Презентация на тему "Орфоэпические нормы"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, с помощью которой преподаватель знакомит учащихся с орфоэпией и основными темами, которые она изучает. С помощью наглядных примеров и пояснительных схем педагог доносит до школьников новую для них тему.

Краткое содержание

  • Знакомство с орфоэпией
  • Безударные гласные
  • Согласные звуки
  • Литературное ударение
  • Произношение иностранных слов

Содержание

  • Слайд 1

     

    Орфоэпические нормы

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

     

    Если бы я был царь, я бы издал закон, что читатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог

    Л.Н.Толстой

  • Слайд 3

     

    (от греч. оrthos – правильное, eros – речь) включает в себя произношение безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения, а так же постановку ударения. Сложилась в первой половине XVIII века.

    Орфоэпия

  • Слайд 4

     

  • Слайд 5

     

    Качественная редукция - это изменение тембра звучания гласного;(со[а]сна) количественная редукция - это уменьшение его долготы и силы (трава).

    Безударные гласные

  • Слайд 6

     

    В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а], например: [а]зот, [а]бладать.

    Безударные гласные

  • Слайд 7

     

    После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а], например: ж[а]ргон, ш[а]гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э], например: ж[ыэ]леть, лош[ыэ]дей

    Безударные гласные

  • Слайд 8

     

    После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между [и] и [э], например: в[иэ]сна, ч[иэ]сы.

    Безударные гласные

  • Слайд 9

     

    В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый знаком [ь], например: в[ь]ликан, вын[ь]сти, п[ь]тачок, выт[ь]нуть.

    Безударные гласные

  • Слайд 10

     

    На месте сочетаний букв аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносятся гласные [аа], например: з[аа]сфальтировать, з[аа]дно, п[аа]нглийски, в[аа]бразить.

    Безударные гласные

  • Слайд 11

     

    В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются, например: ястре[п], разбе[к], запа[т], бага[ш], тра[ф]ка, ска[с]ка.

    Согласные звуки

  • Слайд 12

     

    На месте глухих согласных перед звонкими (кроме в), произносятся соответствующие звонкие, например: [з]бежать, о[д] бросить, во[к]зал.

    Согласные звуки

  • Слайд 13

     

    В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко. Например: [з'д']есь, гво[з'д']и, е[с'л']и, ка[з'н'], ку[з'н']ец, пе[н'с']ия. Встречаются два варианта произношения некоторых слов, например: [з'л']ить и [зл']ить, по[с'л']е и по[сл']е.

    Согласные звуки

  • Слайд 14

     

    Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными, например: [д'в']ерь и [дв']ерь, [з'в']ерь и [зв']ерь. Первые варианты звучат все реже.

    Согласные звуки

  • Слайд 15

     

    Двойным согласным буквам соответствует долгий согласный звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог, например:гру[П]а, ма[С]а, програ[М]а

    Согласные звуки

  • Слайд 16

     

    Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы, например:а[к]орд, ба[с]ейн, гра[м]атика.

    Согласные звуки

  • Слайд 17

     

    В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, буква о в безударном положении произносится четко: [о], то есть без редукции: [о]тель, кака[о], ради[о]. Иногда допускается двоякое произношение: п[о]эт - п[а]эт, с[о]нет - с[а]нет и др.

    Произношения иностранных слов

  • Слайд 18

     

    Перед гласным, обозначаемым буквой е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твердо: а[тэ]лье, ко[дэ]кс, ка[фэ], Шо[пэ]н. Чтобы не ошибиться, следует заглядывать в словарь литературного произношения!

    Произношения иностранных слов

  • Слайд 19

     

    Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например:бинт - бинта, штрих - штриха, зонт - зонта.

    Литературные ударения

  • Слайд 20

     

    В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне; ср.:

    1) весна - весну, нора - нору, стопа - стопу;

    2) гора - гору, доска - доску, цена - цену, щека - щёку.

    Литературные ударения

  • Слайд 21

     

    С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: на груди, на двери, в ночи, в сети, в чести.

    Литературные ударения

  • Слайд 22

     

    В родительном падеже множественного числа произносятся:

    1) с ударением на основе: местностей, почестей, прибылей;

    2) с ударением на окончании: ведомостей, крепостей, новостей, повестей, скатертей, четвертей.

    Литературные ударения

  • Слайд 23

     

    Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без.

    Литературные ударения

  • Слайд 24

     

    Например:

    на:на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на ухо, на день, на два, на шесть, на сто;

    за:за воду, за ногу, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ночь, за два, за шесть, за сто;

    Литературные ударения

  • Слайд 25

     

    под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

    по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по два, по сто, по двое;

    из:из лесу, из дому, из носу, из виду;

    без:без вести, без толку, без году неделя

    Литературные ударения

  • Слайд 26

     

    Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании:

    брала, была, взяла, вила, вняла, врала, гнала, дала, доняла, драла, жила, задала, заняла, звала, лила, нажила, наняла, начала, пила, плыла, поняла, прибыла, приняла, рвала, раздала, слыла, сняла, спала и др.

    Литературные ударения

  • Слайд 27

     

    У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: взят - взята - взято - взяты; принят - принята - принято - приняты; продан - продана - продано - проданы; прожит - прожита - прожито - прожиты и т.д.

    Литературные ударения

  • Слайд 28

     

    В разговорной речи часто наблюдаются отступления от литературных ударений в кратких формах прилагательных и причастий. Однако если вы вдруг засомневаетесь, как правильно произнести - правы или правы, вспомните пушкинские слова:

  • Слайд 29

     

    Безумец я!

    Вы прАвы, правЫ!..

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд