Презентация на тему "Разговорный стиль речи, его стилевые черты"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, благодаря которой учащиеся познакомятся с разговорным стилем речи и его особенностями. Работа составлена таким образом, что все объяснение преподавателя строится на конкретных примерах.

Краткое содержание

  • Знакомство с разговорным стилем речи
  • Стилевые черты и особенности
  • Наглядные примеры
  • Словообразовательные особенности

Содержание

  • Слайд 1

    РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ, ЕГО СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ

  • Слайд 2

    Научиться говорить – значит научиться строить высказывания

  • Слайд 3

     

    В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде всего интонация.

    Непринуждённая речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием гласных, паузами, изменениями темпа речи.

  • Слайд 4

    Лексика характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски

    существительные: балагур, враньё, ерунда, задира, злюка, картошка,дурачина, чепуха, чушь, электричка и др.;

    прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, кусачий, развесёлыйи т. д.;

    глаголы: вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидничать,жадничать, огорошить, прихворнуть, чудить и др.

    наречия: вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, чуточкуи др.

  • Слайд 5

    Фразеологизмы

    стилистически выразительны

    содержат разнообразные экспрессивно-оценочные оттенки: иронический, пренебрежительный, шутливый

    характеризуются структурным разнообразием: ветер в голове, глядеть в оба, ждать не дождаться, заварить кашу, лезть из кожи вон, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть и др.

  • Слайд 6

    Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с егоэкспрессивностью и

    оценочностью

    В разряде существительных используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер:

    • ак/-як: добряк, здоровяк;
    • ан/-ян: старикан, грубиян;
    • ач: бородач, силач;
    • ежк(а): зубрежка, кормежка;
    • отн(я): беготня, пачкотня;
    • ыш: глупыш, крепыш;-яг(а): доходяга, работяга

  • Слайд 7

    Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его экспрессивностью и

    оценочностью

    Для прилагательных, имеющих разговорный характер, можно выделить суффиксы:

    • аст-: глазастый, языкастый;
    • енн-: здоровенный, обалденный.
    • К разговорной лексике относятся глаголы на:
    • ничать: бродяжничать, жеманничать;
    • ивать: пошаливать, поговаривать.

  • Слайд 8

    Синтаксис

    1. Широкое использование вопросительных и побудительных предложений:

    • Кого они любят? Что им надо? (М. Горький).

    За что ты его терзаешь? Ну, иди, старик! Марш! (М. Горький).

    2. Использование неполных предложений в диалоге:

    - А что, Денисов хороший? - спросила она. – Хороший.

  • Слайд 9

     

    3. Часто допускаются лексические повторы:

    • Надо, чтоб парень был видный, из себя красивый. Да, да, да. (Н. Островский).

    4. В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи:

    • Люди как люди. Что за человек! Нашел с кем дружить!

  • Слайд 10

    Этикет – правила вежливости

    • Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.
    • Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.
    • Воинский этикет- свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.
    • Общегражданский этикет– совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

  • Слайд 11

    Запишите предложение

    (Н..)что (не) обходит(?)ся нам так дёш..во и (не)цен..т(?)ся так дорого__ как вежливость.

    Сервантес

  • Слайд 12

    Ситуация 1

    Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её, рядом поднимается мальчик.

    -Садитесь, пожалуйста! -Ну, что ты…Спасибо…Не надо… -Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

    В чём не прав мальчик?

  • Слайд 13

    Ситуация 2

    Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось".

    В чём не прав мальчик?

  • Слайд 14

    воспитывайте в себе привычку постоянно помнить об окружающих:

    • не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;
    • закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;
    • не забывай говорить "волшебные слова";
    • помоги пожилому человеку или малышу;
    • если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;
    • помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;
    • помни: ты –человек, веди себя по-человечески!

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд