Презентация на тему " Сочинение о языковых единицах речи"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Данная презентация по русскому языку может послужить хорошим подспорьем как для школьников, готовящихся к сдаче ГИА, так и для учителей, готовящих их к этому. Автор работы сжато, но емко раскрывает заявленную тему.

Краткое содержание

  • Подготовка к сочинению-рассуждению
  • Терминология
  • Роль языковых единиц в тексте
  • Наглядные примеры
  • Варианта написания сочинения

Содержание

  • Слайд 1

     

    1

    ГИА С2 Сочинение о языковых единицах речи

  • Слайд 2

     

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Б.Н.Головина:

    «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».

  • Слайд 3

     

    Основными функциями языка являются:

    Коммуникативная (функция общения);

    мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

    экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

    эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

    Язык - естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека, предназначенная прежде всего для целей коммуникации.

  • Слайд 4

     

    Это отрезок речи, регулярно воспроизводимый как определенное единство содержания и выражения.

    Единица фонетическая (фонема).

    Единица морфологическая (морфема).

    Единица синтаксическая (словосочетание и предложение).

    Единица лексическая (слово).

    Единица фразеологическая (устойчивое словосочетание).

    Единица смысловая (морфема, слово, словосочетание).

    Единица коммуникативная, единица сообщения (высказывание).

    Единица языка, языковая единица

  • Слайд 5

    Любая система состоит из множества элементов, которые находятся в связях друг с другом, образуют одно целое. Языковые единицы (знаки) объединяются в подсистемы и формируют уровни (ярусы) языка:

    Таким образом, язык - это модель иерархии: большее включает меньшее как составную часть, меньшее проявляет свои функции в большем. Так, самые низшие единицы языка (фонемы) реализуют себя в единицах следующего, более сложного уровня, т. е. в морфемах и т. д.

  • Слайд 6

     

    Текст

  • Слайд 7

     

    (1)Семка дружил с Демидкой Мазиным, и каждый вечер, выучив уроки, шел домой к приятелю.

    (2)У Демки родители хорошо зарабатывали, жили на широкую ногу, а Семку мать воспитывала одна, поэтому иногда приходилось потуже затягивать пояса. (3)Мальчики дружили, бегали в кино, катались на лодке – у Демкиных родителей был знакомый на лодочной станции, Демка хвастался этим и пользовался своим преимуществом.

    (4)Однажды в каникулы, летом, Демидка объявил, что мать, отец и он едут в деревню, на рыбалку. (5)Он провел Семку в отцовский кабинет, где лежали катушки с леской, крючки разных размеров и великолепные блесны.

    (6)Семка кивнул, стараясь быть равнодушным, но сердце его заныло. (7)Счастливчик же этот Демка: у него есть отец, и он едет на рыбалку…

    (8)Несколько дней в доме Демки шла суета, Семка, приходя вечерком, сидел неприкаянно в кресле, его как бы не замечали, он чувствовал себя не в своей тарелке, уходил, печалясь, а мама все спрашивала, что с ним.

    (9)Он отмахивался, молчал, потом прибежал возбужденный, сказал, что Демкина семья берет его с собой, засуетился. (10)Мама собрала рюкзачок с вещами, положила сахар, макароны, хлеб, консервы, а Семка тем временем подточил напильником единственный свой крючок, отыскал поплавок – ярко покрашенное гусиное перышко.

    (11)Неделя пролетела словно во сне. (12)Ребята удили здорово, таская жадную уклейку на простой хлебный шарик, бегали по полянам, хохотали, плескались в реке, спали в душистом сене.

    (13)Потом Семка уехал, а Демид с родителями остался. (14)Семка едва ли не каждый день наведывался к приятелю. (15)Дверь была закрыта, хозяева не возвращались, и Семка жутко тосковал по Демке.

    (16)Когда он совсем уже решил, что Демидовы родители, видно, проживут там до осени, дверь оказалась открытой.

  • Слайд 8

     

    (17)Демка был один, он не обрадовался Семену, кивнул, потом улегся на диван, стал листать журнал как ни в чем не бывало, словно в комнате никого не было.

    (18)– Ты что? – удивился Семен, думая, что Демка заболел. (19)Но Демка молчал.

    (20)– Обиделся, что ли? – засмеялся Семен, и Демка нехотя ответил:

    (21)– А разве не за что?

    (22)– За что же? – спросил тихо, не подозревая, Сёмка.

    (23)– А за деньги, к примеру, – лениво поднимаясь, произнес Демка.

    (24)– За какие деньги? – ничего не понимал Семен.

    (25)– Не стыдно тебе? – вдруг поразился Демидка.(26)- Совсем не стыдно? (27)Неделю прожил, а еды привез - смех сказать. (28)Консервы вон можешь забрать – мы такие не едим!

    (29)Семка обалдело глядел на приятеля, не понимая, шутит он или нет, хмыкнул было, не зная, что и сказать, но Демидка его оборвал:

    (30)– Можешь не смеяться! – сказал он.(31) – Лучше плати-ка. (32)С чего это мы должны тебя задаром кормить?

    (33)Семка ощутил, как окаменело у него лицо.

    (34)– Сколько? – спросил он.

    (35)– Чего сколько? – не понял Демка.

    (36)– Сколько платить? – произнес Семка.

    (37)– Ну… – замялся Демка, потом откинул сомнения:

    (38)– Двадцать пять.

    (39)Семка бежал домой, кусая губы, боясь разреветься при всех, на улице…

    (40)«Может, – думал Семка, – жадность, предательство и всякая прочая гадость в каждом человеке есть, все дело действительно в том, чтобы удержаться, чтобы эту гадость в себе утопить, уничтожить?»

    (41)Демкино предательство долго потом саднило память, обжигая чем-то горячим, обидным…

    (По А.Лиханову)

  • Слайд 9

     

    Определяем роль языковых единиц в тексте

    Речь

  • Слайд 10

     

    1. Объясните роль суффиксов -ость - и -ств-о в словах «жадность», «предательство» (предложение 40). Слова с каким значением они образуют?

    2. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова так объясняет значение слова «ОБАЛДЕТЬ»: (простореч.). Потерять способность соображать, одуреть, остолбенеть.

    Объясните, почему именно это слово автор использует в предложении 29: «Семка обалдело глядел на приятеля, не понимая, шутит он или нет, хмыкнул было, не зная, что и сказать…»

    3. Какова роль обособленного приложения в предложении 10: «Мама собрала рюкзачок с вещами, положила сахар, макароны, хлеб, консервы, а Семка тем временем подточил напильником единственный свой крючок, отыскал поплавок – ярко покрашенное гусиное перышко»?

    4. Какова роль придаточного сравнительного в данном предложении: «Демка был один, он не обрадовался Семену, кивнул, потом улегся на диван, стал листать журнал как ни в чем не бывало, словно в комнате никого не было»?

    - Назовите единицы языка, которые использовал автор в этих предложениях.

    Мыслим и рассуждаем

  • Слайд 11

     

  • Слайд 12

     

    Пишем сочинение.

    Вариант 1.

  • Слайд 13

     

    Русский лингвиста Б.Н.Головин считал:«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».Несомненно, тончайшие смысловые и эмоциональные оттенки речи могут таится в возможностях морфемики и лексики, морфологии и синтаксиса.

    Обратимся к тексту. Одним из доказательств этой мысли может служить слово «счастливчик». В нём всего лишь с помощью суффикса –чик- передано мнение Сёмки о друге, которому в жизни, как считает мальчишка, повезло больше.

    А такая синтаксическая единица, как словосочетание «жутко скучал», где зависимое слово выражено наречием, помогает детально представить настроение Семки.

    Действительно, от того, насколько умело, в соответствии с темой и задачей высказывания, использованы языковые явления, зависит достоинство речи.

  • Слайд 14

     

    Пишем сочинение.

    Вариант 2.

  • Слайд 15

     

    Русский лингвиста Б.Н.Головин считал:«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».Мы знаем, что наша речь состоит из фонетического, словообразовательного, лексического, морфологического и синтаксического уровней, и, следовательно, её достоинство складывается из богатства каждого из этих уровней.

    Проверим данную мысль на тексте А.Лиханова. Фразеологизм «не в своей тарелке» передал душевное состояние Сёмки, почувствовавшего себя неловко от того, что его перестали замечать в семье друга, а глаголы в предложении 12 помогли увидеть действия героев, понять их искреннюю радость от поездки в деревню.

    Вот так с помощью этих двух удачно отобранных языковых единиц автор точно передал настроение и чувства героев.

  • Слайд 16

     

    Творческих взлётов Вашим ученикам, коллеги!

    Егораева Г.Т., Москва

  • Слайд 17

     

    Ковшиков В.А., Глухов В.П.Психолингвистика. Теория речевой деятельности.- М.: Высшая школа, 2007.

    Головин Б.Н. Основы культуры речи. -М.: Высшая школа, 1988.

    Литература

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд