Презентация на тему "Синонимы"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, которая познакомит школьников с синонимами и их ролью в русском языке. Наглядные примеры и тематические задания помогут быстро освоить и закрепить, новый для ребят, материал.

Краткое содержание

  • Знакомство с синонимами
  • Роль синонимов в русском языке
  • Тематические стихи
  • Наглядные примеры
  • Практическое задание

Содержание

  • Слайд 1

    Урок русского языка в 5 классе по УМК Бабайцевой Синонимы

    Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель МОУ СОШ № 256 ГО ЗАТО г. Фокино, Приморский край

  • Слайд 2

    По следам домашнего задания

    • Какой раздел науки о языке мы изучаем?
    • Нарисуйте, пожалуйста, лук и кран.
    • Что вызывает у вас затруднения?
    • Что называется омонимами? Дайте определение.

    Как вы устранили неточность, двусмысленность высказываний, связанную с употреблением омонимов, в домашнем упражнении (упр. 728.)

  • Слайд 3

    Синонимы – слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, являются одной и той же частью

    речи и имеют общее лексическое значение

    Чем могут отличаться друг от друга синонимы?

    Являются ли синонимами слова «алый» и «краснота», «бег» и «мчаться»? Укажите своё утверждение, исходя из определения синонимов.

  • Слайд 4

    Запишите: 1) ряды однокоренных слов; 2) ряды синонимов

    Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, доблестный, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически, образ, храбриться, совестно.

    К какой части речи относятся синонимы каждого ряда?

    Обозначьте морфемный состав двух однокоренных слов.

  • Слайд 5

    Прочитайте стихотворение, найдите в нём синонимы, чем они различаются?

    А у нас на площади

    Стоят четыре лошади.

    Дед тихонько лошадь тронет,

    Скажет: «Лошади – не кони!»

    Улыбается отец:

    «Лошадь – пахарь,

    Конь – боец!»

    И тихонько взрослые

    Объясняют мне:

    «Груз везут на лошади,

    Едут – на коне».

    (Р. Дышаленкова)

    Объясните орфограммы и пунктограммы. Запишите текст.

    Укажите глаголы, которые вводят прямую речь. Можно ли их назвать синонимами? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике «Русский язык. Теория».

  • Слайд 6

    К данным словам подберите и запишите синонимы усилительного характера

    • Удивить –
    • Тревога –
    • Огромный –
    • Страх –
    • Талантливый –
    • Сильный -

    Градация - расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда.

  • Слайд 7

    Что достигается благодаря использованию в роли однородных членов слов-синонимов?Чем

    различаются синонимы большой, огромный?

    Я шёл во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом и победителем.

    У нас был большой двор. Конечно, он остался таким и сейчас, но я теперь старше – и то, что в детстве казалось мне огромным, стало большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным.

    Огромный – вероятно, от слова «огромъ» – пространство, на котором слышен удар грома. Огромный – чрезвычайно большой.

    Громадный – от древнерусского «громада», что значило «толпа, куча».

    Обозначать «очень большой» слово стало позже, может быть, под влиянием слова «огромный».

  • Слайд 8

    Самостоятельная работа

    Замените повторения синонимами.

    1 в. Весь класс быстро выполнил заданное учителем задание.

    2 в. Следует отметить следующие недостатки.

  • Слайд 9

    Подведём итоги

    • Что такое синонимы?
    • Что такое контекстуальные синонимы?
    • Чем могут различаться синонимы?
    • Какова роль синонимов в речи?

  • Слайд 10

    Объяснение домашнего задания

    § 60, упр. 732.

  • Слайд 11

    Использованные материалы


    Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие.- М.: Дрофа, 2004

    Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя.- М.: ТЦ Сфера, 2003

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд