Презентация на тему "Роль жаргонизмов в жизни человека"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Настоящая исследовательская работа, проведенная учениками на тему: "Роль жаргонизмов в жизни человека", результатом которой стала данная презентация по русскому языку. Авторы рассказывают какие работы они проводили для получения результата своих исследований.

Краткое содержание

  • Что такое жаргонизмы
  • Гипотезы
  • Методы исследования
  • Виды жаргонизмов
  • Анкетирование учащихся
  • Анализ данных
  • Словарик школьного жаргона
  • Словарик компьютерщика
  • Выводы

Содержание

  • Слайд 1

     

    Все люди говорят ЭТО...

    Роль жаргонизмов в жизни человека

  • Слайд 2

     

    Основополагающий вопрос:

    Можно ли утверждать, что язык - "живой организм"?

  • Слайд 3

     

    Слова бывают разные – то дельные, то праздные.

    То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

    Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

    Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

    Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

    Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости…

    В.Полторацкий

    Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения?

    Ученики высказывают свои версии.

  • Слайд 4

     

    Вопросы учебной темы:

    1. Что такое ЖАРГОНИЗМЫ?

    2. Можно ли, общаясь на жаргоне, понять друг друга?

    3. Для чего необходимо изучать малоупотребительную лексику?

  • Слайд 5

     

    Мы предположили, что употребление жаргонов в речи свидетельствует о низкой культуре человека.

    • Жаргонные словечки характеризуют говорящего.
    • Жаргонная лексика засоряет и огрубляет нашу речь.
    • Жаргонизмы делают нашу речь богаче и выразительнее.
    • Жаргонизмы необходимы, чтобы общаться на «своем» языке и отличаться от взрослых.
    • Если все будут общаться на литературном языке, то будет скучно.
    • Жаргонную лексику учащиеся используют не только в общении между собой, но и с взрослыми.

    Гипотезы

  • Слайд 6

     

    • Опросить детей и взрослых в школе и на улице, какие слова они используют в своей речи.
    • Понаблюдать или смоделировать ситуацию речевого общения между детьми и взрослыми, между одноклассниками.
    • Составить мини-словарь по толкованию жаргонизмов.
    • Найти высказывания представителей культуры и науки об использовании жаргонов в речи.
    • Сделать вывод о целесообразности использования жаргонизмов.

    Чтобы доказать ЭТО, мы решили...

  • Слайд 7

     

    • Основу нашей лексики составляют общеупотребительные слова.
    • Наши дедушки и бабушки, живущие в деревне, используют диалекты.
    • Наши мамы и папы на работе употребляют профессиональ-ные слова.
    • И все мы вместе иногда употребляем жаргоны.

    Мы опросили и узнали, что...

  • Слайд 8

     

    жаргонизмы (арготизмы)

    Слова, употребляемые в речи определенных социальных групп (школьники, студенты), профессиональных групп (летчики, моряки, водители), занятий (музыка, компьютер) происхождение жаргона

    ИНОЯЗЫЧ.

    • хана
    • кайф
    • фейс

    ПРОСТОРЕЧ.

    • балбес
    • тюфяк
    • балаболить

    ДИАЛЕКТ.

    • ремки
    • фуфло
    • слямзить

    УГОЛОВ.

    • шамать
    • фраер
    • перо (нож)

    ПЕРЕНОС.

    • машина – колеса
    • голова – крыша

    УСТАР.

    • фиг
    • халява
    • черпак, дух, слон, дед
    • хакер, винды, зависать, чайник
    • скатывать, училка, пара, физра

    СЛЕНГ - молодежный язык

  • Слайд 9

     

    Результаты опроса мы представили в виде диаграммы:

  • Слайд 10

     

    Испуганный Димка выскочил из класса, где дети сдавали экзамен. Его закидали вопросами:

    Ты завалил?

    Замётано.

    А что делает Сам?

    Режет всех подряд.

    А Русалка?

    Топит.

    А этот, их ассистент?

    Засыпает. Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.

    А Васька?

    Плавает на шпорах…

    Мы понаблюдали за общением ребят в классе, на улице и вот, что мы услышали:

  • Слайд 11

    В анкету были включены следующие задания и вопросы:

    1. Перечислите известные вам жаргонные слова.

    2. Подчеркните те жаргонизмы, которые вы употребляете в своей речи.

    3. Для чего вы их употребляете в своей речи?

    А) модно, современно

    Б) для связи слов

    В) делают речь понятнее

    Г) что-то другое

    4. Могли ли вы обойтись без них?

    А) да

    Б) нет

    В) не думал об этом

    5. Старайтесь ли вы обойтись без них?

    А) да

    Б) нет

    В) не думал об этом

    6. Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

    А) да

    Б) нет

    В) не думал об этом

    7. В каком кругу вы используете жаргонную лексику?

    А) в кругу друзей

    Б) с родителями

    В) с учителями

    Г) что-то другое

  • Слайд 12

     

    Анализ анкет позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников жаргонизмы:

    Существительные: лох, чувак, чел, прикид, прикол, параша, даун, тема, базар, фигня, понты, тело, хавка, дискач, копец, халява, крышка.

    Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись.

    Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно.

    Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, я не в курсах.

  • Слайд 13

     

    Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:

    • Наименование людей по качеству их характера: овца, козел, лох, тормоз, шестерка, ботаник, дятел, дебил.
    • Наименование людей по родству: предки, пахан, мутер, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша.
    • Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик.
    • Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.
    • Наименование людей по профессии: мент, бомжара, водила, училка.
    • Деньги: бабло, капуста, зелень.
    • Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

  • Слайд 14

     

    По результатам опроса:12 учащихся ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее для друзей;25 считают, что это модно, современно;36 нуждаются для связки слов;27 уверены, что жаргонизмы помогают преодолеть недостаток слов.

  • Слайд 15

     

    • Училка – учительница.
    • Домашка – домашняя работа.
    • Кумпол, тыква – голова.
    • Оттянуться, оторваться – отдохнуть.
    • Тащиться – восхищаться.
    • На бетоне – не реагировать.
    • Потрещать – поговорить.
    • Шнурки в стакане – родители дома.
    • Лопатник –кошелёк.
    • Тормоз – отсталый.
    • Не кроши батон – не обманывай.
    • Балдёж – удовольствие.
    • Слинять – сбежать.

    Мы составили словарик... школьного жаргона

  • Слайд 16

     

    • Резать – записать какие-либо данные на компакт-диск.
    • Мыло – электронная почта.
    • Болванка – пустой компакт-диск.
    • Ослик полетел – перестала работать программа Internet Explorer.
    • Аська тормозит – плохо работает программа общения в компьютерной сети.
    • Винт – жесткий диск.
    • Комп – компьютер.
    • Клава – клавиатура.
    • Кэш – сверхбыстрый буфер для хранения данных.
    • Лэптоп – портативный компьютер, можно переносить как небольшой чемоданчик.
    • Флоп – гибкие диски (дискеты) и дисководы для них. и словарик папы Васи Иванова

    (компьютерщика)

  • Слайд 17

     

    • Картинка – снятый оператором видеоряд без закадрового текста.
    • Синхрон – прямая речь человека, ставшего участником событий.
    • Дать в ухо – сказать что-то ведущему по скрытой радиосвязи.
    • Коры – телекорреспонденты.
    • Звучки – звукооператоры, звукорежиссеры.
    • Вожак – продюсер.
    • Ладушки – аплодисменты зрителей, которые снимаются отдельно.
    • Цифры – рейтинги.
    • Сбитый летчик – ведущий, который раньше был очень популярным, а потом пропал с экрана.

    а также словарик мамы Саши Петрова (работает на телевидении)

  • Слайд 18

     

    В данной работе мы попытались рассмотреть происхождение данных жаргонизмов:

    1. Путем перехода из другой социальной группы (например, тюремно-лагерный жаргон): качать права (добиваться чего-то), стучать (доносить на других), слизать (сбежать), хавка (пища);

    2.Путем перехода общеупотребительных слов в жаргонизмы с новым лексическим значением: крутой (крутая гора) – крутой (богатый, лучший), тормоз (механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины) – тормоз (человек, который медленно соображает, действует), липовый (липовые листья, т.е листья липы) – липовый (фальшивка, подделка);

    3. Иноязычные заимствования: чувак (из цыганского языка: парень) - крутой, бездник, безник (из английского языка) – день рождения, стрит (из английского языка) – улица, мен (из английского языка) –парень;

    4. Путем сокращения слов: училка (учительница), магзик (магазин), видик (видеомагнитофон), велик (велосипед), комп (компьютер);

    5. Суффиксальный способ: браток, закусон, хавчик, столовка.

  • Слайд 19

     

    «Определяйте значения слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений», - утверждал А.С. Пушкин.

    «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни», - считал Д.И. Писарев.

    «Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь», - полагает языковед Л.И. Скворцов.

    Авторитетное мнение:

  • Слайд 20

     

    Выводы:

    1. Основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании иметь «свой» язык, «свой» мир, организовать общение среди сверстников, в пристрастии к «модным словечкам».

    2. В своей среде учащиеся пользуются жаргонными словами, в общении же с взрослыми, в официальных ситуациях переходят на литературный язык.

    3. Понимая, что жаргон засоряет речь, школьники вместе с тем прибегают к жаргонной лексике и считают его нужным и необходимым в их речи.

    4. В речи учащихся много слов- арго (речь низов общества, уголовного мира: воров, мошенников). Поэтому язык молодежи сильно криминализирован, и это не может не волновать общество.

    5. С помощью жаргонной лексики невозможно говорить о высоком, вечном, потому что большинство жаргонных слов и выражений имеют грубоватую, пренебрежительную, ироничную окраску.

    6. Чрезмерное и бездумное употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет нашу разговорную речь.

  • Слайд 21

     

    «Согласен – не согласен»

    Работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг другу или к учителю с тезисами, которые можно принять или оспорить, например:

    Я утверждаю, что слова ограниченного употребления, особенно жаргоны, засоряют литературный язык.

    Согласен. Сейчас особенно в речи молодых людей очень много жаргонов, которые пришли из воровского и даже тюремного арго. И некоторые молодые люди заимствуют не только воровские слова, но и правила поведения профессиональных преступников.

    Я утверждаю, что увлечение жаргонами – это просто речевая забава или игра, которая пройдет с возрастом.

    Не согласен. Потому что жаргонные слова для многих молодых людей, к сожалению, не просто игра, а средство выражения мыслей и чувств. Увлечение жаргонизмами не проходит бесследно. Человек настолько привыкает к ним, что и в зрелом возрасте употребляет такие слова.

  • Слайд 22

     

    Жаргоны в своей речи используют многие люди (школьники, студенты, профессионалы и т.д.).

    Не всегда употребление жаргонных словечек отрицательно характеризует человека и свидетельствует о его низкой культуре.

    НО… Чтобы вас понял каждый человек, жаргоны в своей речи лучше не использовать.

    Итак, мы поняли, что...

  • Слайд 23

    Рефлексия

    Узнали, откуда происходят жаргонизмы;

    • уяснили причины, по которым жаргонные выражения используются в подростковой и молодёжной среде;
    • поняли, что они засоряют речь, снижают культуру речи;
    • пришли к выводу, что речь культурного, образованного, интеллигентного человека должна быть красивой, образной, богатой, свободной от жаргонизмов, брани.

  • Слайд 24

    Домашнее задание 

    Задается на выбор:

    • повторить теоретический материал по теме;
    • написать синквейн;
    • составить обобщающую схему-кластер по теме.

  • Слайд 25

     

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд