Толковый словарь русского языка» в 3 томе, вышедшем в 1940г. Литературной нормой признается только тра΄кторы,а окончание – а ( трактора΄) считается просторечным,т.е. нелитературным. Через 23 года выходит 15-й том «Словаря современного русского литературного языка». В нем обе формы (тракторы и трактора)

даются как равноправные, но по форме тракторы отдано предпочтение, она стоит на первом месте. Через 20 лет выходит «Орфоэпический словарь русского языка», в котором окончание – а ставится на первое место как более распространённое. Можно предположить, что через 10-20 лет форму тракторы дадут в нормативных словарях с пометой «устаревшее».

Об изменениях каких норм идет речь в тексте? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №2.

- По какому признаку сгруппированы слова, определите род, подберите определения. обоснуйте свой ответ.

1)Кашне ,кимоно, торнадо, хинди, салями.

2) Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси.

3) Мисс, фрейлейн, денди, леди, кутюрье.

4) Онтарио,«Таймс», Сухуми, Конго, Гоби.

5)СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ.

6)Луна-парк, плащ-палатка, женщина-посол.

Карточка №3. .

Найдите ошибки в образовании формы слова. Определите, к какой части речи относятся слова, в которых допущены морфологические ошибки. Сформулируйте правила, необходимые для правильного написания

1. а) обойтись семьюдесятью шестью днями;

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

2.

а) к две тысячи восьмом году;

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

3

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

в) до две тысячи двадцать второго года;

г) старые профессора.

4

а) у обоих девушек;

б) свыше четырех тысяч метров;

в) несколько юношей;

г) попробую.

5

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров.

6.

а)сильнейший борец;

б)здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

Жирохова Валентина Александровна - учитель русского языка и литературы

Урок-лекция с элементами беседы

по русскому языку в 11классе

Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка.

Цели урока:

углубить знания о понятии «морфологические нормы» речи;

выявить нарушения морфологических норм и отработать навыки правильного образования и употребления грамматических форм слов разных частей речи;

развивать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;

повышать уровень речевой культуры и воспитывать любовь к русскому языку;

развивать языковое чутьё.

Формы работы:

индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: проблемно-поисковый

Оснащение: презентация, тесты, карточки, фишки за ответы.

Эпиграф:1. «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С.Лихачев)

2. Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. (Д.И. Писарев).

Ход урока.

Организационный момент.

Слово учителя. Здравствуйте! Садитесь.

Сегодня нам предстоит провести урок по подготовке к ЕГЭ по заданиям, связанными с морфологией и культурой речи, с которыми сталкиваются выпускники при выполнении заданий типа А и В.

Открываем тетради, записываем дату, вид работы (соблюдаем орфографический режим ведения тетради).

Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным и полезным. Форма работы будет разной: групповой, фронтальной, парной. Основной принцип парной и групповой работы - взаимоуважение.

Актуализация знаний. Слово учителя.

Предметом нашего разговора является речь. Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком – это признак образованности, интеллигентности. На уроке будем говорить о нормах русского языка, о нарушениях этих норм, будем учиться правильно употреблять в своей речи грамматические формы слов разных частей речи. В ходе работы вы должны проявить максимум лингвистических знаний, показать, насколько развиты коммуникативные способности у каждого из вас. Но самое главное, я надеюсь, что наш урок поможет повысить уровень речевой культуры и чувство любви и бережного отношения к русскому языку.

- Внимание на экран! Перед вами слова величайшего писателя-классика Антона Павловича Чехова «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». Слайд №1. (Запись в тетради)

- Как вы понимаете слова А.П.Чехова? (Учащиеся высказывают свои мнения).

- Как вы думаете, почему наш урок мы начали с высказывания А.П.Чехова? О чем конкретно будем говорить на уроке? ( О правильной речи речи.)

- Зачем нам нужно красиво и правильно говорить?

- Назовите важнейшие качества хорошей речи. (Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению.) Слайд №2. (Запись в тетради)

- Какое из указанных качеств речи по вашему мнению является главным условием хорошей речи? )(Правильность)

- Что значит «правильная речь»? (Это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка).Слайд №3 (Запись в тетради)

- Что именно мы подразумеваем под словом «норма литературного языка»? ( Это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка.)Слайд №4 (Запись в тетради)

- Перечислите, какие языковые нормы речи вам известны. ( орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Слайд №5 (Запись в тетради)

Постановка учебной проблемы.

Слово учителя.

- Итак, мы с вами вспомнили все языковые нормы. Ряд заданий ЕГЭ как раз проверяет уровень овладения данными нормами. О каком из них пойдет речь на уроке, вы должны определить, выполнив задание карточки №1. Читаем и обсуждаем в группах.

1группа- Пшенников В, Миронова К, Барахов А, 2группа- Пшенников Д, Чемпосов Т, Тыкынаев Э)

Работа с текстом. Работа в группах.

Карточка №1. Прочитайте текст. О каком важном свойстве языковой нормы идет речь в тексте?

Языковые нормы – явление историческое. Некоторые из них были выработаны давно и сохраняются до настоящего времени, а некоторые изменились.

Интересна история вариантов окончаний именительного падежа множественного числа слова трактор . Слово было заимствована в начале ХХ века из английского языка.

Первым его фиксирует «Толковый словарь русского языка» в 3 томе, вышедшем в 1940г. Литературной нормой признается только тра΄кторы,а окончание – а ( трактора΄) считается просторечным,т.е. нелитературным. Через 23 года выходит 15-й том «Словаря современного русского литературного языка». В нем обе формы (тракторы и трактора)

даются как равноправные, но по форме тракторы отдано предпочтение, она стоит на первом месте. Через 20 лет выходит «Орфоэпический словарь русского языка», в котором окончание – а ставится на первое место как более распространённое. Можно предположить, что через 10-20 лет форму тракторы дадут в нормативных словарях с пометой «устаревшее».

Об изменениях каких норм идет речь в тексте? Обоснуйте свой ответ. (Учащиеся обсуждают и высказывают свои мнения).

Введение в тему. Формулировка темы урока.

Слово учителя.

- Почему предметом речи стали именно морфологические нормы языка? (Учащиеся высказывают свои суждения). На уроке будем говорить о морфологических нормах русского языка. Слайд № 6. (Запись темы урока).

- Что мы имеем в виду под морфологическими нормами? Какие трудности вызывает выполнение заданий, связанных с морфологическими нормами?

Морфологические нормы - это нормы

формообразования имен существительных и прилагательных;

формообразования глагольных форм;

склонения и особенности сочетаемости имен числительных;

правильного определения рода несклоняемых существительных (Слайд №7)

5. Углубление знаний.

Слово учителя с элементами беседы.

- В начале урока мы с вами определили важнейшие качества хорошей речи. Умение говорить и писать красиво издавна считается отличительной чертой культурного, образованного человека. Слова Д.С.Лихачева и Д.И.Писарева, взятые эпиграфом к уроку, ещё раз подтверждают это. Слайд №8. (Запись в тетради).

- Чтобы красиво и правильно говорить и писать, каждому из нас необходимо владеть языковыми нормами. Нам предстоит на уроке рассмотреть случаи нарушения морфологических норм. Начнем с имен существительных. Нам известно, что категория рода у неодушевленных существительных носит формальный характер: род определяется по окончанию.

- Как определять родовую принадлежность у несклоняемых существительных, которые не имеют окончаний?

Работа с карточками. Работа в группах.

Карточка №2.

- По какому признаку сгруппированы слова, определите род, подберите определения. обоснуйте свой ответ.

1)Кашне ,кимоно, торнадо, хинди, салями.

2) Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси. 1группа

3) Мисс, фрейлейн, денди, леди, кутюрье.

4) Онтарио,«Таймс», Сухуми, Конго, Гоби.

5)СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ. 2группа

6)Луна-парк, плащ-палатка, женщина-посол.

- Прошу обменяться карточками и проверить правильность ответов. Ответы на слайде.

Ответ. Слайд №9�

Шелковое кашне

Яркое кимоно слова, обозначающие неодушевленные предметы

Разрушительный торнадо относятся к ср.р, м.р, ж.р.

Трудный хинди

Вкусная салями

Ласковый пони

Огромный шимпанзе слова, обозначающие названия животных

Редкая цеце относятся к м.р, могут быть ж.р.если речь идет

Яркий какаду о самке

Вкусная иваси слова «цеце» , «иваси»-ж.р.

Юная мисс

Очаровательная фрейлейн род слов, обозначающих людей, соответствует их

Чопорный денди полу.

Старая леди

Знаменитое Онтарио род несклоняемых имен собственных определяется

Ежедневная «Таймс» по родовому понятию (город, река, пустыня,газета)

Солнечный Сухуми

Полноводная Конго

Безжизненная Гоби

СНГ было образовано

ООН объявила род сложносокращенных слов определяется по

МГУ объявил главному слову

ГЭС построена

ФСБ предупредила

Интересный луна-парк род сложных существительных определяется по

Брезентовая плащ-палатка двум правилам: если 1-аячасть не изменяется,

Красивая женщина-посол то род определяется по 2-ой части.

Если склоняются обе части, то по первому слову

Слово учителя.

- Итак, что дало нам выполнение данной работы? (Мы рассмотрели трудные случаи в определении рода у несклоняемых имен существительных).

- Как часто в повседневнойжизнивстречаются случаи неправильного произношения тех или иных слов? ( В жизни часто бывают моменты, когда возникают сомнения в правильности произношения тех или иных слов. Например)

Вывод: Чтобы быть уверенным в том, что вы говорите правильно, надо запомнить правила определения рода неизменяемых существительных. .

- В различных вариантах тестовых заданий для опознания представлены неверно образованные формы слов. Чтобы справиться с этим заданием, следует вспомнить основные правила образования наиболее сложных для употребления в речи форм различных частей речи. ( Презентация)

Работа с карточками №3. Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

Найдите ошибки в образовании формы слова. Определите, к какой части речи относятся слова, в которых допущены морфологические ошибки. Сформулируйте правила, необходимые для правильного написания

1. а) обойтись семьюдесятью шестью днями;

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

2.

а) к две тысячи восьмом году;

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

3

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

в) до две тысячи двадцать второго года;

г) старые профессора.

4

а) у обоих девушек;

б) свыше четырех тысяч метров;

в) несколько юношей;

г) попробую.

5

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров.

6.

а)сильнейший борец;

б)здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

Ответы. Слайд №11

1.

а) обойтись семьюдесятью шестью днями;

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

2.

а) к две тысячи восьмом году;

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

3

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

в) до две тысячи двадцать второго года;

г) старые профессора.

4

а) у обоих девушек;

б) свыше четырех тысяч метров;

в) несколько юношей;

г) попробую.

5

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров.

6.

а)сильнейший борец;

б)здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

- Соотнесите свои выводы с правилами, представленными на слайде №11

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие моменты урока были для вас наиболее интересны? Какие задания вызвали у вас трудности?

- Итак, ребята, мы вспомнили все правила формообразований различных частей речи. Подведем итог нашему уроку.

Подведение итогов.

- Разрешите прочитать небольшую цитату из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»: «Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо». Слайд №12

Я надеюсь, что та информация, полученная сегодня на уроке, поможет вам успешно сдать ЕГЭ.

7. Рефлексия.

-- Что дал вам этот урок? Каковы ваши впечатления? Какие пожелания вы хотели бы сказать мне, своим одноклассникам? Слайд № 13

8.Д/з. Как часто мы допускаем нарушения морфологических норм? Понаблюдайте за речью окружающих, запишите примеры.

Карточка №1. Прочитайте текст. О каком важном свойстве языковой нормы идет речь в тексте?

Языковые нормы – явление историческое. Некоторые из них были выработаны давно и сохраняются до настоящего времени, а некоторые изменились.

Интересна история вариантов окончаний именительного падежа множественного числа слова трактор . Слово было заимствована в начале ХХ века из английского языка.

Первым его фиксирует «Толковый словарь русского языка» в 3 томе, вышедшем в 1940г. Литературной нормой признается только тра΄кторы,а окончание – а ( трактора΄) считается просторечным,т.е. нелитературным. Через 23 года выходит 15-й том «Словаря современного русского литературного языка». В нем обе формы (тракторы и трактора)

даются как равноправные, но по форме тракторы отдано предпочтение, она стоит на первом месте. Через 20 лет выходит «Орфоэпический словарь русского языка», в котором окончание – а ставится на первое место как более распространённое. Можно предположить, что через 10-20 лет форму тракторы дадут в нормативных словарях с пометой «устаревшее».

Об изменениях каких норм идет речь в тексте? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №2.

- По какому признаку сгруппированы слова, определите род, подберите определения. обоснуйте свой ответ.

1)Кашне ,кимоно, торнадо, хинди, салями.

2) Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси.

3) Мисс, фрейлейн, денди, леди, кутюрье.

4) Онтарио,«Таймс», Сухуми, Конго, Гоби.

5)СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ.

6)Луна-парк, плащ-палатка, женщина-посол.

Карточка №3. .

Найдите ошибки в образовании формы слова. Определите, к какой части речи относятся слова, в которых допущены морфологические ошибки. Сформулируйте правила, необходимые для правильного написания

1. а) обойтись семьюдесятью шестью днями;

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

2.

а) к две тысячи восьмом году;

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

3

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

в) до две тысячи двадцать второго года;

г) старые профессора.

4

а) у обоих девушек;

б) свыше четырех тысяч метров;

в) несколько юношей;

г) попробую.

5

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров.

6.

а)сильнейший борец;

б)здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке