Презентация на тему " Проблемы культуры речи подростков"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, выполненная ученицей 9 класса. Темой работы стала проблема культуры речи подростков. Автор дает определение, что такое культура речи, потом разъясняет какие основные негативные явления влияют на нашу речь и проводит небольшое социологическое исследование.

Краткое содержание

  • Терминология
  • Основные проблемы лексики современных подростков
  • Социологическое исследование
  • Поясняющие диаграммы и схемы
  • Вывод

Содержание

  • Слайд 1

    Проблемы культуры речи подростков

    Будько Снежана, 9 класс

    МБОУ- Новошарапская СОШ

  • Слайд 2

     

    «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает.

    Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

    Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека, который пользуется языком народа».

    Д.С.Лихачев

  • Слайд 3

    Цель работы:

    проанализировать, какие проблемы культуры речи существуют в подростковой среде, какова степень осознанности этих проблем моими сверстниками.

  • Слайд 4

    Задачи:

    изучить общие положения проблемы речи, пользуясь различными источниками информации;

    исследовать качество речи подростков в школе с помощью анкет;

    предложить пути решения проблемы языкового образования подростков.

  • Слайд 5

     

    Методы исследования:

    Описательный;

    Статистический.

    Объект исследования:

    различные источники информации;

    речь обучающихся 8-11 классов школы;

    анкеты, проведённые с

    учащимися 8-11 классов школы.

  • Слайд 6

    Что такое культура речи?

    Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

  • Слайд 7

    Основные негативные явления в устной речи сегодня:

    1. чрезмерное заимствование;
    2. жаргоны;
    3. речевые штампы;
    4. «вирус канцелярита»;
    5. слова – спутники;
    6. многословие;
    7. неправильное словоупотребление;
    8. неправильное расположение слов;
    9. низкий уровень общей речевой культуры;
    10. сокращения;
    11. орфоэпические ошибки.

  • Слайд 8

    Некоторые причины отрицательных явлений в речи:

    влияние неграмотной речи лиц, имеющих авторитет в обществе (политиков, артистов, спортсменов, телеведущих);

    доверие народа к печатному слову (привычка рассматривать все напечатанное и сказанное по телевидению как образец нормы);

    снижение интереса школьников к классической литературе;

    неуважение к гуманитарной науке;

    неуважение к адресатам речи;

    пренебрежение к родному языку.

  • Слайд 9

    Анкета №1

    1) Какая речь кажется Вам хорошей? Почему? Что Вы цените в речи?

    2) Как Вы оцениваете речь своих друзей, родных? Что Вам нравится, что не нравится в их речи?

    3) Как окружающие отзываются о Вашей речи, как характеризуют ее?

    4) Что Вам больше нравится, что вам лучше удается: рассказывать или описывать?

    5) Какие затруднения Вы испытываете, когда пишите или говорите?

    6) Исправляете ли при проверке сочинений, изложений написанные слова, потому что они чем-то не понравились (заменяете их другими, вообще вычеркиваете, не умеете исправлять, не исправляете)?

    7) Понимаете ли Вы, что за ошибки допустили в письменных работах после исправления учителем?

  • Слайд 10

     

  • Слайд 11

     

  • Слайд 12

     

  • Слайд 13

     

  • Слайд 14

    Анкета №2

    1. Встречаются ли в Вашей речиа) жаргоны, б) чрезмерные заимствования, в) канцеляризмы, г) слова-паразиты, д) речевые штампы,

    е) многословие, ж) неправильное словоупотребление и расположение слов, з) сокращения, и) орфоэпические ошибки (можно выбрать несколько ответов)?

    2.С какой целью вы употребляете жаргоны и другие слова, засоряющие Вашу речь?а) Самоутвердиться. б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе. в) Обмениваться информацией и узнавать новое. г) Придать своей речи живость, юмор.

    3.Используете ли Вы в своей речи жаргонные слова, если да то какие?

    а) Матерные. б) Юмористические. в) Иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании.

    4.Как относятся к вашей речи окружающие?

    а) Негативно. б) Не обращают внимания на мою речь. в) Позитивно.

    5.Как относятся родители к Вашей речи?

    а) Никогда не делают мне замечаний. б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю. в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

    6.Чья речь для Вас является эталоном?

    а) моих друзей. б) моих родителей. в) моих учителей. г) то, как говорят на телевидении и радио.

    7.Какой Ваш пол?

    а) мужской б) женский.

  • Слайд 15

     

  • Слайд 16

     

  • Слайд 17

     

  • Слайд 18

     

  • Слайд 19

     

  • Слайд 20

     

  • Слайд 21

     

  • Слайд 22

    Выводы:

    Употребление слов, засоряющих речь,- неотъемлемая часть общения сверстников.

    Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.

    Первое место и у юношей, и у девушек занимают слова-«паразиты» и жаргонизмы (матерные и юмористические).

    Большинство окружающих равнодушно относятся к речи подростков.

    Основная часть родителей лишь изредка делает замечание по поводу речи.

    Эталоном речи для большинства учеников является речь родителей и учителей.

  • Слайд 23

     

  • Слайд 24

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд