Презентация на тему "Стилистические ошибки"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Стилистические ошибки" рассказывает о неуместном употреблении терминов и канцеляризмов, употреблении диалектной, просторечной, жаргонной лексики. Также в презентации приведены практические задания для учащихся.

Краткое содержание

  1. Неуместное употребление терминов и канцеляризмов
  2. Употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики
  3. Задания

Содержание

  • Слайд 1

    Стилистические ошибки

    По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

    К.Г. Паустовский

  • Слайд 2

     

    Если слова, имеющие ту или иную стилистическую окраску, используются неуместно, они придают речи комическое звучание.

    Рассмотрите рисунок. Почему «бабуля» удивлена?

  • Слайд 3

    Неуместное употребление терминов и канцеляризмов

    «Показ Пушкиным поимки рыбаком золотой рыбки, обещавшей при условии (!) ее отпуска в море значительный (!) откуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение (!)... Повторная встреча (!) с рыбкой, посвященная вопросу (!) о новом корыте...»

    Смешно? Это, к счастью, отрывок из пародии блистательного юмориста Зин. Паперного. Но иногда именно таким языком протоколов и прочих официальных бумаг часто пишут в учебниках, брошюрах, статьях, диссертациях.

    Какие стили речи смешал пародист?

    При употреблении слов нельзя не учитывать их принадлежность к тому или иному стилю речи.

  • Слайд 4

    Употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики

    Все бахорили, что я детина окичной, важной. Где я, там всегда бывало сугатно. А теперь? Уж я не вертечой, как потка! ...О когда, когда закрою шары свои и на меня посадят варежник!

    Вы поняли, о чем идет речь? Попробуйте перевести. Почему трудно это сделать?

    • Диалектизмы – слова, используемые в местных говорах, то есть диалектах.

    Прочитайте отрывок из «Вятской элегии»:

    Прочитайте литературное переложение «элегии»:

    • Все говорили, что я детина опрятный, молодец. Где я, там всегда многолюдно. А теперь? Уже я не резвлюсь как птичка! ...О когда, когда закрою глаза свои и меня посыплют можжевельником!

    К счастью, этот «эксперимент» был шуткой остроумного литератора.

  • Слайд 5

     

    Неуместное употребление диалектизмов приводит к смешению стилей.

    Почему мальчику пришлось обратиться к толковому словарю?

  • Слайд 6

     

    • Жаргон - речь какой-либо социально или профессионально замкнутой группы лиц, отличающаяся от общеупотребительного языка большим количеством слов и выражений (в том числе искусственных, иногда условных) , свойственных только данной группе

    Прочитайте слова, которые используют мальчики. Чем характерна такая лексика?

  • Слайд 7

     

    Испуганный и взъерошенный Димка выскочил из класса. Его окружили, засыпая вопросами:

    — Тебя отпустили? Ты завалил? Что там? Рассказывай. Он облегченно вздохнул и сказал: «.Заметано!» Но ребят не унимались.
    — Что делает Сам?
    — Режет всех подряд...
    — А Русалка?
    — Топит.
    — Ну, а этот, их ассистент?
    — Этот? Засыпает!
    — А как же ты?
    — Я немного секу, но и то, чуть не схлопотал пару.
    — А Васька?
    — Плавает на шпорах...

    Прочитайте текст

    Почему иностранец, изучавший русский язык по институтским пособиям и по произведениям наших классиков, не понял смысла этого текста?

  • Слайд 8

     

    Найдите речевую ошибку в предложении:

    • Миша встал, напялил рубашку, надел штаны.

    Объясните данную ошибку.

    • Просторечие — это не литературные слова, обычно выражающие сильные, но грубые чувства. Употребление просторечных слов допускается в литературном разговорном стиле речи ввиду их эмоциональной выразительности.

    Просторечие иногда используется в художественных произведениях в речи действующих лиц для их речевой характеристики, например: Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой: «Смотри-ка,— говорит,— кум милый мой! Что это там за рожа?» (Кр.) Просторечное слово «рожа» характеризует мартышку как существо внутренне грубое, некультурное.

    Напялить - 1. С трудом надевать или обувать что-либо тесное, узкое. 2. Надевать что-либо такое, что не к лицу или не к месту. Разг.-сниж.

  • Слайд 9

     

    Среди данных синонимов укажите просторечные слова и выражения.

    Упрямиться — ерепениться; прекрасно — железно; беспорядок — ералаш; слабый — квелый; позволить себе неуместную (или просто неожиданную) выходку — отчубучить; смеяться — скалить зубы; испугаться — в пот тебя и в дрожь.

    Проверь себя:

    • ерепениться; железно; ералаш; квелый; отчубучить; скалить зубы; в пот тебя и в дрожь.

  • Слайд 10

     

    • Как же следует оценить такие «словечки»»?

    Отвечая на этот вопрос, обратитесь к словам К.Г.Паустовского (первый слайд)

    По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд