Презентация на тему "Словообразование (В1)" 5 класс

Презентация: Словообразование (В1)
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.09 Мб). Тема: "Словообразование (В1)". Предмет: русский язык. 23 слайда. Для учеников 5 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Словообразование (В1)
    Слайд 1

    Словообразование (В1)

    Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка.

  • Слайд 2

    1.Производящая основа - основа слова, от которой образуется новое слово. 2. Основа образованного слова называется производной. стенка

  • Слайд 3

    Основные способы словообразования 1. Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. пере + бежать производящая основа --> перебежать производная основа

  • Слайд 4

    Основные способы словообразования Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. комната + -к- производящая основа --> комнатка производная основа комната + -н- производящая основа --> комнатный производная основа

  • Слайд 5

    Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса. Основные способы словообразования под- + слепой + -оват- производящая основа --> подслеповатый производная основа

  • Слайд 6

    Упражнение 1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение. Распределите слова по трем группам по способу образования: Приставочный: Суффиксальный: Приставочно – суффиксальный:

  • Слайд 7

    Ответ: Приставочный способ: высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать. Суффиксальный способ: выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение. Приставочно-суффиксальный способ: безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

  • Слайд 8

    Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Основные способы словообразования син(ий) + --> синь переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь.

  • Слайд 9

    Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения: А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка. Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой. В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Наиболее частые случаи – это: Сложение начальных букв слов (МГУ, вуз); Сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор); Сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза). Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.

  • Слайд 10

    Упражнение. 1. Укажите способ образования слов: подсчитать, столярничать, желто-зеленый, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник.

  • Слайд 11

    Переход в другую часть речи (морфолого – синтаксический способ) - способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие). Неморфологические способы словообразования

  • Слайд 12

    Неморфологические способы словообразования Лексико – семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Бригадир (воинское звание) – бригадир (руководитель трудового коллектива).

  • Слайд 13

    Неморфологические способы словообразования Лексико – синтаксический способ – появление новых слов в результате сращений сочетаний слов. Высококачественный – высоко + качественный

  • Слайд 14

    Укажите способ образования следующих существительных: бездорожье, военный (сущ.), вывих, знание, мороженое (сущ.), подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная(сущ.), шестиклассница, школьный.

  • Слайд 15

    Приставочный: подгруппа, суперобложка, пришкольный. Суффиксальный: знание, читатель, школьный. Приставочно-суффиксальный: бездорожье. Бессуффиксный: вывих, приговор, тишь. Переход прил. или прич. в сущ.: военный, мороженое, шашлычная. Сложение: продмаг, теплоход, шестиклассница.

  • Слайд 16

    Какое слово образовано бессуффиксным способом? А) синеть, Б) наладчик, В) лесоруб, Г) подъезд.

  • Слайд 17

    В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова? А) усиленно – приставочный, Б) пробежать – приставочный, В) выход – бессуффиксный, Г) горение – суффиксальный.

  • Слайд 18

    B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую? А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист. Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину. В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши. Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

  • Слайд 19

    Типы придаточных (учебник, страница 309) Изъяснительные что? о чем? Определительные какой? чей? который? Обстоятельственные: Места - где? куда? откуда? Времени - когда? с каких пор? до каких пор? Причины - почему? отчего? Следствия - что из этого следует? Образа действия и степени –как? каким образом? Сравнения – как? Цели – с какой целью? зачем? Условия – при каком условии? Уступки – несмотря на что? вопреки чему?

  • Слайд 20

    Однородное подчинение. Придаточные предложения отвечают на один вопрос и относятся или к одному и тому же члену главного предложения, или ко всему главному предложению в целом. В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум, долженствовавший решить 1/, в каком положении находится здоровье Кити 2/ и что нужно предпринять для восстановления её ослабевающих сил 3/ (Л.Т.).

  • Слайд 21

    Особенности однородного подчинения: Однородные придаточные вводятся разными союзными средствами (это характерно для однородных придаточных изъяснительных). Мы спросили представителей Росгидрометцентра, почему не выпадает снег и когда зима все-таки наступит. В таких предложениях для выявления однородности придаточных частей необходимо в первую очередь задать вопрос от главной части к придаточной (в нашем примере задается вопрос «о чем?»). 2. Во втором из придаточных союз не повторяется (опускается, чтобы избежать повтора). Нам пообещали, что в ближайшие 10 дней выпадет снег и придут настоящие морозы.

  • Слайд 22

    Параллельное соединение придаточных. 1. В этом случае к одной главной части относятся разноименные (то есть принадлежащие к разным типам) придаточные. И в тот день 1/, когда граф уже ушел 2/, Александр старался улучить минутку 1/, чтобы поговорить с Наденькой наедине 3/ (Гонч.). При главной части (1) в приведенном примере есть придаточное определительное (2), относящееся к слову «день» в главной части, и придаточное цели (3), относящееся ко всей главной части. Между собой придаточные (2) и (3) никакой связи не имеют.

  • Слайд 23

    Параллельное соединение придаточных. 2. Придаточные одного или разных видов поясняют разные слова главной части предложения. Когда бричка была уже на конце деревни 1/, Чичиков подозвал к себе первого мужика 2/, который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил его на плече, подобно неутолимому муравью, к себе в избу 3/ (Н.В.Гоголь). В данном примере главная часть (2) присоединяет два придаточных – времени (1), которое относится ко всей главной части, и определительное (3), относящееся к существительному «мужик» в главной части (2).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке