Презентация на тему "Состав слова и словообразование"

Презентация: Состав слова и словообразование
Включить эффекты
1 из 8
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Состав слова и словообразование" по русскому языку, включающую в себя 8 слайдов. Скачать файл презентации 0.28 Мб. Средняя оценка: 3.8 балла из 5. Для учеников 4-7 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

Содержание

  • Презентация: Состав слова и словообразование
    Слайд 1

    ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

    ПАМЯТКИ-ИНСТРУКЦИИ : Как отличить формы одного и того же слова от однокоренных слов. Как выделить основу слова. Как выделить корень слова. Как найти приставку в слове. Как найти суффикс в слове. Как найти окончание в слове. Разбор слова по составу.

  • Слайд 2

    ТЕМА: СОСТАВ СЛОВАИ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

    Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова Чтобыотличить однокоренные слова от форм одного и того же слова, нужно: ● обратить внимание на лексическое значение анализируемых слов (у слов однокоренных оно всегда разное); ● определить принадлежность каждого слова части речи (если слова принадлежат разным частям речи, то это однокоренные слова); ● найти словообразовательные морфемы (приставки, суффиксы), если они есть, то это однокоренные слова, если слова различаются только окончанием, то это формы одного и того же слова). ПОМНИТЕ: от однокоренных слов нужно отличать слова с омонимичными корнями, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное лексическое значение: например,водаи водить.

  • Слайд 3

    Как выделить основу слова Чтобы выделить основу слова, нужно: -определить принадлежность слова к части речи; -установить, изменяется ли оно (просклонять или проспрягать слово); - отделить ту часть, которая изменяется (это окончание), а также отделить (еслиесть) формообразовательные суффиксы и постфикс -те; -часть слова без окончания, формообразовательных суффиксов и постфикса -те выделить знаком основы - ПОМНИТЕ: ● основа может состоять из корня: рос-а, а также из корняи словообразовательных морфем: при-бреж-н-ый; ● может быть прервана формообразовательным суффиксом, окончанием или постфиксом -те: улыб-а-л- а -сь, подвинь-те-сь; ● в основу всегда входят соединительные гласные и постфиксы -то, -либо, -нибудь, -ся/сь:кашевар , чт-о-то.

  • Слайд 4

    Как выделить корень слова Чтобы выделить корень слова, нужно: - подобрать к анализируемому слову, (например, засветло) однокоренные слова ( светлый, свет, засветить, свечка). - выделить общую для всех однокоренных слов часть знаком «дуга»: свет (это и будет корень слова) . ПОМНИТЕ: ● корень может состоять из одной буквы: вошли; ● в слове может быть несколько корней: самолёт; ● в корнях может быть чередование звуков: пух – пушистый; ● некоторые корни встречаются только в сопровождении приставок: при-бавить.

  • Слайд 5

    Как найти приставку в слове Чтобы найти приставку в слове, нужно: -сначала найти корень слова; -пометить морфему, стоящую перед корнем; -подобрать слова с этим же корнем, но меняя приставки; -выделить предполагаемую приставку знаком ПОМНИТЕ: ● приставка всегда стоит перед корнем или другой приставкой: у-крыть, при-за-думался; ● кроме простых приставок (в-, на-, за-, над-, от-), есть сложные (недо-, небез-/небес-, обез-/обес-: небезызвестный); ● встречаются звуковые комплексы (внешне схожие с приставками), относящиеся к корню: вычурный, забор, попугай, истребить).

  • Слайд 6

    Как найти суффикс в слове Чтобы найти суффикс в слове, нужно: - сначала найти в слове окончание (например, голубизн а ); - выделить корень слова (голубизн а ) – морфема, стоящая между корнем и окончанием, и будет предполагаемым суффиксом. - подобрать к исходному слову однокоренное (голубизна – голубой) – исчезнувшая часть слова и есть суффикс. - выделить суффикс знаком ПОМНИТЕ: в слове может быть несколько суффиксов. Чтобы их правильно вычленить, нужно а) сопоставить слово с родственными словами: липучка, липкий – зн. лип+уч+к-а; б) развернуть в словосочетание, сопоставить со словами того же строения: росинка – т.е. маленькая росинка (маленькая росина не скажешь), зн. рос(а)+инк-а. ●суффиксы бывают словообразовательные, формообразовательные и нулевые; ● нулевые суффиксы выделяются в словах типа зеленьО (от зелёный), бегО (от бежать), сенокос О (от косить сено), узкоглаз – О - ый (от узкие глаза), когда производное слово является иной частью речи по сравнению с производящим.

  • Слайд 7

    Как найти окончание в слове Чтобы найти окончание в слове, нужно: - определить часть речи, к которой относится данное слово; - просклонять или проспрягать это слово; - сравнить данную форму слова с другими формами этого же слова; - определить морфему, которая изменялась при склонении или спряжении (это и будет окончание); - выделить окончание знаком ПОМНИТЕ: ● в сложных словах может быть несколько окончаний: восьм- и десят- и ; ● окончание может быть не обозначено звуком (нулевое, которое обнаруживается при сравнении форм слова): пришёл – пришл а; ● нет окончаний: в неизменяемых сущ. ( бюро) , в форме простой сравнит. степени (выше, быстрее), в наречиях ( дотемна ), в инфинитиве (читать), в деепричастиях (вскочив) и в служебных частях речи.

  • Слайд 8

    ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

    Разбор слова по составу Чтобы избежать ошибок при разборе слов по составу, нужно помнить: ■не имеют окончаний несклоняемые существительные (кофе, пальто); прилагательные в форме сравнительной степени (сильнее, мудрей); глаголы в инфинитиве (бежать, нести); деепричастия (владея, сделав); наречия (высоко, ещё); предлоги, союзы и частицы; ■ нулевые окончания выделяются только в изменяемых словах и формах: у сущ. м.р., ед. ч., им. п. (лёд-□, гром-□ ); у сущ. ж.р., ед. ч., им. п. (пыль-□, дочь-□ ); у сущ. м. и ж. р. в форме род. п. мн. ч. (нетрощ-□, армян-□ ); у кратких прилаг. и страд. прич. в форме м.р. (молод-□, вспахан-□ ); у притяжат. прилаг. с суффиксами -ий, -ин (заячий-□ ) ; у глаголов в форме м. р. прош. вр. (пел-□), в форме 2-го лица ед. ч. повелит. накл. (отрежь-□ ). ПОМНИТЕ: основой правильного разбора слова является составление цепочки (от конца слова к его началу) ряда однокоренных слов, в котором каждое последующее слово является производящим для предыдущего: обезболивать← обезболить ← боль ; обезболивать

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке