Презентация на тему "Глагол"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, в которой собраны все основные сведения о глаголе. Эта работа вполне может служить памяткой, чтобы ученик в любой момент мог бы освежить свои знания, касающиеся этой части речи. В работе много ярких тематических картинок.

Краткое содержание

  • Пишем глаголы
  • Наглядные примеры
  • Яркие тематические картинки
  • Морфологические признаки глаголов
  • Синтаксические признаки глаголов
  • Спряжение глаголов
  • Задание для самостоятельной работы

Содержание

  • Слайд 1

    Развитие умение писать глаголы с изученными орфограммами

    Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 69» г. Кемерово Волкова Ирина Викторовна.

  • Слайд 2

     

    Ваш милый образ снится мне,

    С пером, бумагой при луне.

    Все Ваши строчки хороши,

    Частичка Вашей в ней души.

    Отжили фразы, и в каждый дом

    Вошёл прекрасный наш поэт,

    Он гений, в этом спору нет…

  • Слайд 3

     

  • Слайд 4

     

  • Слайд 5

     

  • Слайд 6

     

  • Слайд 7

     

  • Слайд 8

     

  • Слайд 9

     

  • Слайд 10

     

  • Слайд 11

     

    ГЛАГОЛ — самостоятельная часть речи, которая, обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать ?

  • Слайд 12

    Морфологические признаки глаголов

    Время, число, лицо

  • Слайд 13

    Синтаксические признаки глаголов

    Глагол в предложении чаще всего бывает сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения.

  • Слайд 14

     

  • Слайд 15

     

  • Слайд 16

     

    Ходит, идёт заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынула, выходит, пленяет, несёт, тужит, служит, идёт. Бредёт, чахнет, пахнет, был, пил, видел, сидел, говорил, помню, поведаю.

  • Слайд 17

     

  • Слайд 18

     

    Спряжение

    изменение глагола по лицам и числам

  • Слайд 19

     

    Гнать, держать, смотреть и видеть,дышать, слышать, ненавидеть,и зависеть, и вертеть,и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья,Их на “ е " – спрягать нельзя.

  • Слайд 20

     

    Чтобы курицу соседки Чисто наголо побрить,Надо бы на табуреткеДве салфетки постелить.

  • Слайд 21

    Идёшь, блистаешь, плывёшь, клюёшь, бьёшь, послушаешься, вынесешь, отхлынешь, поёшь, грызёшь, бережёшь.

    Смотришь, стоишь, блестишь, горишь, торопишь, топишь, холишь.

  • Слайд 22

     

    Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется раздельно

  • Слайд 23

    Что за прелесть эти сказки!

  • Слайд 24

     

  • Слайд 25

    Активные ссылки на страницы материалов в Интернете.

    Александр Пушкин

  • Слайд 26

    Список использованных источников.

    Портрет А.С.Пушкина:

    Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина:

    Иллюстрации:

    - кораблик:

    - «Здравствуй, дядюшка Глагол!»:

    - курица:

    - солнышко

Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 69»

Развитие умение писать глаголы

с изученными орфограммами

РУССКИЙ ЯЗЫК

(урок – путешествие)

http://t3....
          <button name=...Показать больше

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 69»

Развитие умение писать глаголы

с изученными орфограммами

РУССКИЙ ЯЗЫК

(урок – путешествие)

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSo6_S1k4FsiOqX0nOXotCnJHgCBIruKn-4qIfYAIY8uu-VxKqI

Волкова Ирина Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 69» г. Кемерово

Класс: 4

УМК «Школа 2100»

ТЕМА

Развитие умение писать глаголы с изученными орфограммами.

ЦЕЛИ:

обобщить и систематизировать знания детей о глаголе и его грамматических признаках;

продолжить формировать умение правильно употреблять и писать личные окончания;

закрепить правило правописания после шипящих у глаголов 2 лица единственного числа.

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ: посредством использования интересных сведений и занимательных заданий:

воспитывать культуру общения и поведения. Формировать устойчивые положительные привычки;

воспитывать коллективные отношения, умение высказываться самим и слушать других;

продолжить воспитывать любовь к творчеству русских поэтов (А.С.Пушкину), умение любоваться изобразительно-выразительными средствами его языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: толковый словарь И.С.Ожегова, кроссворды, таблички с правилами, таблички с глаголами из произведений А.С.Пушкина.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, рисунки кораблей, магнитофон, аудиозаписи, монитор.

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Звучит спокойная мелодия. Ученица читает стихотворение.

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой при луне.

Все Ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в ней души.

Отжили фразы, и в каждый дом

Вошёл прекрасный наш поэт,

Он гений, в этом спору нет…

Учитель. Ребята, вы, конечно же, догадались, что эти строки посвящены замечательному поэту…

Дети. А.С.Пушкину (слайд 2).

Учитель. Наш урок русского языка пройдёт в форме путешествия по сказкам А.С.Пушкина (слайд 3,4,5,6).

Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глазки, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет…

Звучит мелодия.

Учитель. Откройте глазки.

На мониторе появляется изображение корабля (слайд 7).

Учитель. Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, плыть с помощью ветра не может. Он придёт в движение, если вы решите кроссворд. А решив его, вы ещё и определите тему нашего урока. Работать будете в парах, а двое ребят на закрытой доске. Вам надо отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина и записать их в начальной форме.

III.СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Вот открыл царевич очи,

Отрясая грозы ночи,

И, дивясь, перед собой

Видит … он большой (город)

Пушки с пристани палят

… пристать велят (корабль)

Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная …

Перед ним его два сына (картина)

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

33…(богатыря)

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром

Неуказанным товаром,

А лежит нам путь далёк,

Восвояси на …» (восток)

Вот выезжает в город он;

Вдруг раздался лёгкий звон,

И в глазах у всей …(столицы)

Петушок вспорхнул со спицы.

Учитель. Давайте проверим, всё ли верно у ребят, работающих у доски. Что общего у этих слов? (слайд 8).

Дети. Все слова – существительные в начальной форме (И.п., ед. числе). Все слова – словарные.

Учитель. Какое слово получилось?

Дети. Глагол (слайд 9).

Учитель. Что мы будем делать на уроке? Для чего мы будем это делать?

Ответы детей.

Учитель. В ходе нашего путешествия мы обобщим и систематизируем знания по теме «Глагол», а так же будем формировать умения правильно употреблять и писать безударные личные окончания.

Итак, тема нашего урока «Развитие умение писать глаголы с изученными орфограммами».

IV. ЯЗЫКОВАЯ РАЗМИНКА

Учитель. Кто из вас назовёт сказку А.С.Пушкина, герой которой путешествовал по морю?

Дети. «Сказка о царе Салтане…»

На мониторе появляется иллюстрация из произведения (слайд 10).

Учитель. Какие строки из сказки можно подписать под этим рисунком?

Дети. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах (слайд 11).

Учитель. Запишите первое предложение, объясняя все орфограммы.

На доске: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Учитель. Ребята, а что обозначает цифра 4?

Дети. Нужно сделать разбор предложения.

сущ. пр. сущ. гл. с. сущ. гл.

На доске: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Учитель. Назовите грамматическую основу предложения.

Дети. Ветер гуляет.

Учитель. Чем выражено сказуемое?

Дети. Глаголом.

Учитель. А что такое глагол?

Дети. Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая, обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал?.. (слайд 12).

Вывешивается ступенька знаний.

Учитель. Назовите все морфологические признаки данных глаголов.

Дети. Настоящее время, единственное число, 3 лицо.

Учитель. Что мы относим к морфологическим признакам глаголов?

Дети. Время, число, лицо (слайд 13).

Вывешивается 2 ступенька знаний.

Учитель. А что вы знаете о синтаксических признаках глаголов?

Дети. Глагол в предложении чаще всего бывает сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения (слайд 14).

Вывешивается 3 ступенька знаний.

Учитель. Давайте докажем это, составив схему предложения.

Дети. [- = и =]

Учитель. Какое получилось предложение?

Дети. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

Учитель. Ребята, а как звали героя А.С.Пушкина, который путешествовал по морю на этом корабле?

Дети. Князь Гвидон (слайд 15).

Учитель. Вот и мы с вами на нашем корабле отправляемся в сказочную страну. Все заняли свои места в «каютах»? Тогда в добрый путь!

V. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Звучит гудок парохода.

Учитель. Смотрите, на ветру вьются яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа. Мне нужно, чтобы командиры бригад подошли ко мне и выбрали флажок такого же цвета, что и конверт на столе, а чтобы узнать, кто из вас командир, загляните под стульчик. Что вы там видите?

На одном из стульев бригады наклеен рисунок кораблика.

Учитель. У кого кораблик, то и капитан. Капитаны подойдите ко мне и получите своё задание.

Дети самостоятельно выбирают задание.

1 ФЛАЖОК

Восстановите текст. Найдите и подчеркните глаголы. Укажите их грамматические основы.

блистают латы,

У ворот

идут в палаты;

и стоят

Все теперь

в глазах царя

тридцать три богатыря.

2 ФЛАЖОК

Восстановите текст. Найдите и подчеркните глаголы. Укажите их грамматические основы.

звезда горит.

Под косой

Смотрят – что ж?

Луна блестит,

Княгиня – диво;

А во лбу

3 ФЛАЖОК

Восстановите текст. Найдите и подчеркните глаголы. Укажите их грамматические основы.

и в море

Гибель близкую

Злого коршуна

Лебедь около

Бьёт крылом

Топит.

плывёт, клюёт,

торопит.

4 ФЛАЖОК

Восстановите текст. Найдите и подчеркните глаголы. Укажите их грамматические основы.

И отхлынула тихонько.

И послушалась волна;

легонько.

Тут же на берег она

Бочку вынесла

5 ФЛАЖОК

Восстановите текст. Найдите и подчеркните глаголы. Укажите их грамматические основы.

Ядра чистый изумруд;

поёт

грызёт;

Белку холят, берегут.

все скорлупки золотые,

Да орешки всё

Учитель. Вот мы и прибыли в волшебную страну, которая называется…

Дети. Лукоморье! (слайд 16).

Учитель. Давайте сойдём на берег и разомнёмся.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Штормы и ветры нам не страшны. Ждут берега нас далекой страны, Пусть бури и ветры с тобой, Верный друг, И помощь протянут тебе сорок рук. Будь смел и отважен – Прочти много книг, В большом море знаний, Плыви, ученик, К заветной мечте и чудесной земле, В нагруженном знаниями корабле!

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Учитель. А что такое Лукоморье? Давайте заглянем в толковый словарь.

Дети. Лукоморье – морской залив.

Учитель. Где встречается это название у А.С.Пушкина?

Дети. В поэме «Руслан и Людмила».

Учитель. Перед вами известный отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Подчеркните все глаголы, которые Александр Сергеевич употребил для обозначения действий сказочных героев.

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кощей над златом чахнет; Там русской дух… там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…

Проверка: зачитывание глаголов цепочкой.

Дети. Ходит, идёт заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынула, выходит, пленяет, несёт, тужит, служит, идёт. Бредёт, чахнет, пахнет, был, пил, видел, сидел, говорил, помню, поведаю (слайд 17).

Учитель. На какие две группы мы можем разделить эти глаголы?

Дети. На глаголы 1 и 2 спряжения (слайд 18).

Учитель. Что называется спряжением глагола?

Дети. Изменение глагола по лицам и числам (слайд 19).

Вывешивается 4 ступенька успеха.

Учитель. Как различить глаголы 1 и 2 спряжения?

Дети: По личным окончаниям.

Учитель. Что нельзя забывать?

Дети Глаголы исключения.

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “ е " – спрягать нельзя (слайд 20).

Чтобы курицу соседки Чисто наголо побрить, Надо бы на табуретке Две салфетки постелить (слайд 21).

Вывешивается 5 ступенька успеха.

VIII.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Учитель. Девочки находят в поэме глаголы 1 спряжения и записывают их в форме 2 лица единственного числа, а мальчики глаголы 2 спряжения.

Проверка:

Идёшь, блистаешь, плывёшь, клюёшь, бьёшь, послушаешься, вынесешь, отхлынешь, поёшь, грызёшь, бережёшь.

Смотришь, стоишь, блестишь, горишь, торопишь, топишь, холишь (слайд 22).

IХ.ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учитель. Ребята, в начале урока каждая команда выполняла определённое задание. Проверяя эту работу, мы сейчас ещё раз вспомним какие чудеса есть на острове, куда мы попали.

Капитаны кают у доски объясняют задание.

Учитель. Какую роль выполняют глаголы в каждом отрывке?

Дети. Называют действия.

Учитель. Какое ещё орфографическое правило, мы изучали, занимаясь глаголом?

Дети. Отрицательная частица не с глаголом пишется раздельно (слайд 23).

Вывешивается 6 ступенька успеха.

Учитель. Вот мы и добрались до последней ступеньки нашей лестницы успеха, вспомним всё, что знаем о глаголе. И пора нам возвращаться домой. А для этого необходимо поработать с учебником и выполнить упражнение 4 на странице 78.

С комментированием у доски учащиеся выполняют упражнение.

X.ИТОГ УРОКА

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина!

Ученица.

Сказки… Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес. Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни Арины Родионовны Матвеевой и каждый раз поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!» (слайд 24).

Учитель. А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим, друг друга за интересное и удивительное путешествие, которое я думаю, доставило вам радость (слайд 25).

XI.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выписать из сказок А.С.Пушкина по 10 глаголов и обозначить все их грамматические признаки.

Выучить четверостишие из любой сказки А.С.Пушкина и подготовить писать его по памяти.

Список использованной литературы:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., «Русский язык», 4 класс, образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2012 г.

2. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

3. Пушкин А.С. «Руслан и Людмила», изд. Дрофа Плюс, 2010 г.

4. Пушкин А.С. «Сказки Пушкина», изд. Проф-Издат, 2008 г.

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд