Презентация на тему "Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми"

Презентация: Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми" по педагогике, включающую в себя 37 слайдов. Скачать файл презентации 0.84 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

Содержание

  • Презентация: Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми
    Слайд 1

    Современные подходы к проблеме алалии. Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми

    Лынская М.И.

  • Слайд 2

    Факторы развития речи в норме

    врожденная языковая способность; первично сохранный интеллект; стимулы из внешней среды; мотивация к речи; полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация; полноценная связь между обоими полушариями;

  • Слайд 3

    Алалия – отсутствие или недоразвитиеречи, проявляющееся нарушением механизмов речепорождения/восприятия на языковом (знаковом) уровне,обусловленное поражением центральной нервной системы в пренатальный, перенатальный или ранний постнатальный периоды

  • Слайд 4

    Этиология алалии:

    неблагоприятная неврологическаяили психопатологическая наследственность; поздние беременности, которым предшествовали прерывания беременности, мертворождения; возраст родителей от 30 до 40 лет; угроза прерывания беременности; патологические ролы и др. Отмечается, что около 80 % детей были рождены в асфиксии или присутствовала гипоксия, как внутриутробная, так и во время родов. Социальные факторы, соматическая ослабленность и билингвизм могут лишь утяжелить течение алалии, но не вызывают ее!

  • Слайд 5

    Понятия «Алалия» и «ОНР» в классической и современной литературе

    Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (Р.Е. Левина, 1967).

  • Слайд 6

    Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга (Визель Т.Г., 2006). Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (Б.М.Гриншпун, С.Н. Шаховская, 1998).

  • Слайд 7

    Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы (Соботович Е.Ф., 2003). По аналогии: сенсорная алалия – недоразвитие импрессивной речи, вызванное органическим поражением языкового и гностического уровня функциональной системы речи.

  • Слайд 8

    Об уровнях ОНР: уровень развития или недоразвития?

    Первый уровень речевого развитияхарактеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет….(Р.Е.Левина, 1967) Отметим, что правильнее говорить об уровнях речевого развития при ОНР, а не уровнях недоразвития. Обращаем так же внимание на возраст описываемых детей! В условиях современной тенденции к ранней диагностики очевидно, что не совсем верно опираться на результаты, полученные при обследовании детей 5-6 лет!

  • Слайд 9

    Патогенез сенсорной алалии

    Сенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых связей между височными областями правого и левого полушарий мозга; либо с локальным поражением левой височной области

  • Слайд 10

    Патогенез моторной алалии

    При моторной алалии не сформированными оказываются проводящие пути между премоторной, постцентральной областями мозга и височной, причем преимущественно в левом (доминантном по речи) полушарии.

  • Слайд 11

    Неврологическая симптоматика алалии

    Агнозии ; Апраксии; Снижение активности нейродинамических процессов; Снижение функциональных возможностей подкорковых структур.

  • Слайд 12

    Агнозия– нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности при сохранности сознания и функции органов чувств. Неречевая слуховая агнозия возникает при поражении правой височной доли. Доминантная слуховая агнозия возникает при поражении левого полушария, проявляется в трудностях понимания речи. Различают следующие виды зрительной агнозии: предметная агнозия, цветовая агнозия, агнозия на лица, пальцевая агнозия

  • Слайд 13

    Виды апраксии

    При афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы, замены одних поз другими. При эфферентной (кинетической) апраксии отмечается несостоятельность в воспроизведении серии движений. Воспроизведению серии поз препятствуют персеверации (застревания).

  • Слайд 14

    Характер ЭЭГ исследования при алалии:

    отмечаются дисритмический тип; недостаточная выраженность альфа-ритма или даже его отсутствие; гиперсинхронные колебвания био-потенциалов; снижение реактивности центральной нервной системы; дисфункция стволовых регуляторных систем;

  • Слайд 15

    Речевая симптоматика при алалии

    Речевой негативизм; Нарушения понимания речи; Замена вербальных средств коммуникации невербальными; Системное нарушение речи: стойкий аграммтизм, нарушения актуализации в лексике и нарушения слоговой структуры;

  • Слайд 16

    Уровни понимания речи у неговорящих детей

    Нулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени. Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту. Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках. При этом ребенок не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому?).

  • Слайд 17

    Состав активного словаря безречевых алаликов:

    Звукоподражания; Звуковые комплексы; Квазислова; Слова лепетного происхождения; Звуковые жесты; Простые общеупотребительные слова

  • Слайд 18

    Характеристика нарушений звукослоговой структуры слов:

    Частое сочетание алалии с дизартрией. Недостаточная реализация артикуляционных возможностей; Недостаточная сформированность операций выбора фонем. Стойкие трудности в усвоении коартикуляций. Стойкость нарушений слоговой структуры слова: элизии, перестановки, персеверации, добавление слогообразующих гласных, сокращение количества слогов.

  • Слайд 19

    Образовательная технология -

    совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования: социальной, управленческой, культурологической, психолого-педагогической, медико-педагогической, экономической.

  • Слайд 20

    Инновационные технологии

    внедренные, новые, обладающие повышенной эффективности методы и инструменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога

  • Слайд 21

    Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка (Сластенин В.А., 2002). Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. На наш взгляд, любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.

  • Слайд 22

    Инновационные технологии в логопедии:

    Информационные технологии; Современные технологии логопедического массажа; Нейропсихологические и психолингвистические приемы диагностики и коррекции; Современные технологии сенсорного воспитания; Арт-терапевтические технологии; Современные методы оздоровления; Телесноориентированные техники; Игровые Lego-технологии

  • Слайд 23

    Основа коррекционного воздействия арт-терапии

    Подключение дополнительных анализаторов, построение работы на основе принципа полимодальности, что создает дополнительные возможности компенсации ассоциативных связей в головном мозге

  • Слайд 24

    Виды арт-терапии

    Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,); Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика); Имаготерапия (куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама); Изотерапия (рецептивная и активная: нетрадиционные техники рисования, ниткопись, работа с глиной); Библиотерапия (разновидность - сказкотерапия); Креативная игротерапия (песочная терапия).

  • Слайд 25

    Использование музыкотерапии в логопедии:

    Коррекционные задачи: стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного); формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов); нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.

  • Слайд 26

    Коррекционные возможности танцевальной терапии:

    Стимуляция слухового и речевого внимания и восприятия; активизация регулирующий и планирующей функции речи; совершенствование невербального общения и фатической функции речи; формирование лексикона, его активизация; совершенствование пространственных представлений; формирование слоговой структуры слова; нормализация нервной деятельности.

  • Слайд 27

    Техники изо-терапии, используемые при формировании речи:

    рисование мыльными пузырями«; техника "кляксография»; пальцевая живопись (лексическая тема: ягоды); рисование мягкой бумагой (лексическая тема: зима); Ниткография; тычком жесткой полусухой кистью («Чей хвост» - формирования притяжательных прилагательных); Рисование на манке; Техника «овощных печатей»; Техника «монотипия»; Техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п. Техника отпечатывания ватой. Техника «оттиск пробками» Рисование ладошками.

  • Слайд 28

    Понятие «информационная технология»

    информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

  • Слайд 29

    Возможности использования ИТ в логопедии:

    Повышение мотивации к логопедическим занятиям; Организация объективного контроля развития и деятельности детей; Повышение возможностей социальной и трудовой адаптации; Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; Возможность быстрого создания собственного дидактического материала; Визуализация акустических компонентов речи; Расширение спектра невебральных заданий; Обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной; Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи, т.е. ИТ облегчают процесс интериоризации; За счет повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;

  • Слайд 30

    Современные технологии логопедического массажа

    Японская методика пальцевого массажа; Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблз); Прищепочный массаж; Массаж орехами; Массаж шестигранными карандашами; Массаж аппликаторами; Массаж четками; Массаж травяными мешочками; Массаж камнями; Массаж зондами, зондозаменителями, зубными щетками; Массаж приборами су-джок терапии.

  • Слайд 31

    Средства литотерапии в логопедии возможно использовать в следующих направлениях:

    Логопедический массаж; Коррекция мелкой моторики; Автоматизация звуков и формирование слоговой структуры слова; Расширение атрибутивного словаря (цвета и оттенки, оттенки холода); Профилактика заикания.

  • Слайд 32

    Психотерапевтическое воздействие камней:

    Аквамарин (цвет морской волны) – его использование позволяет преодолевать стрессы и фобии; Амазонит (ярко-зеленый) – снимает головную боль, преодолевает страхи, обладает успокаивающим действием; Аметист (фиолетовый) – снижает уровень тревоги, улучшает засыпание; Опал (разноцветный) – повышает тонус нервной системы; Сапфир (синий, лазурный) – снижает уровень агрессии; Янтарь (от молочно-зеленого до красно-коричневого)– повышает тонус нервной системы.

  • Слайд 33

    Цель логоработы с неговорящими

    Основной целью логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах, на наш взгляд, является – развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу - примитивного).

  • Слайд 34

    Задачи работы

    Стимуляция речевой и психической активности. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в т.ч. речевому подражанию). Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение. Формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого сообщения. Развитие эмоционального общения со взрослым. Профилактика возникновения заикания

  • Слайд 35

    Принципы работы

    Системности и комплексности; Систематичность проведения занятий. Опора на разные модальности Экспрессия педагога (родителя) Эмоциональный фон совместной деятельности Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянно смена видов деятельности в течение занятия Активное целенаправленное включение родителей Вариативность наглядного и дидактического материала для детей. Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка. Использование продуманной, визуализированной системы поощрения Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции логопеда

  • Слайд 36

    Направления работы

    Формирование коммуникативной и обобщающей функций речи. Формирование планирующей и регулирующей функций речи. Формирование артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания. Формирование звуко-слоговой структуры слова. Формирование внутреннего и внешнего лексикона. Формирование начальных навыков грамматического оформления высказывания. Формирование внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2-3 слов).

  • Слайд 37

    Дополнительные направления

    Совершенствование моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Совершенствование перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия. Обучение поисковым способом ориентирования: рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению. Совершенствование пространственно-временных представлений. Совершенствование разных видов мышления. Совершенствование внимания как произвольного, так и непроизвольного (зрительного и слухового). Коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы, в первую очередь – преодоление негативизма. Совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной. Нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей. Воспитание направленной активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке