Презентация на тему "ОГЭ: задание 3 Фразеологизмы, особенности их употребления и использования в речи" 9 класс

Презентация: ОГЭ: задание 3 Фразеологизмы, особенности их употребления и использования в речи
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.77 Мб). Тема: "ОГЭ: задание 3 Фразеологизмы, особенности их употребления и использования в речи". Предмет: русский язык. 25 слайдов. Для учеников 9 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    25
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ОГЭ: задание 3 Фразеологизмы, особенности их употребления и использования в речи
    Слайд 1

    Текст как речевое произведение

    ОГЭ: Задание №3 Фразеологизмы, особенности их употребления и использования в речи Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 г.Москвы Королева Ольга Олеговна

  • Слайд 2

    Фразеологизмы 

    Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению,   составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц, входящие в состав фразеологизма нельзя убрать. Фразеологизм можно заменить одним словом. Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку - быстро

  • Слайд 3

    Подчеркните в данных словосочетаниях и предложениях фразеологизмы.

    Сломя голову, тыквенные семечки, сложа руки, со всех ног, идти в ногу, идёт по полю, одного поля ягода, клевать носом, постарайтесь не отвлекаться, византийский мастер, уйти в себя, себе на уме, красная шапочка, око за око, из года в год, ни конца ни краю, поставить на место, с минуту на минуту, от мала до велика, нос к носу, развесить уши, канцелярская крыса, потерять голову, выучить уроки, пускать пыль в глаза, молоть вздор, поперёк горла, мозолить глаза, острый язык, на самом деле, в конце концов, со всех ног, красиво говорит, себе на уме, кривить душой, люблю зиму, в двух словах, потерять голову, хорошее впечатление, произвести впечатление, тёртый калач, взять себя в руки, уйти в себя, и стар и млад, слева от дороги, без году неделя, дать жару, четыре года.

  • Слайд 4

    Сломя голову, тыквенные семечки, сложа руки, со всех ног, идти в ногу, идёт по полю, одного поля ягода, клевать носом, постарайтесь не отвлекаться, византийский мастер, уйти в себя, себе на уме, красная шапочка, око за око, из года в год, ни конца ни краю, поставить на место, с минуту на минуту, от мала до велика, нос к носу, развесить уши, канцелярская крыса, потерять голову, выучить уроки, пускать пыль в глаза, молоть вздор, поперёк горла, мозолить глаза, острый язык,на самом деле, в конце концов, со всех ног, красиво говорит, себе на уме, кривить душой, люблю зиму, в двух словах, потерять голову, хорошее впечатление, произвести впечатление, тёртый калач, взять себя в руки, уйти в себя, и стар и млад, слева от дороги, без году неделя, дать жару, четыре года, развесить уши.

  • Слайд 5

    Задание 1

    Определить источники происхождения данных фразеологизмов.  Во всю ивановскую За тридевять земель Авгиевы конюшни Потерпеть фиаско Слова для справок: история страны(обычаи наших предков); русские народные сказки, Мифы Древней Греции; иностранные языки. Вывод 1: Источники фразеологизмов по происхождению: исконно русские и заимствованные.

  • Слайд 6

    Задание 2

    Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы   и антоним (можно использовать слова для справок). 1.Не покладая рук 2. Мчаться на всех парусах Слова для справок:  засучив рукава, работать     спустя рукава), только пятки засверкали, черепашьим шагом ). Ответ: 1.Не покладая рук (синонимы: засучив рукава, до седьмого пота, антоним работать     спустя рукава).2. Мчаться на всех парусах (синонимы: только пятки засверкали-антоним черепашьим шагом ). Вывод 2: Фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы.

  • Слайд 7

    Задание3

    Определить синтаксическую функцию фразеологизмов В колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды велосипед. Я прошу тебя не вешать нос. У него золотые руки. Ответ: В колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды велосипед – определение Я прошу тебя не вешать нос    - сказуемое У него золотые руки. – подлежащее Вывод 3:  Являются одним членом предложения.

  • Слайд 8

    Задание 4

    Заменить    выделенные  в тексте слова и словосочетания фразеологизмами. Сделайте  вывод о роли фразеологизмов в речи. Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений. Вообще он очень хорошо знал эту тему, потому что на уроках все быстро воспринимал и легко усваивал, а вот его друг Вовка в это время бездельничал и порой даже дремал. Слова для справок: как по маслу, как свои пять пальцев, схватывал на лету, бил баклуши, клевал носом.

  • Слайд 9

    Ответ

    Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла как по маслу.  Вообще он как свои пять пальцев знал эту тему, потому что на уроках все схватывал на лету, а вот его друг Вовка в это время бил баклушии порой даже клевал носом. Вывод 4: Фразеологизмы необходимы нам в речи, так  как они  придают нашей речи образность и выразительность.

  • Слайд 10

    ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

    1. Источники фразеологизмов по происхождению: исконно русские и заимствованные. 2. Могут иметь синонимы и антонимы. 3. Являются одним членом предложения. 4. Делают речь яркой и    выразительной. 5. Устойчивые неделимые сочетания 6. Смысл имеет все выражение

  • Слайд 11

    Стилистические особенности

    Нейтральные - употребляются во всех стилях речи (время от времени, от мала до велика) Книжные - употребляются в книжных стилях (зондировать почву, камень преткновения) Разговорные - в устной форме (глаз радует, сквозь зубы) Просторечные - сниженные, грубые (дурить голову, клёвое дело)

  • Слайд 12

    Ошибки в употреблении фразеологизмов

  • Слайд 13

    Напишите сочинение-рассуждение

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Слайд 14

    Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему

    Структура  сочинения-рассуждения. 1. Тезис. Комментарий 2. Аргументы (2). (Приводя примеры-аргументы, ученикам нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение, указать роль в тексте). 3.  Вывод.

  • Слайд 15

    Обратимся к цитате

    «Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (Из учебника русского языка) . Выделите ключевые слова в цитате.

  • Слайд 16

    Текст из сборника Цыбулько вариант №32

    1. О чем этот текст?2. Какова основная мысль этого текста?3. Как можно озаглавить текст?4. Чему нас учит эта история?  Задание: Найти в тексте фразеологизмы, объяснить их значение.

  • Слайд 17
  • Слайд 18

    Работа  над лингвистическим сочинением.

    I Работа над вступлением. II Работанад  введением первого аргумента (выбираем тот фразеологизм, значение которого можем истолковать.) III Работа над  введением второго аргумента. IV Работа над заключением. У вас есть шаблоны, которые помогут справиться с заданием и текст Б.Раевского

  • Слайд 19

    Шаблон для сочинения 

    Я согласен __________________. Действительно,_________________________.Чтобы подтвердить сказанное,_______________________. В предложении_____________________встречается  фразеологизм _____________________. Это устойчивое _________________________________   выражает __________________________.   В предложении___________авториспользует___________фразеологизм________. Его можно заменить синонимом____________. Данный фразеологизм_________________________. Таким образом, мне удалось доказать, что___________________.

  • Слайд 20

    Примерный образец сочинения

    Я согласен с  высказыванием авторов учебника: «Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Действительно, очень часто в своей речи мы  неосознанно, как бы само собой,  употребляем  фразеологизмы, ведь они знакомы нам с детства. Они помогают нам передать наши чувства, эмоции, делают нашу речь  более образной и выразительной. Чтобы подтвердить сказанное , обратимся к тексту Б. Раевского.

  • Слайд 21

    В предложении 20 встречается фразеологизм «стер с лица земли». Это устойчивое сочетание слов выражает искреннее желание Юлия отомстить Яшке за постоянные унижения, чтобы его никогда не встречать его на своем пути.

  • Слайд 22

    В предложении 58  автор использует фразеологизм  «руки чесались». Его можно заменить синонимом «немедленно приступить к задуманному». Но устойчивое выражение звучит в тексте  ярче и эмоциональнее. Данный фразеологизм автор употребляет, чтобы показать, с каким нетерпением Яшка ждал встречи с Юлой. 

  • Слайд 23

    Таким образом, мне удалось доказать, что фразеологизмы, действительно, являются неизменными спутниками нашей жизни, мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы нам с детства.

  • Слайд 24

    Использованные материалы

    http://pptcloud.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru  

  • Слайд 25
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке