Презентация на тему "Строение сложноподчиненных предложений"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация разработана учителем русского языка и литературы. Целью данного проекта было научить детей правильно строить сложноподчиненные предложения и применять их на практике, что значительно повышает словотворчество и способность к сочинительству у учащихся.

Краткое содержание

  • Сложноподчиненные предложения в русском языке
  • Модели построения сложносочиненных предложений
  • Поясняющие схемы
  • Графические модели
  • Практические задания

Содержание

  • Слайд 1

    Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1

    с углубленным изучением отдельных предметов»г.Надым

    Урок русского языка в 9 классе по теме: «Строение сложноподчиненных предложений»

    Подготовила: Макарова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

    высшей квалификационной категории 2011 год

  • Слайд 2

    Цели урока:

    обучающие: изучить и первично закрепить новые знания о сложноподчинённых предложениях; учить ребят находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного предложения, средства его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными;

    развивающая: развивать познавательный интерес;

    воспитательная: воспитывать интерес к словесности.

  • Слайд 3

     

    Осыпал лес свои вершины,

    Сад обнажил своё чело,

    Дохнул сентябрь, и георгины

    Дыханьем ночи обожгло.

    Но в дуновении мороза

    Между погибшими одна,

    Лишь ты одна, царица роза,

    Благоуханна и пышна.

    Назло жестоким испытаньямИ злобе гаснущего дня

    Ты очертаньем и дыханьем

    Весною веешь на меня.

    А.Фет

    К какому стилю принадлежит текст?

    Назовите художественно-изобразительные средства, определите их назначение в тексте.

    Какие синтаксические конструкции преобладают? Подчеркните грамматические основы предложений.

    Выпишите три подчинительных словосочетания с различными способами связи и произведите синтаксический разбор.

    Осенняя роза

  • Слайд 4

    Сложноподчинённые предложения -это такие предложения, в которых одно из простых

    предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, например: Сделано все, чтобы я мог работать спокойно.Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений.

    [Я слушаю], (как снежный ком растёт) и (вечность бьёт на каменных часах).

    [Тихое утро полно такой свежести], (будто воздух промыли родниковой водой).

    [Я вас любил так искренно, так нежно], (как дай вам бог любимой быть другим).

  • Слайд 5

     

    Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически.

    [ ], ( ).

    ( ), [ ].

    ( ), [ ], ( ).

    [ ], ( ), ( ).

    ( ), ( ), [ ].

  • Слайд 6

    Лингвистический эксперимент

    «Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.

    Расставьте знаки препинания в данном предложении.

    Переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым.

    Запишите и подчеркните грамматические основы.

    Начертите схему сложноподчинённого предложения.

  • Слайд 7

     

    Ключ

    «Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, /повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли/.

    [«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение],( которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли).

    [сущ.], (которое…).

  • Слайд 8

     

    Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.Составьте схему предложения. Замените его сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы: почему? по какой причине?

  • Слайд 9

    [Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], и [автор «Слова…»

    призывает к сплочению всех русских князей]. [ ], и [ ].

    Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], (поэтому автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей).

    [ ], ( ).

  • Слайд 10

     

    Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным (дополнительным)

    [Знаю я], (что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь).(С.Есенин)

    [Иван Петрович расспрашивал детей], (не устали ли они в дороге).

    Сложноподчинённые с придаточным определительным.

    [Мы любим дом], (где любят нас).

    [И смотрит седая скала в глубину],( где ветер качает и гонит волну).(Я.Полонский)

    [Он посмотрел в ту сторону],( откуда раздавался крик).

    Сложноподчинённые с придаточным обстоятельственным

    [Я вернусь],(когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад). (С.Есенин)

    (Чтобы понимать музыку), [надо прежде всего её слушать]. (Д.Шостакович)

    Виды придаточных предложений

  • Слайд 11

    Викторина с синтаксическим заданием(графический диктант)

    По синим волнам океана,

    Лишь звёзды гаснут в небесах,

    Корабль одинокий несётся,

    Несётся на всех парусах.

    («Воздушный корабль»)

    Я б желал на веки так заснуть,

    Чтоб в груди дремали жизни силы,

    Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.

    («Выхожу один я на дорогу…»)

    Так жизнь скучна, когда боренья нет.

    («1831 июня 11 дня»)

    Ты знал ли дикий край под знойными лучами,

    Где рощи и луга поблекшие цветут,

    Где хитрость и беспечность злобе дань несут,

    Где сердце жителей волнуемо страстями и где являются порой

    Умы и хладные и твёрдые, как камень.

  • Слайд 12

    Кроссворд

    Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.

    Это придаточное предложение относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?)

    Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.

    Придаточные, которые отвечают на вопросы где? когда? По какой причине? При каком условии?

  • Слайд 13

    Желаю успехов!

    Домашнее задание:

    выбрать из художественных текстов шесть сложноподчинённых предложений, произвести синтаксический разбор одного из них.

Посмотреть все слайды

Конспект

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 6-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

Цели урока:

Образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; сформировать умения и навыки нахождения определительных местоимений в тексте; сформировать понятие об определительных местоимениях, их значении, употреблении в речи; продолжить работу по формированию навыков и умений определять разряд местоимений.

...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 6-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

Цели урока:

Образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; сформировать умения и навыки нахождения определительных местоимений в тексте; сформировать понятие об определительных местоимениях, их значении, употреблении в речи; продолжить работу по формированию навыков и умений определять разряд местоимений.

Развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умения сравнивать, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формирования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.

Учитель русского языка и литературы: Агапова Т. Н.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

Б..р..гите ч..стоту языка, как св..тыню! Никогда (не)употребляйте иностран..ых слов. Рус..кий язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто б..днее нас.

Тургенев И. С

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока:, мультимедийная установка, презентация "Определительные местоимения", раздаточный материал.

Цели урока:

Образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; сформировать умения и навыки нахождения определительных местоимений в тексте; сформировать понятие об определительных местоимениях, их значении, употреблении в речи; продолжить работу по формированию навыков и умений определять разряд местоимений.

Развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умения сравнивать, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формирования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.

Организационный момент

Работа с эпиграфом.

Слово учителя. Русский язык – живой язык. В нем постоянно происходят изменения: появляются новые слова, некоторые вовсе исчезают из нашего лексикона. В нашем языке много хороших и добрых русских слов. Многие поэты и писатели восхищаются красотой нашего языка. Прочитайте строки эпиграфа. Согласны ли вы с высказыванием Тургенева? Аргументируйте свой ответ.

Устная орфографическая минутка. (на основе эпиграфа)

Объясните написание слов с пропущенными орфограммами.

Подготовка к восприятию нового материала.

Конструирование словосочетаний.

Помог (я)

На (тот) берегу

С (твой) другом

Сам (себя) на уме

О (каждый) из ребят

Слово учителя. Запишите словосочетания, раскрывая скобки и употребляя местоимения в нужной форме. Определите разряд местоимений.

Какое значение имеет местоимение «каждом»?

Изучение нового материала. Постановка проблемы.

Слово учителя. Перед вами предложения. Какое значение имеют выделенные слова? (учащиеся анализируют значение слов, опираясь на информацию Слайда №2)

Весь класс скоро отправится в поход.

Каждый из них может стать участником олимпиады.

Он самый лучший художник на свете.

Спишите предложения.

Укажите синтаксическую роль определительных местоимений.

Самостоятельная работа с материалом §46

Расскажите об определительных местоимениях. (Слайд № 3, 4)

Приведите примеры словосочетаний с определительными местоимениями.

Закрепление изученного материала.

Выборочный диктант на основе упр. 525. (слайд № 5)

Выпишите два любых предложения.

Графически объясните выбор пропущенных орфограмм.

Укажите синтаксическую роль определительных местоимений.

Выпишите слова, которые соответствуют схемам:

□ - существительное;

□ - причастие.

Работа с фразеологизмами. (слайд № 6)

мчаться во весь дух

смотреть во все глаза

стараться изо всех сил

сам по себе

идти на все

Объясните значение фразеологизмов.

Составьте с любым из них предложение.

Какова роль фразеологизмов в нашей речи?

Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу местоимения. (слайд № 7)

Число книголюбов постоянно растет. … из … стремится приобрести новинку в книжном магазине. … книголюбу не обойтись без библиотеки. Здесь … узнает о новых книгах, услышит советы знатоков.

Постоянная дружба с библиотекой, умение в … работать – верный путь формирования настоящего читателя.

Слова для справок: ней, он, всякий, каждый, них, самый, себя.

Подчеркните местоимения как член предложения.

Подведение итогов.

Назовите определительные местоимения.

Как они изменяются? Аргументируйте свой ответ.

Выполнение какого задания вызвало затруднения?

Найди ошибку!!! (Слайд № 8)

Нашей – прит, ж. р., предл. п.

Себя – возвр., ж. р., им. п.

По всей – опред., ж. р., пред. п.

Контроль усвоения полученных теоретических знаний.

Самостоятельная работа.

Заполни таблицу. (раздаточный материал)

Словосочетание

Разряд местоимения

род

число

падеж

1

наша территория

2

позаботится о тебе

3

пригласит нас

4

у моего друга

5

узнаю себя

6

на том берегу

7

наградят каждого

8

доволен собой

9

этого не спросят

10

самый высокий

Задание на дом.

Составьте небольшое сочинение (10-12 предложений) на тему «Мой друг». Используйте изученные вами местоимения.

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд