Презентация на тему "Рассуждение на дискуссионную тему"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация предназначение которой - развитие речи у детей, основы риторики, умение строить логически правильные законченные тезисы. Ребята не только познакомятся с основами правил дискуссии, но и сами смогут попрактиковаться в этом.

Краткое содержание

  • Закрепляем умение участия в дискуссии
  • Аргументы и их логическое обоснование
  • Работа с текстом
  • Памятка "Как правильно критиковать людей"
  • Листы-опросники

Содержание

  • Слайд 1

    РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ

  • Слайд 2

     

    Цели: продолжить работу над формированием грамотного коммуникатора; закрепить умения участвовать в дискуссии, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, строить логически стройную систему доказательств.

  • Слайд 3

     

    Тип урока: развитие речи.

    Оборудование:1) текст о манере вести спор (вывести на слайд или индивидуально каждому учащемуся); 2) памятка «Как правильно критиковать людей» (каждому); 3) индивидуальные листы-опросники по произведению Д. Лихачева «Искусство ошибаться»; 4) репродукция картины Ю. Пименова «Спор» (из учебника).

  • Слайд 4

     

    I. Слово учителя.

    – Ребята, приходилось ли вам в жизни дискутировать? (Какие синонимы мы можем подобрать к слову «дискутировать»?) Получалось ли у вас грамотно вести спор? Убеждали ли вы своего собеседника в собственной правоте? Сегодня мы поучимся это делать.

    II. Словарная работа:дискуссия.

    III. Знакомство учащихся с предложенным

  • Слайд 5

     

    Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

    Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

  • Слайд 6

     

    Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

    Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или оскорбительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

  • Слайд 7

     

    Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

  • Слайд 8

     

    Задание: дать объяснение лексического значения слов аргумент, тезис, позиция, оппонент, собеседник, полемика. Обратить внимание на их правописание, внести в словарик.

  • Слайд 9

     

    IV. Беседа по тексту.

    – Какие существуют способы вести спор?

    – Какой вам кажется наиболее приемлемым?

    – Какие приемы можно использовать во время дискуссии?

    – Рассмотрите полемистов на репродукции картины Ю. Пименова «Спор». Какую манеру вести спор они предпочитают? По каким деталям можно сделать такой вывод?

    – Приходится ли во время спора критиковать собеседника? Как это правильно сделать? Воспользуйтесь советом Д. Карнеги.

    Памятка раздается каждому ученику.

    Как правильно критиковать людей

  • Слайд 10

     

    Как правильно критиковать людей

    Правило 1: начинайте с похвалы и искренних достоинств собеседника.

    Правило 2: указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

    Правило 3: сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника.

    Правило 4: задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать.

    Правило 5: давайте людям возможность спасти свой престиж.

    Правило 6: выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.

    Правило 7: создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

    Правило 8: прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима. Делайте вид, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

    Правило 9: добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

  • Слайд 11

     

    V. Работа по индивидуальным листам-опросникам.

    Письма о добром и прекрасном.

    Письмо восемнадцатое.

  • Слайд 12

     

    Искусство ошибаться

    Я не люблю смотреть телевизионные передачи. Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. Потом я устал от них и смотреть перестал – перестал систематически, смотрю только эпизодически. Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно. Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников

  • Слайд 13

     

    Но дело не в этом, больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было, – это искусство, огромное искусство.

    Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво.

  • Слайд 14

     

    Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что «жизнь кончилась», «все погибло», – это досадно и для него и для окружающих. Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое недоумение проявляет ошибшийся в ее исправлении.

  • Слайд 15

     

    Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.

    (Д. С. Лихачев.)

  • Слайд 16

     

    Задания:

    • Умеешь ли ты ошибаться?
    • Помог ли тебе автор текста своими советами?
    • Какова тема текста?
    • Сколько проблем поднимает автор?
    • Какая из них тебе наиболее близка?
    • Составь тезисный план текста.
    • Какие фразы из текста тебе кажутся ключевыми? (Подчеркни их.)
    • Выражена ли позиция автора открыто? В чем она заключена? (Подчеркни ее.)

  • Слайд 17

     

    • Какова идея текста?
    • Согласен ли ты с мнением автора: «И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки…»?
    • Вырази свое мнение по данному вопросу, аргументируй его.
    • Как выполнить совет Лихачева: «…надо побуждать к ее исправлению…»?
    • Заполни таблицу, воспользовавшись текстом Лихачева.

  • Слайд 18

     

    Как поступить, если ты ошибся?

    Можно Нельзя

    VI. Дискуссия с опорой на письменные замечания в листах-опросниках.

    Домашнее задание: создать памятку «Правила ведения дискуссии». Словарное слово: трасса.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд