Презентация на тему "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

Презентация: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
Включить эффекты
1 из 6
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, посвященная правописанию гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе. Педагог наглядно демонстрирует правило данной орфограммы и тут же показывает, как оно работает на практике, активно подключая детей в учебный процесс.

Краткое содержание

  • Изучаем правописание гласных падежных окончаний существительных в единственном числе
  • Пояснительные таблицы
  • Задание для самостоятельной работы

Содержание

  • Презентация: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
    Слайд 1

    1 скл. 2 скл. 3 скл.

    брошюра цыган ветвь ветка поле рожь чувство

  • Слайд 2

    1 склонение 2 склонение

    • брошюра
    • ветка
    • станция
    • цыган
    • поле
    • чувство
    • здание
    • гербарий
  • Слайд 3

    Существительные на -ия, -ие, -ий.

    У существительных женского рода на –ияв род., дат. и предл. падежах ед. числа пишется на конце –ии.

    • Присутствовать на лекции.

    У существительных муж.рода на –ийи у сущ. ср.рода на –иев предл.падеже ед.числа пишется на конце –ии.

    • Находиться в здании.
    • Отдыхать в санатории.
  • Слайд 4

    Образец: лекция – планетарий. Лекция (где? в чём? Предл.п., сущ. на -ий) в планетарии.

    Первенство – соревнование, статья - навигация, интерес – экспедиция, концерт – санаторий, огромный – здание.

  • Слайд 5
    • Необходимость в руководстве,
    • готовность к показу,
    • вернуться к обычаю,
    • быть в восторге,
    • участвовал в бою,
    • вспоминать о случае.
  • Слайд 6

    Составитель: Князева Алена Викторовна, учитель русского языка и литературы

    Место работы: МКОУ Кочневская СОШ Камышловского района Свердловской области

Посмотреть все слайды

Конспект

Конспект урока

Класс 5

Учитель: Князева Алена Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ Кочневской СОШ Камышловского района Свердловской области

Тема урока: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Форма урока: урок объяснения нового материала.

Цели:

Обучающие:

Закреплять навыки определения склонения и падежа существительного;

Формировать умение писать безударные падежные окончания имен существительных на -ия, -ие, -ий в единственном числе;

Формировать умение находить в слове изученные орфограммы, обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами.

Развивающие:

Развивать орфографическую зоркость;

Развивать зрительную память учащихся.

Воспитывающие:

Воспитывать ответственность (выполнение учащимися требований учителя).

Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, проектор, компьютерная презентация.

Ход урока, этапы урока

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

1.Оргмомент

Здравствуйте, садитесь. Посмотрите, все ли готовы к уроку. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы выяснили, когда пишется окончание е, а когда и. Назовите условия для обоих случаев.

Вам было задано упр. 517.

3.Объявление темы и задач урока.

Мы продолжаем изучать тему, которую начали на прошлом уроке: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». Сегодня на уроке мы должны научиться правильно писать окончания существительных в единственном числе.

4.Объяснение нового материала

Правильно. Выбор е или и в падежном окончании существительного зависит от склонения и падежа.

Распределите существительные по склонению: брошюра, цыган, ветка, ветвь, чувство, поле, рожь.

На интерактивной доске появляется таблица. Слайд 1:

image1.emf

В русском языке есть существительные на -ия, -ий,

-ие. Например, станция, делегация, здание, терпение, санаторий, гербарий. Существительные на –ия относятся к 1 склонению.

В таблицу добавляется слово станция. Слайд 2(по щелчку):

image2.emf

Существительные на –ие и

–ий относятся ко второму склонению.

В таблицу добавляется слова здание и гербарий. Слайд 2(по щелчку).

Ребята, запомните, что -ия,

-ие, -ий не окончания. Окончания здесь я, е и нулевое (выделение слов – слайд 2(по щелчку)).

Для написания падежных окончаний существительных на -ия, -ие, -ий есть правило. На доске появляется правило (слайд 3). Что нам нужно знать для верного написания падежного окончания данных существительных?

Верно. Для существительных на -ия, -ие, -ий можно не определять склонение, достаточно только их опознать. В конце этих слов пишутся две буквы и, из которых лишь последняя является окончанием.

image3.emf

5.Первичное закрепление материала

Итак, мы узнали сегодня, что существительные на –ия относятся к 1 склонению, на –ие и –ий – ко 2 склонению. Мы изучили новую орфограмму. Сейчас мы знаем, что для верного написания падежного окончания существительных на -ия, -ие, -ий достаточно их опознать и запомнить, что на конце этих слов пишутся две буквы и.

Применим новые знания на практике. Выполним задание: из слов построить словосочетание, дать грамматическое обоснование падежного окончания имени существительного, являющегося зависимой часть словосочетания.

На доске появляются образец и слова. Слайд 4:

image4.emf

Следующее задание: существительные, являющиеся зависимой частью словосочетания, заменить синонимом-существительным на –ий, -ия,- ие. Объяснить написание окончаний.

На доске появляются словосочетания. Слайд 5:

image5.emf

Инструктаж домашнего задания.

Упр. 522.

Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Учащиеся записывают число, классная работа.

Окончание е пишется у существительных единственного числа 1 склонения в дательном и предложном падежах и 2 склонения в предложном падеже (кроме существительных на –ия, -ий, -ие). Окончание и пишется у существительных единственного числа 1 склонения в родительном падеже и 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

1.Бабушка живет в деревне (1скл., предл.п). - Бабушка живет на окраине (1скл., предл.п) большой деревни (1 скл., род.п). 2.новые дороги строятся в области (3 скл., предл.п). – Новые дороги строятся на юге (2 скл., предл.п) области (3 скл., род.п.). 3.Удобные скамейки стоят в аллее (1скл., предл.п.). – Удобные скамейки стоят в конце (2 скл., предл.п.) тенистой аллеи (1 скл., Род.п.). 4. Туристы расположились около рощи (1 скл., род.п.). – Туристы расположились на опушке (1 скл., предл.п) около берёзовой рощи (1скл., род.п.).

Учащиеся в тетрадях записывают тему урока.

Учащиеся записывают слова в тетрадь в таблицу:

1 скл.

2 скл

3 скл

брошюра

ветка

цыган

чувство

поле

ветвь

рожь

Затем отвечают устно.

Учащиеся читают правило.

Нам нужно поставить существительное в начальную форму (ед. число, Им.п.), если существительное оканчивается на –ия, -ие, -ий, то в падежных окончаниях пишем всегда и.

Учащиеся каждый самостоятельно выполняет в тетради, затем устно отвечают.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.

Мы узнали, что к 1 склонению относятся еще существительные на –ия, ко 2му – на –ие и –ий. Мы научились писать падежные окончания данных существительных: на конце этих слов пишется две буквы и, из которых только последняя является окончанием.

Учащиеся настраиваются на работу.

Проверка домашнего задания дает возможность установить, кто из школьников и как выполняет задание, в какой мере учащиеся самостоятельно справляются с заданием.

Цель урока необходимо проговаривать, а в конце урока вернуться к ней.

Применение компьютерной обучающей программы с использованием презентации, в которой отдельные структурные элементы двигаются, обеспечивает наглядность, облегчает понимание материала.

Эти упражнения позволяют учителю формировать умение писать безударные падежные окончания имен существительных на -ия, -ие, -ий в единственном числе.

Записывается домашнее задание за несколько минут до звонка для того, чтобы у учителя было время на необходимые разъяснения и ответы на вопросы учащихся, если они возникают.

Конспект урока

Класс 5

Учитель: Князева Алена Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ Кочневской СОШ Камышловского района Свердловской области

Тема урока: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Форма урока: урок объяснения нового материала.

Цели:

Обучающие:

Закреплять навыки определения склонения и падежа существительного;

Формировать умение писать безударные падежные окончания имен существительных на -ия, -ие, -ий в единственном числе;

Формировать умение находить в слове изученные орфограммы, обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами.

Развивающие:

Развивать орфографическую зоркость;

Развивать зрительную память учащихся.

Воспитывающие:

Воспитывать ответственность (выполнение учащимися требований учителя).

Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, проектор, компьютерная презентация.

Ход урока, этапы урока

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

1.Оргмомент

Здравствуйте, садитесь. Посмотрите, все ли готовы к уроку. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы выяснили, когда пишется окончание е, а когда и. Назовите условия для обоих случаев.

Вам было задано упр. 517.

3.Объявление темы и задач урока.

Мы продолжаем изучать тему, которую начали на прошлом уроке: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». Сегодня на уроке мы должны научиться правильно писать окончания существительных в единственном числе.

4.Объяснение нового материала

Правильно. Выбор е или и в падежном окончании существительного зависит от склонения и падежа.

Распределите существительные по склонению: брошюра, цыган, ветка, ветвь, чувство, поле, рожь.

На интерактивной доске появляется таблица. Слайд 1:

image1.emf

В русском языке есть существительные на -ия, -ий,

-ие. Например, станция, делегация, здание, терпение, санаторий, гербарий. Существительные на –ия относятся к 1 склонению.

В таблицу добавляется слово станция. Слайд 2(по щелчку):

image2.emf

Существительные на –ие и

–ий относятся ко второму склонению.

В таблицу добавляется слова здание и гербарий. Слайд 2(по щелчку).

Ребята, запомните, что -ия,

-ие, -ий не окончания. Окончания здесь я, е и нулевое (выделение слов – слайд 2(по щелчку)).

Для написания падежных окончаний существительных на -ия, -ие, -ий есть правило. На доске появляется правило (слайд 3). Что нам нужно знать для верного написания падежного окончания данных существительных?

Верно. Для существительных на -ия, -ие, -ий можно не определять склонение, достаточно только их опознать. В конце этих слов пишутся две буквы и, из которых лишь последняя является окончанием.

image3.emf

5.Первичное закрепление материала

Итак, мы узнали сегодня, что существительные на –ия относятся к 1 склонению, на –ие и –ий – ко 2 склонению. Мы изучили новую орфограмму. Сейчас мы знаем, что для верного написания падежного окончания существительных на -ия, -ие, -ий достаточно их опознать и запомнить, что на конце этих слов пишутся две буквы и.

Применим новые знания на практике. Выполним задание: из слов построить словосочетание, дать грамматическое обоснование падежного окончания имени существительного, являющегося зависимой часть словосочетания.

На доске появляются образец и слова. Слайд 4:

image4.emf

Следующее задание: существительные, являющиеся зависимой частью словосочетания, заменить синонимом-существительным на –ий, -ия,- ие. Объяснить написание окончаний.

На доске появляются словосочетания. Слайд 5:

image5.emf

Инструктаж домашнего задания.

Упр. 522.

Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Учащиеся записывают число, классная работа.

Окончание е пишется у существительных единственного числа 1 склонения в дательном и предложном падежах и 2 склонения в предложном падеже (кроме существительных на –ия, -ий, -ие). Окончание и пишется у существительных единственного числа 1 склонения в родительном падеже и 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

1.Бабушка живет в деревне (1скл., предл.п). - Бабушка живет на окраине (1скл., предл.п) большой деревни (1 скл., род.п). 2.новые дороги строятся в области (3 скл., предл.п). – Новые дороги строятся на юге (2 скл., предл.п) области (3 скл., род.п.). 3.Удобные скамейки стоят в аллее (1скл., предл.п.). – Удобные скамейки стоят в конце (2 скл., предл.п.) тенистой аллеи (1 скл., Род.п.). 4. Туристы расположились около рощи (1 скл., род.п.). – Туристы расположились на опушке (1 скл., предл.п) около берёзовой рощи (1скл., род.п.).

Учащиеся в тетрадях записывают тему урока.

Учащиеся записывают слова в тетрадь в таблицу:

1 скл.

2 скл

3 скл

брошюра

ветка

цыган

чувство

поле

ветвь

рожь

Затем отвечают устно.

Учащиеся читают правило.

Нам нужно поставить существительное в начальную форму (ед. число, Им.п.), если существительное оканчивается на –ия, -ие, -ий, то в падежных окончаниях пишем всегда и.

Учащиеся каждый самостоятельно выполняет в тетради, затем устно отвечают.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.

Мы узнали, что к 1 склонению относятся еще существительные на –ия, ко 2му – на –ие и –ий. Мы научились писать падежные окончания данных существительных: на конце этих слов пишется две буквы и, из которых только последняя является окончанием.

Учащиеся настраиваются на работу.

Проверка домашнего задания дает возможность установить, кто из школьников и как выполняет задание, в какой мере учащиеся самостоятельно справляются с заданием.

Цель урока необходимо проговаривать, а в конце урока вернуться к ней.

Применение компьютерной обучающей программы с использованием презентации, в которой отдельные структурные элементы двигаются, обеспечивает наглядность, облегчает понимание материала.

Эти упражнения позволяют учителю формировать умение писать безударные падежные окончания имен существительных на -ия, -ие, -ий в единственном числе.

Записывается домашнее задание за несколько минут до звонка для того, чтобы у учителя было время на необходимые разъяснения и ответы на вопросы учащихся, если они возникают.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке