Презентация на тему " Подготовка к олимпиаде по русскому языку"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация содержит в себе ряд заданий - вопросов для подготовки детей к Олимпиаде по русскому языку. Вопросы из области различных наук, изучающих наш язык - этимология, фразеология и т.д. Данная работа будет интересна ни только ученикам, но возможно, и некоторым учителям.

Краткое содержание

  • Сборник заданий для подготовки к Олимпиаде по русскому языку
  • Вопросы по этимологии
  • Фразеологизмы
  • Паронимы

Содержание

  • Слайд 1

    Подготовка к олимпиаде по русскому языку

  • Слайд 2

    Выбери вопрос!

  • Слайд 3

    Вопрос от писателя 10

    С какой целью И Северянин использует повтор выделенных звуков? Как называется этот приём?

    Морозом выпитые лужи,

    Хрустят и хрупки, как хрусталь.

    Этот приём называется аллитерацией – повтором согласных звуков. В стихотворении он используется для того, чтобы читатель «услышал» картину, аллитерация вызывает ассоциацию у читателя, будто он слышит хруст.

  • Слайд 4

    Вопрос от писателя 20

    Объясните правописание выделенного имени прилагательного в отрывке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус».

    Белеет парус одинокой

    В тумане моря голубом!..

    Что ищет он в стране далёкой?

    Что кинул он в краю родном?...

    __________________________

    Здесь Лермонтов отражает на письме особенности произношения имён прилагательных, оканчивающихся на ГИЙ, КИЙ, ХИЙ. Во времена Лермонтова заднеязычные согласные Г, К, Х в этих случаях произносились как твёрдыеубогъй, убогой, лёгкъй, лёгкой, тихъй, тихой, одинокъй, одинокой

  • Слайд 5

    Вопрос от писателя 30

    Объясните рифмовку выделенных слов в отрывке из стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил…»

    Я вас любил безмолвно, безнадежно,

    То робостью, то ревностью томим;

    Я вас любил так искренно, так нежно,

    Как дай вам Бог любимой быть другим.

    _____________________________

    Следует читать безнадежно – нежно. На месте звука О (буква Ё) произносится звук Э (буква Е). Это архаическая форма, используемая в произведениях 18-19 века с целью придания возвышенности.

  • Слайд 6

    Вопрос от писателя 40

    Объясните рифмовку выделенных слов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

    В свою деревню в ту же пору

    Помещик новый прискакал

    И столь же строгому разбору

    В соседстве повод подавал.

    По имени Владимир Ленский,

    С душою прямо геттингенской…

    ______________________________

    Здесь Пушкин отражает на письме особенности произношения имён прилагательных, оканчивающихся на ГИЙ, КИЙ, ХИЙ. Во времена Пушкина заднеязычные согласные Г, К, Х в этих случаях произносились как твёрдыеубогъй, убогой, лёгкъй, лёгкой, тихъй, тихой, Ленскъй, Ленской, геттингенскъй, геттингенской.

  • Слайд 7

    Вопрос от писателя 50

    Какими звуками А. С. Пушкин передаёт грохот и топот копыт в стихах из поэмы «Медный всадник»?

    Как будто грома грохотанье –

    Тяжёло-звонкое скаканье

    По потрясённой мостовой.

    _________________________

    Используется звукопись и аллитерация в данном отрывке при помощи звуков Р, СЖ, З

  • Слайд 8

    Этимология 10

    Можно ли считать этимологически родственными слова: бедро – берцовая (кость)?

    Этимологически родственные

    Эти слова древнерусского происхождения. Бедрьце – берцо. В результате падения редуцированных гласных, упрощения ДР в Р и изменения под ударением Е в О.

  • Слайд 9

    Этимология 20

    Можно ли считать этимологически родственными слова: пряник, пряный, пряжа, пряжка?

    Этимологически родственные пряник и пряный. Пряник образовалось от «пряный», а «пряный» от «пьпьръ» – перец.

    Пряжа и пряжка не этимологически родственные к этим словам. Пряжа от «прясть». Ж/СТ . Пряжка исконно русское, образовалось от пряжь – «застёжка, пряжка». Также родственными к этим словам являются слова «прячь» и «супруг».

  • Слайд 10

    Этимология 30

    Можно ли считать этимологически родственными слова: век – веко – увечье - вечер?

    Этимологически родственные век и увечье. Век – первоначальное значение – сила, здоровье

    Увечье – приставка У – отрицательное значение придаёт.

    Этимологически родственные веко и вечер. Веко – буквально «покрышка»

    Вечер – буквально «закрывающий день». К/Ч

  • Слайд 11

    Этимология 40

    Можно ли считать этимологически родственными слова: вор – врать – ворожить – врач – ворон – воронка - вороной?

    Вор – вьрати – «врать» Первичное значение «лгун, обманщик»

    Врать – врач – исконно русские. Вьрати «говорить» + ЧЬ

    Ворон – вороной – общеслав. Буквально «цвета воронова крыла»

    Ворожит от ворог- враг

    Таким образом этимологически родственными являются вор, врать, врач

  • Слайд 12

    Этимология 50

    Можно ли считать этимологически родственными слова: ваять – вить - вития ?

    Ваять (общеслав.) от глагола «вить». Развитие значения шло таким образом: «заставлять виться» – «плести» – «лепить из глины» – «высекать из камня»

    Вития – поэт – тот, кто вьёт, плетёт стихи, стихоплёт

  • Слайд 13

     

    Можно ли считать этимологически родственными слова: верста – вертеть – верстак – сверстник – вертел - время?

    Верста – от основы «вертеть» Первичное значение «оборот плуга», затем «расстояние от одного до другого поворота плуга»

    Вертеть – вертел – от основы «вертеть». Буквально «то, что вертят, когда жарят мясо»

    Время (старослав.) – первоначальное значение «возвращение, чередование дня и ночи».

    Сверстник – от верста, буквально «те, у кого вёрсты одинаковые»

    Верстак – от верстать – «делать, собирать»

  • Слайд 14

    Объясни фразеологизм 10

    Объясните значение и происхождение крылатого выражения «не мечите бисер перед свиньями»

    Бесполезно говорить о вечных ценностях с теми, кто не способен ни понять, ни оценить этого.

    Из нагорной проповеди Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга ваши перед свиньями».

  • Слайд 15

    Объясни фразеологизм 20

    Объясните значение и происхождение крылатого выражения «великий комбинатор»

    Мошенник, плут. Из романа Ильфа и Петрова «12 стульев».

  • Слайд 16

    Объясни фразеологизм 30

    Объясните значение и происхождение фразеологизма Фома неверующий

    Человек, которого трудно заставить поверить во что-либо.

    Речь идёт про апостола Фому, когда ему рассказали о воскрешении распятого Христа, он сказал, что пока сам не увидит, не поверит.

  • Слайд 17

    Объясни фразеологизм 40

    Объясните значение и происхождение фразеологизма умывать руки

    Отстраняться отчего-либо, снимать с себя ответственность. У некоторых древних народов судьи в знак своей беспристрастности совершали символический обряд: умывали руки.

  • Слайд 18

    Объясни фразеологизм 50

    Объясните значение и происхождение фразеологизма хлеб насущный

    Средство, необходимое для существования. Выражение из молитвы: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

  • Слайд 19

    Паронимы 10

    Укажите различия в значении слов: главный - заглавный

    Главный – основной, ведущий

    Заглавный – одноимённый с заглавием

  • Слайд 20

    Паронимы 20

    Составьте словосочетания со словами-паронимами: желанный - желательный

    Желанный гость – желательно сделать

  • Слайд 21

    Паронимы 30

    Составьте словосочетания со словами-паронимами: косный - костный

    Косные взгляды – костный мозг

  • Слайд 22

    Паронимы 40

    Составьте словосочетания со словами-паронимами: глиняный - глинистый

    Глиняный горшок – глинистая почва

  • Слайд 23

    Паронимы 50

    Составьте словосочетания со словами-паронимами: абонент - абонемент

    Телефонный абонент – абонемент в театр

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд