Презентация на тему "Работа с текстом как один из путей повышения лингвистической, литературоведческой и коммуникативной компетенции учащихся"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Работа с текстом как один из путей повышения лингвистической, литературоведческой и коммуникативной компетенции учащихся" приводит концептуальные позиции филологического образования, образец текста для написания свободного диктанта.

Краткое содержание

  1. Концептуальные позиции филологического образования
  2. Образец текста для написания свободного диктанта
  3. Возможные задания для ситуативных упражнений
  4. Коммуникативно-речевые упражнения
  5. Дидактические игры

Содержание

  • Слайд 1

    Работа с текстом как один из путей повышения лингвистической, литературоведческой и коммуникативной компетенции учащихся

    Городской семинар-практикум для учителей русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 г. Серпухов 14 февраля 2012 года.

  • Слайд 2

    Концептуальные позиции филологического образования

    • русский язык и литература – основные школьные дисциплины, способствующие социализации нового поколения;
    • формирование речевой личности, способной быть активным членом общества;
    • потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией;
    • практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся;
    • формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, культурологической компетенций.

  • Слайд 3

    Образец текста для написания свободного диктанта

    Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества. А зачем нужен язык? Для чего человеку нужна членораздельная речь?

    Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.

    Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закрепить и сохранить коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

    Наконец, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, переживания. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли и чувства. И это все благодаря языку.

    (А.А. Леонтьев)

    1. Прослушайте текст, определите его жанр и стиль.
    2. На какой основной вопрос дается ответ в содержании текста?
    3. Озаглавьте текст.
    4. Постарайтесь коротко дать ответ на вопрос, содержащийся в тексте.

  • Слайд 4

     

    Прочитайте пары предложений, определите, какое обозначает причину названного в них явления, а какое – следствие.

    Запишите их в следующем порядке: сначала – причина, затем – следствие. При написании предложений избегайте повтора одинаковых слов, заменяйте их другими, близкими по смыслу.

    • Около этого р..стения (не) бывает инея. Кипрей выделяет т..плоту.
    • Берёза в тундре (не) может выр..сти большой. В тундре суровая з..ма.
    • Кактусы р..стут в сухом и жарком климате. Кактусы долгое время могут обх..диться без в..ды.

  • Слайд 5

    Возможные задания для ситуативных упражнений

    • Вы экскурсовод, ведете экскурсию для младших классов. Старайтесь описать картину ярко, образно и доступно. Ваша задача – вызвать заинтересованный отклик у зрителей и слушателей.
    • Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает речевые ошибки. Исправьте их.
    • Вы редактор. Проверьте рукопись, предназначенную к печати.
    • Вы корреспондент. Расскажите о случившемся, напишите заметку в газету.

  • Слайд 6

    Коммуникативно-речевые упражнения

    Прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?

    1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.
    2. Красную речь хорошо и слушать.
    3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
    4. Красное дерево редко, красное слово метко.

  • Слайд 7

    Дидактические игры

    1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
    2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.
    3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
    4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
    5. «Лингвист». Исследуйте текст.

  • Слайд 8

     

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд