Презентация на тему "Сколько лиц у слова?" 5 класс

Презентация: Сколько лиц у слова?
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Сколько лиц у слова?" для 5 класса в режиме онлайн. Содержит 20 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Сколько лиц у слова?
    Слайд 1

    Сколько лиц у слова?

    Выполнили: Дрягина Ольга, Грищенко Екатерина, Колесова Ольга, Харрасова Далиля

  • Слайд 2

    В жизни человека важную роль играют всевозможные знаки. Сигнал светофора, рукопожатие, театральный билет – все это знаки, которые помогают нам отличать один предмет от другого. Одним из самых важных знаков являетсяслово.

  • Слайд 3

    Лексическое «лицо» слова

    Каждое слово что-то называет или на что-то указывает. Слово озероназывает замкнутый естественный водоем; слово озерныйуказывает на связь какого-нибудь предмета с озером (озерная рыба); слово приозерныйуказывает на нахождение чего-либо рядом с озером (приозерные поля). Все это – лексические значения слов.

  • Слайд 4

     Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова.    Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка. 

  • Слайд 5

    Фонетическое «лицо» слова

    Каждый языковой знак по-своему звучит, имеет свою особую звуковую оболочку. Без звуковой оболочки слово не может существовать точно так же, как и без значения.

  • Слайд 6

    Схема фонетического разбора слова. 1. Орфографическая запись слова. 2. Деление слова на слоги и место ударения. 3. Возможность переноса. 4. Фонетическая транскрипция слова. 5. Характеристика всех звуков по порядку: а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; б) гласный: ударный – безударный. 6. Количество звуков и букв. 7. Случаи несоответствия звука букве.

  • Слайд 7

    Фонетическое и лексическое «лицо» слова –

    это то, что мы можем обнаружить, наблюдая за словом извне, снаружи. Но можно попытаться заглянуть и внутрь слова. Тогда мы обнаружим, что это слово -сложный знак языка, который состоит из простейших языковых знаков, морфем: корень, суффикс, приставка и окончание.

  • Слайд 8

    Словообразовательное «лицо» слова

    Если слово образовано от какого-нибудь другого слова, то у него есть и словообразовательное значение, общее для всех слов, образованных таким же способом. Так, у слова приозерныйесть значение «находящийся рядом с чем-то», которое можно обнаружить и в словах пришкольный, пригородный.

  • Слайд 9

    Словообразовательный анализ слов предполагает подбор производящего слова, указание словообразовательного элемента, определение способа образования анализируемого слова. Способы словообразования: 1) морфологический (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение слов, сложение основ, сложение основы и слов, сложение основ с присоединением суффикса и др.); 2) неморфологический (распад многозначного слова на омонимы, переход из одной части речи в другую, сращение).

  • Слайд 10

    пример

  • Слайд 11

    Морфологическое «лицо» слова

    У каждого слова есть значения, обязательные для всех других слов данной части речи. Так, слово озероотносится к неодушевленным существительным; как всякое существительное, оно имеет значение числа, рода и падежа. Это его грамматическиезначения. Свои особые грамматические значения есть и у прилагательных, и у глаголов, и у слов, относящихся к другим частям речи.

  • Слайд 12

    Например, морфологический разбор имени прилагательного включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению, степень сравнения для качественных прилагательных) и трёх непостоянных (род, число, падеж).

  • Слайд 13

    Синтаксическое «лицо» слова

    Каждое слово используется как строительный материал в предложении, т.е. выполняет определеннуюсинтаксическуюфункцию. Так, слово озеро в предложении Горное озеро расположено между скалами. выполняет функцию подлежащего, а в предложении Мы поедем на дальнее озеро – функцию обстоятельства.

  • Слайд 14

     При разборе по членам предложения следует исходить из того, что член предложения - это характеристика синтаксической функции слова в предложении. Говоря образно, член предложения - это синтаксическая должность, на которой работает слово. Ту или иную синтаксическую функцию могут выполнять как отдельные слова, так и словосочетания.      

  • Слайд 15

    Весёлые шарады.

    ◘ Педантичность - это подражание Данте или чрезвычайная точность и аккуратность? ◘ Беллетристика - это описание изобретения А.Г. Белла или массовая литературная продукция развлекательного характера? ◘ Всего лишь два каких предлога необходимы прозаику для создания всех его произведений? ◘ Что такое стихийное бедствие? ◘ Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела ... Что?

  • Слайд 16

    ◘ В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер? ◘ У какого героя Тургенева не было звуковой карты? ◘ Чем отличаются «Весенние воды» от «Вешних вод»? ◘ Имя какой заглавной героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево?

  • Слайд 17

    Ответы.

    ◘ Педантичность - это подражание Данте или чрезвычайная точность и аккуратность? (Второе.) ◘ Беллетристика - это описание изобретения А.Г. Белла или массовая литературная продукция развлекательного характера? (Второе.) ◘ Всего лишь два каких предлога необходимы прозаику для создания всех его произведений? (Про-за  - проза.) ◘ Что такое стихийное бедствие? (Это когда вам задали на дом выучить много  стихов.) ◘ Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела ... Что? (Свободу слова.)

  • Слайд 18

    ◘ В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер? (Нигде, конечно. Слово «распечатал» нужно понимать как «раскрыл».) ◘ У какого героя Тургенева не было звуковой карты? (У Герасима - немого дворника.) ◘ Чем отличаются «Весенние воды» от «Вешних вод»? («Весенние воды» - это стихотворение Ф.И. Тютчева, а «Вешние воды» - это повесть И.С. Тургенева.) ◘ Имя какой заглавной героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево? (Анна)

  • Слайд 19

    Вывод

    Каждое слово имеет пять лиц. В зависимости от того, что мы хотим о слове узнать, в центре внимания находится лексическое, фонетическое, словообразовательное, морфологическое или синтаксическое «лицо» слова.

  • Слайд 20

    Список литературы:

    Репкин В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса в двух частях. Часть 2. Фонетика и письмо, - М, 2003. Интернет-источники.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке