Презентация на тему "Придаточные изъяснительные"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Классическая презентация по русскому языку, состоящая из трех ступеней: 1 - повторение пройденного материала; 2 - изучение нового; 3 - закрепление. Тема работы "Придаточные изъяснительные". Автору удалось в сжатой форме дать все основные понятия об этой части речи.

Краткое содержание

  • Изучение придаточных изъяснительных и особенностей их употребления
  • Обучающие таблицы
  • Наглядные примеры
  • Задание для самостоятельной работы

Содержание

  • Слайд 1

    Придаточные изъяснительные

  • Слайд 2

    Повторение

    • Какие предложения называются СПП
    • Как отличить союз от союзного слова?
    • Расскажите о СПП с придаточными определительными.

  • Слайд 3

    Новый материал. Теория

    Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы что? чего? о чем? чему? и др. и относятся к члену главного предложения, который нуждается в смысловом распространении (дополнении, изъяснении). Этот член предложения выражен словом, имеющим значение

    Чаще всего это глаголы.

  • Слайд 4

     

    Но могут быть и другие части речи:

    Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами:

    С помощью союзов что, как, будто, чтобы, когда и др.

    С помощью любых союзных слов

    С помощью союза-частицы ли

  • Слайд 5

    Примеры:

    1. [Светрешил], (чтоонумен и очень мил). (А.Пушкин) - [глагол],(что). [Ябоялся], (чтоб в помысле смелом ты меня упрекнуть не могла). (А. Фет) - [глагол], (чтоб).

    2. [Тызнаешь сам], (какоевремя наступило) (Н.Некрасов) – [глагол], (какое). [Затем онастала расспрашивать меня], (где я теперь работаю).

    3. [Обоим очень хотелось узнать], (привезлиотец обещанную льдинку). (Л.Кассиль) – [глагол], (ли).

  • Слайд 6

     

    Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.

    Н – р:[ Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том], (что леса учат человека понимать прекрасное) (К.Паустовский) – [сущ. + ук. сл.], (что).

  • Слайд 7

    Отличие придаточных определительных и придаточных изъяснительных

    Придаточные определительные зависят от существительного как части речи (для них не важно значение определяемого существительного)Ю отвечают на вопрос какой?, указывают на признак того предмета, который назван определяемым существительным, и присоединяются к главному только союзными словами.

    Придаточные изъяснительные зависят от существительного не как части речи, а как от слова с определенным значением (речи, мысли, чувства, восприятия), кроме вопроса какой? К ним можно задать и падежный вопрос. Придаточное, присоединяемое к главному союзами и союзом-частицей ли, может быть только изъяснительным: Мысль, что он не прав, мучила его; Мысль о том, прав ли он, мучила его.

  • Слайд 8

    Если придаточные определительные и придаточные изъяснительные присоединяются к главному при помощи союзных слов, особенно союзного слова ЧТО

  • Слайд 9

    Закрепление

    1. укажите СПП с придат. изъяснительным.

    А) Лёнин отец умер так рано, что мальчик его даже не помнит.

    Б) Оказалось, что штаб дивизии находится рядом.

    В) Это была одна из тех ужасных гроз, которые разражаются иногда над низменностями.

    Г) Не мил и свет, если друга нет.

  • Слайд 10

    Закрепление

    2. Укажите, в каких СПП изъяснительное придаточное служит для передачи косвенной речи.

    А) Комендант сказал, что сажать на поезд в этом направлении не приказано никого, кроме военнослужащих.

    Б) Я спросил, какая сегодня будет погода.

    В) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.

    Г) Потом Дерсу рассказал мне, что ему теперь пятьдесят три года, что у него никогда не было дома.

  • Слайд 11

    Закрепление

    3. Укажите, в каких СПП изъяснительное придаточное прикрепляется к поясняемому слову при помощи союзов.

    А) Возвратившиеся с разведки казаки сообщили, что видели много звериных следов.

    Б) Мне показалось, что под кустом у того берега обязательно должен прятаться рак.

    В) Все толпились, суетились, нетерпеливо спрашивали, когда и куда пойдут поезда.

    Г) Не откладывай на завтра того, что можно сделать сегодня.

  • Слайд 12

    Домашнее задание:

    Параграф 23; упр. 117.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд