Презентация на тему "Суффикс"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку для начальной школы. Благодаря этой работе детям будет легче познакомиться с такой частью слова, как суффикс. Наглядные примеры, схемы и картинки помогут сделать процесс этого знакомства более легким и успешным.

Краткое содержание

  • Изучаем суффикс
  • Минутка чистописания
  • Словарная работа
  • Задание для самостоятельной работы

Содержание

  • Слайд 1

    Урок русского языка в 3 классе

    Подготовила : учитель начальных классов МОУСОШ №12 г. Новоалександровска

    Ставропольского края Казакова Т.М.

    Суффикс

  • Слайд 2

    Минутка чистописания

    Р р

    Ракета, рядовой, растить

  • Слайд 3

    Словарная работа

    ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ

    Работа, растение, ребята, родина, Россия,

    ʹ

    русский

  • Слайд 4

    Подберите однокоренные слова к слову работа

    • Работа- работник,
    • работка
    • работёнка
    • работница,
    • работать.

  • Слайд 5

     

    • Работа- работник,
    • работка
    • работёнка
    • работница,
    • работать.

  • Слайд 6

     

    • Работа- работник,
    • работка
    • работёнка
    • работница,
    • работать.

  • Слайд 7

    1. Что такое суффикс?2. Где стоит в слове? 3. Для чего служит в нашем языке?

    СУФФИКС - ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

    Что такое суффикс?

  • Слайд 8

    Запишите слова

    • Цвет
    • цветник,
    • цветок
    • цветные
    • цветочек
    • Лес
    • лесник
    • лесок
    • лесные
    • лесочек

  • Слайд 9

     

    • Цвет
    • цветник,
    • цветок
    • цветные
    • цветочек
    • Лес
    • лесник
    • лесок
    • лесные
    • лесочек

  • Слайд 10

     

    • Цвет
    • цветник,
    • цветок
    • цветные
    • цветочек
    • Лес
    • лесник
    • лесок
    • лесные
    • лесочек

  • Слайд 11

    Работа в парах

    • Зуб - зубок
    • глаза - глазища
    • коньки -коньковый
    • лыжи - лыжник
    • морковь-морковка
    • болезнь- болезненный
    • жир-жирок

  • Слайд 12

     

    • Зуб - зубок
    • глаза - глазища
    • коньки -коньковый
    • лыжи - лыжник
    • морковь-морковка
    • болезнь- болезненный
    • жир-жирок

  • Слайд 13

    Выборочный диктант

    РЫБА бьёт хвостом в руках

    Неумёхи РЫБАКА.

    Но готов из РЫБКИ суп,

    РЫБНЫЙ суп ухой зовут.

    Да, РЫБАЛКА удалась:

    Есть про РЫБИЩУ рассказ!

    А РЫБЁШКА, что мала ,

    Под корягу вся ушла.

    У причала РЫБАЧОК

    Ловит РЫБКУ на крючок.

    На траве лежит сачок,

    В нём РЫБЁШЕЧКА бычок.

    Наша речка не мелка,

    Но РЫБАЦКИЕ суда

    Не заходят к нам сюда.

    Вот такой у нас улов:

    Напридумали мы слов.

    РЫБА очень помогла.

  • Слайд 14

    Проверь себя

    • РЫБА, РЫБАКА, РЫБКИ,
    • РЫБНЫЙ,РЫБАЛКА, РЫБИЩУ,
    • РЫБЁШКА, РЫБАЧОК, РЫБКУ,
    • РЫБЁШЕЧКА, РЫБАЦКИЕ

Посмотреть все слайды

Конспект

Урок русского языка в 3 классе

Суффикс

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №12

...

Урок русского языка в 3 классе

Суффикс

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №12

г.Новоалександровск Ставропольский край

Казакова Татьяна Михайловна

ТЕМА: СУФФИКС.

Цели урока: �1. Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке; �2. Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове; �3. Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные слова; �4. Совершенствование каллиграфического навыка �

Оборудование: компьютер, презентация «Суффикс», тетради.

Ход урока

Орг. момент.

Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Поклоном головы поздороваемся с ними. Мы рады нашим гостям.

Аутогенная тренировка.

-Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке.

- Пусть урок принесёт вам радость познания!

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы обобщим все те знания, что вы получили на предыдущих уроках о частях слова, поподробнее остановимся на приставках, вспомним, какую роль они выполняют в словах.

III. Минутка чистописания

- Внимательно прочитайте слова, записанные на доске.

Ракета, рядовой, растить

- Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

(Все слова начинаются на букву «-Р-»)

- Давайте запишем букву Р р в тетрадях.

Дайте характеристику этому звуку. (согласный, звонкий, твёрдый).

- А если мягко порычим? [р'р'р'р'р'р']

Дайте характеристику этому звуку. (согласный, звонкий, мягкий).

- Какой буквой мы обозначаем эти звуки? (буквой «эр»).

- Какой частью речи являются эти слова

Запись: (слайд 2)

Рр

Ракета, рядовой, растить

1. Повторить правила посадки при письме �2. Показ учителем написания элементов �3. Самостоятельное прописывание. �IV. Словарная работа. (слайд 3)

- Вспомните, какие словарные начинаются слова с этой буквы ? (-Р-).

- Запишите эти слова в тетрадь, поставив ударение, выделите безударную гласную.

(работа, растение, ребята, родина, Россия, русский)

V. Изучение нового материала

-Какие слова называют однокоренные? (слова, у которых общее значение и общая часть, называют однокоренными или родственными.) .�-Подберите однокоренные слова к слову работа . (слайд № 4)

Работа- работник, работка, работёнка, работница, работать.

-Что такое корень? (общая часть всех родственных слов, в нём содержится значение слова)

- Выделите корень.(проверка слайд 5) �- Сравните однокоренные слова по смыслу (слова имеют общее значение, Одинаковые по смыслу) �- Есть ли разница между словами? �- Отчего она зависит?(ответы детей) �- Что помогло нам образовать новые слова? (Слайд 6)

«После корня он стоит�Перед окончанием.�Его я если заменю�Другое слово получу.�Обозначаю уголком�Называю … (суффиксом)»

Какую работу выполняет суффикс? (ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА) (слайд 7)�- Где стоит суффикс? (ПОСЛЕ КОРНЯ) �-Суффикс обозначается значком ˄

- Выделите суффикс в словах. �-Делаем вывод: что такое суффикс

1. Что такое суффикс�2. Где стоит в слове? �3. Для чего служит в нашем языке?

Дети делают вывод:

СУФФИКС - ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

VI. Физминутка

«Вновь у нас физкультминутка»

Вновь у нас физкультминутка,

Повернулись, ну-ка, ну-ка,

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать и читать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка.

VII. Продолжение изучения нового материала.

1. А)Образование однокоренных слов с помощью суффиксов

- Суффиксов в русском языке огромное количество.

Давайте проверим. Внимание на экран.(слайд №8)

Перед вами два слова : цвет и лед. Образованы новые слова при помощи суффиксов. Запишите в два столбика. Выделите корень (слайд №9) А теперь выделите суффикс в этих словах (слайд №10) (2 человека у доски)

Цвет- цветник, цветок, цветные, цветочек

Лес- лесник, лесок, лесные, лесочек

2. Употребление суффиксов Работа в парах.

Запишите :- как называют маленький зуб(зубок)

- огромные глаза (глазища)

- в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый)

- спортсмен, занимающийся лыжным спортом ( лыжник)

- маленькая морковь (морковка)

- вид больного человека (болезненный)

- тонкий слой жира ( жирок)

Зуб - зубок (слайд №11)

глаза - глазища

коньки -коньковый

лыжи - лыжник

морковь-морковка

болезнь- болезненный

жир-жирок

А теперь выделите в этих словах суффиксы (слайд№12)

3. Выборочный диктант. Запишите однокоренные слова, выделите корень, суффикс (слайд №13)

РЫБА бьёт хвостом в руках

Неумёхи РЫБАКА.

Но готов из РЫБКИ суп,

РЫБНЫЙ суп ухой зовут.

Да, РЫБАЛКА удалась:

Есть про РЫБИЩУ рассказ!

А РЫБЁШКА, что мала ,

Под корягу вся ушла.

У причала РЫБАЧОК

Ловит РЫБКУ на крючок.

На траве лежит сачок,

В нём РЫБЁШЕЧКА бычок.

Наша речка не мелка,

Но РЫБАЦКИЕ суда

Не заходят к нам сюда.

Вот такой у нас улов:

Напридумали мы слов.

РЫБА очень помогла.

РЫБА, РЫБАКА, РЫБКИ, РЫБНЫЙ, РЫБАЛКА, РЫБИЩУ, РЫБЁШКА, РЫБАЧОК, РЫБКУ, РЫБЁШЕЧКА, РЫБАЦКИЕ

VIII. Итог урока �- С помощью, каких частей слова образуются новые слова? �- Для чего служит окончание? �- Для чего служит корень? �- Может ли быть слово без корня? �-Итак, мы узнали ещё одну часть слова: суффикс. �- Что такое суффикс? Для чего он служит в русском языке?

Литература

Волина В. Веселая грамматика. – М., 1995

Граник Г.Г. Секреты орфографии. – М., 1991г.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдовва Справочное пособие по русскому языку: 3 класс; М.: ООО «Издательство АСТ» : ЗАО «Премьера», 2001.

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд