Презентация на тему " Речевые ошибки"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Интересная презентация по русскому языку. В своей работе автор предлагает детям изучить основные речевые ошибки, допускаемые в тексте или на письме. Помимо непосредственно ошибок, автор также ставит перед собой цель указать на причину этих ошибок и методы их коррекции.

Краткое содержание

  • Речевые ошибки в тексте и речи
  • Причины речевых ошибок
  • Методы коррекции предложений с речевыми ошибками
  • Поясняющие таблицы и схемы
  • Задание для самостоятельной работы

Содержание

  • Слайд 1

    Речевые ошибки

    УРОК-практикум Русский язык,10 класс

  • Слайд 2

    Цели урока:

    1.Повторить классификацию речевых ошибок.

    2.Научиться определять тип речевой ошибки.

    3. Отработать способы коррекции дефектных предложений.

    4. Научиться оценивать качество речи

  • Слайд 3

    Знаете ли вы типы ошибок? Задача № 1: актуализировать знания по классификации ошибок.

  • Слайд 4

    Помните ли вы речевые ошибки? Задача № 2: конкретизировать классификацию речевых ошибок

  • Слайд 5

     

  • Слайд 6

    Задача № 3: отработать навык определения типа речевой ошибки и коррекции предложений

    Тренинг устный: определите ошибки и исправьтедефектные предложения

    Он сунул ноги в удила и поскакал рысью.

    Курагин шлялся по барам.

    Мелочную рыбу отдали кошке.

    Рейд выявил целую плеяду жуликов.

    Тренингписьменный

  • Слайд 7

    Домашнее задание.Ресурсы.

    Прочитать материал, составленный на основании классификации, предложенной Т.Л.Служевской в практикуме по культуре речи «Уроки словесности».

    Найти в Интернете материал по теме урока: примеры предложений с речевыми ошибками для проведения практической работы в классе (на слайдах в программе Power Point)


  • Слайд 8

     

    Спасибо за работу!

  • Слайд 9

    Причины употребления слова в несвойственном ему значении:

    • Незнание значения слова.
    • Незнание «возраста» слова – отнесение его к чуждой исторической эпохе.
    • Смешение паронимов.
    • Непонимание различий в значении синонимов.
    • Незнание фразеологического оборота с данным словом.

  • Слайд 10

    Причины нарушения лексической сочетаемости:

    • пишущий не знает, что объединенные им в словосочетании слова:
    • противоречат друг другу;
    • несовместимы, так как одно из них употребляется только в приложении к чему-либо отрицательному, плохому, а другое обозначает, напротив, нечто положительное, хорошее;
    • разнородны стилистически;
    • несовместимы по традиции.

  • Слайд 11

    Причины тавтологии и неуместного повторения слов :

    Бедность речи, неумение использовать синонимы.

    Неразвитость «речевого слуха»

    (пишущий и мог бы заменить назойливо повторяющееся слово синонимами или подобрать слова так, чтобы однокоренные не встречались рядом, но не замечает, что это нужно сделать: ему самому его фраза ухо не режет)

  • Слайд 12

    Синтаксическая бедность

    Использование однотипных синтаксических конструкций - речевая ошибка, которая называется «синтаксическая бедность».

    Чтобы избежать её, нужно уметь использовать различные синтаксические конструкции для выражения одной и той же мысли, уметь легко переходить от одной конструкции к другой.

  • Слайд 13

    Нарушение порядка слов

    В русском языке порядок слов в предложении является свободным: однако традиция взаиморасположения отдельных его компонентов все же существует.

    В большинстве предложений можно выделить ТЕМУ (то, о чем говорится) и РЕМУ (то, что говорится об этом). Тема может быть выражена как подлежащим («Я Вас любил…), так и другими членами предложения, например, дополнением («Мне грустно и легко…) – в обоих случаях поэт говорит о себе, следовательно, это и есть тема.

    В обычной речи ТЕМА ИДЁТ ВПЕРЕДИ РЕМЫ.

  • Слайд 14

     

    Устный тренинг:

    • Полчища тружеников приняли участие в праздничном шествии.
    • В деревне возвели новый коровник и воздвигли баню.
    • Сильная дружба соединяла Обломова и Штольца.

  • Слайд 15

     

    Устный тренинг:

    • Сегодня выдался очень прекрасный день.
    • Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей.
    • На самом деле Хлестаков – человек, очень оторванный от жизненной реальности.
    • У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля.
    • Прейскурант цен вывешен на доске.

  • Слайд 16

    Устный тренинг: устраните двусмысленность

    Эту селедку продала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала.

    Отец умер, когда ему было девять лет.

  • Слайд 17

    Письменный тренинг: устраните речевые ошибки

    • С голубыми глазами девочка отправилась в лес.
    • Я встретил в шляпе ковбоя.
    • Надо продумывать свой каждый шаг.
    • Ваш этот роман станет бестселлером.
    • Засушу кленовый красный лист.
    • Образ героя не нуждается в возвеличении, а в раскрытии.
    • Вечером мы сидим у костра, а вожатая рассказывала нам разные истории.
    • Когда медвежата подросли, их сажали на цепь.

  • Слайд 18

    Письменный тренинг: «Скажи иначе»

    Постройте максимальное количество синтаксических вариантов одного и того же высказывания:

    «Самые необыкновенные чувства, становясь привычными, перестают удивлять»(Ф.Мориак).

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд