Презентация на тему "Строение сложноподчиненных предложений"

Включить эффекты
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация разработана учителем русского языка и литературы. Целью данного проекта было научить детей правильно строить сложноподчиненные предложения и применять их на практике, что значительно повышает словотворчество и способность к сочинительству у учащихся.

Краткое содержание

  • Сложноподчиненные предложения в русском языке
  • Модели построения сложносочиненных предложений
  • Поясняющие схемы
  • Графические модели
  • Практические задания

Содержание

  • Слайд 1

    Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1

    с углубленным изучением отдельных предметов»г.Надым

    Урок русского языка в 9 классе по теме: «Строение сложноподчиненных предложений»

    Подготовила: Макарова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

    высшей квалификационной категории 2011 год

  • Слайд 2

    Цели урока:

    обучающие: изучить и первично закрепить новые знания о сложноподчинённых предложениях; учить ребят находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного предложения, средства его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными;

    развивающая: развивать познавательный интерес;

    воспитательная: воспитывать интерес к словесности.

  • Слайд 3

     

    Осыпал лес свои вершины,

    Сад обнажил своё чело,

    Дохнул сентябрь, и георгины

    Дыханьем ночи обожгло.

    Но в дуновении мороза

    Между погибшими одна,

    Лишь ты одна, царица роза,

    Благоуханна и пышна.

    Назло жестоким испытаньямИ злобе гаснущего дня

    Ты очертаньем и дыханьем

    Весною веешь на меня.

    А.Фет

    К какому стилю принадлежит текст?

    Назовите художественно-изобразительные средства, определите их назначение в тексте.

    Какие синтаксические конструкции преобладают? Подчеркните грамматические основы предложений.

    Выпишите три подчинительных словосочетания с различными способами связи и произведите синтаксический разбор.

    Осенняя роза

  • Слайд 4

    Сложноподчинённые предложения -это такие предложения, в которых одно из простых

    предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, например: Сделано все, чтобы я мог работать спокойно.Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений.

    [Я слушаю], (как снежный ком растёт) и (вечность бьёт на каменных часах).

    [Тихое утро полно такой свежести], (будто воздух промыли родниковой водой).

    [Я вас любил так искренно, так нежно], (как дай вам бог любимой быть другим).

  • Слайд 5

     

    Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически.

    [ ], ( ).

    ( ), [ ].

    ( ), [ ], ( ).

    [ ], ( ), ( ).

    ( ), ( ), [ ].

  • Слайд 6

    Лингвистический эксперимент

    «Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.

    Расставьте знаки препинания в данном предложении.

    Переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым.

    Запишите и подчеркните грамматические основы.

    Начертите схему сложноподчинённого предложения.

  • Слайд 7

     

    Ключ

    «Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, /повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли/.

    [«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение],( которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли).

    [сущ.], (которое…).

  • Слайд 8

     

    Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.Составьте схему предложения. Замените его сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы: почему? по какой причине?

  • Слайд 9

    [Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], и [автор «Слова…»

    призывает к сплочению всех русских князей]. [ ], и [ ].

    Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], (поэтому автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей).

    [ ], ( ).

  • Слайд 10

     

    Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным (дополнительным)

    [Знаю я], (что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь).(С.Есенин)

    [Иван Петрович расспрашивал детей], (не устали ли они в дороге).

    Сложноподчинённые с придаточным определительным.

    [Мы любим дом], (где любят нас).

    [И смотрит седая скала в глубину],( где ветер качает и гонит волну).(Я.Полонский)

    [Он посмотрел в ту сторону],( откуда раздавался крик).

    Сложноподчинённые с придаточным обстоятельственным

    [Я вернусь],(когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад). (С.Есенин)

    (Чтобы понимать музыку), [надо прежде всего её слушать]. (Д.Шостакович)

    Виды придаточных предложений

  • Слайд 11

    Викторина с синтаксическим заданием(графический диктант)

    По синим волнам океана,

    Лишь звёзды гаснут в небесах,

    Корабль одинокий несётся,

    Несётся на всех парусах.

    («Воздушный корабль»)

    Я б желал на веки так заснуть,

    Чтоб в груди дремали жизни силы,

    Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.

    («Выхожу один я на дорогу…»)

    Так жизнь скучна, когда боренья нет.

    («1831 июня 11 дня»)

    Ты знал ли дикий край под знойными лучами,

    Где рощи и луга поблекшие цветут,

    Где хитрость и беспечность злобе дань несут,

    Где сердце жителей волнуемо страстями и где являются порой

    Умы и хладные и твёрдые, как камень.

  • Слайд 12

    Кроссворд

    Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.

    Это придаточное предложение относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?)

    Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.

    Придаточные, которые отвечают на вопросы где? когда? По какой причине? При каком условии?

  • Слайд 13

    Желаю успехов!

    Домашнее задание:

    выбрать из художественных текстов шесть сложноподчинённых предложений, произвести синтаксический разбор одного из них.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд