Презентация на тему "Поиск нужного слова"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, адресованная ученикам старших классов. Данная работа нацелена на то, чтобы дать попрактиковаться учащимся в соблюдении лексических норм и грамматических правил.

Краткое содержание

  • Лексический эквивалент
  • Задания на выявление ассоциативных ошибок
  • Терминология


Содержание

  • Слайд 1

    Поиск нужного слова

    Слово не воробей, вылетело – не поймаешь!

    Автор: Засимова Лидия Викторовна, учитель русского языка и литературы

    МБОУ Гимназии № 17 Г. Нижнего Новгорода.

    2013 год

  • Слайд 2

     

    Неправильный выбор слова объясняется просто: мы берем слово из определенной тематической группы, не утруждая себя анализом его точного значения. Подобные ошибки называют ассоциативными.

    Неправильный выбор лексического эквивалента

  • Слайд 3

    Найди правильное слово

    • Смеяться смехом.
    • Перенести болезнь.
    • Это отсталый, человек.
    • Заболел туберкулезом.
    • Имел намерения.
    • Обладал характером.
    • мастер.
    • шелк.
    • Заразный - заразительный
    • Костный – косный
    • Скрытый – скрытный
    • Искусный - искусственный

  • Слайд 4

     

    • женщина.
    • слово.
    • Стоять в позе.
    • Принять меры.
    • Наблюдать за развития.
    • Идти впереди .
    • Бороться за технический .
    • Решать задачи на .
    • Обидный – обидчивый
    • Эффектный – эффективный
    • Процесс – процессия
    • Прогресс - прогрессия

  • Слайд 5

     

    • Невоспитанный человек, т. е. .
    • Он мало читал – он был .
    • Взяли над школой.
    • Участвовали в факельном .
    • Произнес в честь родителей.
    • Уехал отдыхать в .
    • Тургенев рассказал о судьбе крестьян.
    • Троекуров был жестокий .
    • Невежа – невежда
    • Шефство – шествие
    • Здравница – здравица
    • Крепостник - крепостной

  • Слайд 6

     

    • В больнице работает опытный .
    • В пьесе выведен отрицательный .
    • На дворе стало .
    • Сирень начала .
    • ребенка.
    • пальто.
    • плохого работника.
    • разные краски.
    • Персонал – персонаж
    • Рассветать – расцветать
    • Одеть – надеть
    • Смешать - сместить

  • Слайд 7

    Найди ошибку

    • Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому.
    • Татьяна любит свою няню, эту седобородую старушку.
    • Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктике.
    • В течение февраля продолжительность суток возрастет на два часа.
    • Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном саване.

  • Слайд 8

    Эвфемизмы – выражения смягчающие смысл высказывания

    Эвфемистичность речи уводит от истины: говорящий пытается завуалировать положение вещей, уводит от истины.

  • Слайд 9

    Найди ошибку

    • Мы уделяем недостаточно большое внимание выполнению домашних заданий.
    • В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.

  • Слайд 10

    Алогизм – сопоставление несопоставимых понятий

    «Речь должна отвечать законам логики».

    Аристотель.

  • Слайд 11

    Найди ошибку

    • Речь героев Шолохова отличается от всех других героев.
    • Сравним результаты первого кризиса со вторым.

  • Слайд 12

    Подмена понятия

    Нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий, родовых и видовых наименований.

  • Слайд 13

    Найди ошибку

    • Фильм закончился театральным занавесом с эмблемой «Чайки».
    • Учитель нам рассказал о великом писателе и прочитал отрывки из его творчества.
    • При хорошем уходе каждое животное будет давать по 12 литров молока.

  • Слайд 14

     

    Нет на свете мук, сильнее муки слова:

    Тщетно с уст порой безумный рвется крик,

    Тщетно душу сжечь порой любовь готова:

    Холоден и жалок нищий наш язык!

    Надсон

  • Слайд 15

    Самостоятельная работа: исправить ошибки.

    • В первый момент своего творчества писатель создает романтические произведения.
    • Название «Мертвые души» дано поэме неспроста.
    • Хлестаков остановился в кафе.
    • Лишь немногие поклонники взглядов Базарова действительно стремятся к уничтожению прежних порядков.
    • Ровесники, попробуем оглянуться в будущее.
    • герой романа – фигура недюжая.
    • Коперник доказал, что Земля крутится вокруг Солнца.

  • Слайд 16

    Домашнее задание

    Составить предложение со словами старый, старинный, давний, ветхий, древний.

    Выяснить по толковому словарю разницу в значении слов: понятный – понятливый, глиняный – глинистый, земляной – земельный, объемный – объемистый, искусный – искусственный.

  • Слайд 17

    Список используемой литературы

    Д.И. Розенталь, И.Б. Голуб. «Секреты стилистики». – М: Айрис Рольс, 1996.

    В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М: Просвещение, 1986.

Посмотреть все слайды

Конспект

Подготовка к ЕГЭ в 11 классе

«Поиск нужного слова»

Засимова Лидия Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 30 лет, МБОУГимназия№17 г. Нижний Новгород.

1 слайд. Комментарий пословицы, взятой эпиграфом к уроку.

2 слайд. Причины речевых ошибок. Неправильный выбор речевого эквивалента. Паронимы. Запись определения в тетрадь.

3 – 6 слайды. Вставить правильное слово в предложение, выбрав его из правой ко...

Подготовка к ЕГЭ в 11 классе

«Поиск нужного слова»

Засимова Лидия Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 30 лет, МБОУГимназия№17 г. Нижний Новгород.

1 слайд. Комментарий пословицы, взятой эпиграфом к уроку.

2 слайд. Причины речевых ошибок. Неправильный выбор речевого эквивалента. Паронимы. Запись определения в тетрадь.

3 – 6 слайды. Вставить правильное слово в предложение, выбрав его из правой колонки. Фронтальный опрос, работа у доски, самостоятельная работа.

7 слайд. Найти и исправить ошибку.

8 слайд. Эвфемизмы как разновидность речевой ошибки. Запись определения в тетрадь.

9 слайд. Найти и исправить этот вид ошибки.

10 слайд. Следующий вид речевой ошибки – алогизм. Запись определения в тетрадь.

11 слайд. Исправление подобного рода ошибок.

12 слайд. Ошибки, связанные с подменой понятия. Запись определения в тетрадь.

13 слайд. Найти подмену понятий и исправить связанную с этим ошибку.

14 слайд. Обсуждение высказывания Надсона о трудности поиска нужного слова.

15 слайд. Предложения на закрепление пройденного. Письменная самостоятельная работа.

16 слайд. Домашнее задание.

При подготовке презентации использовались книги:

Д.И. Розенталь, И.Б. Голуб. «Секреты стилистики». – М: Айрис Рольс, 1996.

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М: Просвещение, 1986.

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд