Презентация на тему "Схемы орфографии"

Презентация: Схемы орфографии
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, которая нацелена больше на преподавателей, чем на учеников. Педагог с большим стажем делится своими секретами в обучении детей, а именно, рассказывает об орфографических схемах, благодаря которым, материал усваивается намного легче.

Краткое содержание

  • Знакомство с орфографическими схемами
  • Методическое пособие
  • Терминология
  • Наглядные примеры

Содержание

  • Презентация: Схемы орфографии
    Слайд 1

    Схемы орфограмм по русскому языку

    Подготовила учитель начальных классов МОУ ОГ № 21 г. Архангельска Зуева Т.В.

    Из опыта работы

  • Слайд 2

    Немного теории

    Актуальной проблемой школы является низкая орфографическая грамотность учащихся. Это вызвано рядом причин. Одной из них методисты и учителя-практики считают отсутствие целостного представления о системе русской орфографии. Попытки систематизировать орфографический материал , составить некую схему, опору предпринимались неоднократно. И такая система появилась и даёт свои плоды.

    См.

    Но эта система должна быть не просто представлена ученику в готовом виде. Важно, чтобы ученик «сделал открытие» самостоятельно.

    И здесь надо остановиться на таком термине как «когнитивность»

  • Слайд 3

    Когнитивность – способность к умственному восприятию и переработке информации.

    С этим понятием связано ещё одно - «когнитивизм».

    Вот какое определение даёт этому понятию большой толковый словарь: «Когнитивизм – теория, которая утверждает, что люди не просто машины, механически реагирующие на внешние или внутренние факторы, а именно то, что разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне».

    В психологии когнитивизм - это теоретический подход к пониманию ума, который утверждает, что функционирование ума может быть понято при помощи количественных, позитивистских и научных методов. Эти функции могут быть названы моделями обработки информации.

  • Слайд 4

    Усвоить навык грамотного письма младшему школьнику весьма непросто… Правила забываются… Ошибки повторяются…

    Значит, необходимо научить детей особым образом перерабатывать информацию.

    Уже несколько лет подряд я со своими детьми «открываю» новую орфограмму, а результатом этого открытия является схема, опора. Иногда таких схем одновременно появляется несколько. И тогда мы вместе их анализируем , выбираем самую-самую… Ученик, будучи автором схемы, легко узнаёт орфограмму, воспроизводит материал, вспоминает правила проверки.

    Подобная когнитивная (посредством составления схем) переработка материала способствует прочному усвоению знаний.

  • Слайд 5

    Гласные после шипящих

    ж ш ч щ ч щ и а у

    В сочетаниях ЖИ-ШИ

    Только И всегда пиши.

    Сочетанья ЧА и ЩА

    Пишем только с буквой А.

    Сочетанья ШУ и ЩУ

    только с буквой У.

  • Слайд 6

    Безударные гласные в корне

    ? ?

    изменение

    Если буква гласная вызвала сомнение –

    Ты её немедленно ставь под ударение.

  • Слайд 7

    Парные и непроизносимые согласные

    изменения ?

    Звук согласный проверяй,

    Следом гласный подставляй.

  • Слайд 8

    Гласные после Ц

    Исключения:

    цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц

    Ц И Ы

  • Слайд 9

    Правописание Ъ

    Ъ пишем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед гласными корня Е, Ё, Ю,Я.

    Ъ е ё ю я

  • Слайд 10

    Роль и правописание Ь

    Разделительный мягкий знак

    Ь е ё ю ия

    Показатель мягкости согласного

    Ь

  • Слайд 11

    Правописание О и Ё после шипящих в корне слова

    Исключения:

    • крыжовник, капюшон, чащоба, чопорный, обжора, чокаться, трещотка, шов …

    Если в корне после шипящего под ударением слышится [О],то надо писать Ё.

    [О]=Ё

  • Слайд 12

    Правописание Ь

    глагол 2 лица имя сущ. 3 скл.

    -ишь -ешь -ёшь -чь -жь -шь

  • Слайд 13

    Правописание Ь в наречиях

    наречие

    Исключения:

    • уж, замуж, невтерпёж ш (ч, ж) Ь
  • Слайд 14

    Суффиксы наречий

    Исключения:

    связно, доверчиво

    из- до- с- в- на- за А О

  • Слайд 15

    Правописание приставок

    или

    В приставках, оканчивающихся на -З перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С.

    Приставки З- в русском языке нет.

    …з …с з

  • Слайд 16

    Правописание И, Е в суффиксах имён существительных

    Суффикс -ек- пишется в словах, при склонении которых, гласный Е выпадает.

    Суффикс -ик- пишется в словах, которые при склонении сохраняют И.

    ек(а) ик(а)

  • Слайд 17

    Правописание О и Ё в суффиксах некоторых частей речи

    В суффиксах существительных, прилагательных и наречий под Исключение: ударением пишется ещё О, без ударения - Е.

    ч, щ, ж, ц

    О Е

  • Слайд 18

    Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени

    глагол пр.вр начальная форма

    ?

    Чтобы узнать, какую гласную следует писать в суффиксе глагола прошедшего времени, надо поставить глагол в начальную форму. Какая гласная пишется перед –ТЬ, та же гласная пишется и перед –Л, т.к. основы прошедшего времени и начальной формы совпадают.

    л ть

  • Слайд 19

    И в заключение…

    Подобных схем много. Здесь представлена лишь часть.

    В 1 классе я показываю детям, как можно «зашифровать» наш секрет. Мы вместе «договариваемся» об особых значках и символах. В дальнейшем дети сами делают схемы.

    Эти схемы являются результатом работы моих учеников разных лет…А так как я – учитель начальных классов и «открывать новые знания» мне доводится каждые четыре года - схемы могут несколько видоизменяться, но суть остаётся. Я не исправляю то, что получилось у детей – ведь это – их труд

    По такому же принципу мы создаём схемы и на уроках математики.

    Ученики заносят их в ТЕТРАДЬ СЕКРЕТОВ и пользуются ими в дальнейшем.

    Как строится работа по «Открытию» новой орфограммы показано на примере фрагмента урока русского языка.

  • Слайд 20

    Желаю творческих успехов!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке