Презентация на тему "Лексика и фразеология"

Презентация: Лексика и фразеология
Включить эффекты
1 из 70
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
14 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Лексика и фразеология" по русскому языку. Презентация состоит из 70 слайдов. Для учеников 5-8 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.4 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.09 Мб.

Содержание

  • Презентация: Лексика и фразеология
    Слайд 1

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ викторина по русскому языку «СВОЯ ИГРА» Микрюкова Л.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми

  • Слайд 2

    СВОЯ ИГРА

    Финал

  • Слайд 3

    ВОПРОС Что изучают лексика и фразеология? ОТВЕТ

  • Слайд 4

    ОТВЕТ Лексика (гр. lexikуs – «относящийся к слову», logos – «учение») - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. Фразеология (от греч. phrásis – «выражение» и logos – «учение») - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.

  • Слайд 5

    ВОПРОС «Чудесный квадрат» По горизонтали запишите: 1) вид топлива; 2) упрямое животное; 3) корнеплод, 4) синоним к слову знамя. ОТВЕТ

  • Слайд 6

    ОТВЕТ А теперь прочитайте слова по вертикали. Получились те же слова!

  • Слайд 7

    ВОПРОС Назовите антонимы в пословицах: Ученье – свет, а неученье – тьма.Сытый голодного не разумеет.Мир строит – война разрушает.Старый друг лучше новых двух.Друг спорит, а недруг поддакивает. ОТВЕТ

  • Слайд 8

    ОТВЕТ Антонимы в пословицах: Ученье – неученье, свет – тьма.Сытый – голодный.Мир – война, строит – разрушает.Старый – новый.Друг – недруг, спорит –поддакивает.

  • Слайд 9

    ВОПРОС Вспомните фразеологизмы со словом голова. ОТВЕТ

  • Слайд 10

    ОТВЕТ Фразеологизмы со словом голова: Человек с головой. Горячая голова. Быть на голову выше. В певую голову. Выдать с головой. Голова кругом идёт. Повесить голову. Из головы вон. Как снег на голову. Ломать голову. Поднять голову. Сложить голову. С ног до головы. Потерать голову. Разбить наголову. С больной головы на здоровую.

  • Слайд 11

    ВОПРОС ОТВЕТ Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним. Жара – ... , ... . Работа – ... , ... . Грусть – ... , ... . Аккуратный – ... , ... . Бранить – ... , ... .

  • Слайд 12

    ОТВЕТ Жара – зной, холод Работа – дело, безделье Грусть – печаль, радость Аккуратный – опрятный, неряшливый Бранить – ругать, хвалить

  • Слайд 13

    ВОПРОС Что изучает фонетика? ОТВЕТ

  • Слайд 14

    ОТВЕТ Фонетика(греч. phonetikos – «звуковой», от phone – «звук»)– раздел языкознания, изучающий звуки речи.

  • Слайд 15

    ВОПРОС Загадки – шутки 1. Чем кончаются день и ночь? 2. Что стоит посередине земли? 3. Чем кончается лето и начинается осень? ОТВЕТ

  • Слайд 16

    ОТВЕТ 1. Мягким знаком. 2. Буква М. 3. Буквой О.

  • Слайд 17

    ВОПРОС

    Решите народную скороговорку-загадку. Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок? Сколько было галок? ОТВЕТ

  • Слайд 18

    ОТВЕТ

    Три палки и четыре галки.

  • Слайд 19

    ВОПРОС Как называется наука, изучающая нормы произношения? ОТВЕТ

  • Слайд 20

    ОТВЕТ ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos – «правильный» и epos – «речь») - правильное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях: 1) система единых норм произношения в литературном языке; 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

  • Слайд 21

    ВОПРОС Во что превратятсябашня, борт, бочка, быль, жар, жалость,если заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими? ОТВЕТ

  • Слайд 22

    ОТВЕТ башня – пашня борт - порт, бочка - почка, быль - пыль, жар - шар, жалость – шалость.

  • Слайд 23

    ВОПРОС Что изучает морфология? ОТВЕТ

  • Слайд 24

    ОТВЕТ Морфология (от греч. morphe - «форма», logos - «учение») - это раздел науки о языке, изучающий грамматические формы и грамматические значения частей речи.

  • Слайд 25

    ВОПРОС Перечислите все известные Вам части речи. ОТВЕТ

  • Слайд 26

    ОТВЕТ

  • Слайд 27

    ВОПРОС Назовите 5 литературных произведений, в названиях которых встречаются числительные. ОТВЕТ

  • Слайд 28

    ОТВЕТ С. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Дюма «Три мушкетёра», М. Ю. Лермонтов «Три пальмы», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В. Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трёх» и т. д.

  • Слайд 29

    ВОПРОС Ответьте на шуточные вопросы: 1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? 2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? 3) Какие три местоимения самые чистые? ОТВЕТ

  • Слайд 30

    ОТВЕТ 1. ОНО, ТОТ 2. Я – МЫ 3. ВЫ – МЫ – ТЫ

  • Слайд 31

    ВОПРОС К каким частям речи относятся слова: быт – быть, ел – ель, жал – жаль, плач – плачь, шест – шесть, ясен – ясень? ОТВЕТ

  • Слайд 32

    ОТВЕТ быт (сущ.) – быть (глагол), ел (глагол) – ель (сущ.), жал (глагол) – жаль (наречие), плач (сущ.) – плачь (глагол), шест (сущ.) – шесть (числ.), ясен (кр. прил) – ясень (сущ.).

  • Слайд 33

    Что изучает орфография? ВОПРОС - (АУКЦИОН) ОТВЕТ

  • Слайд 34

    ОТВЕТ

    Орфография(греч., от orthós - «правильный» и gráphõ – «пишу») - правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.

  • Слайд 35

    ВОПРОС

    Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах: Ф..соль, с..наторий, ярм..рка, мак..роны. 1) а, а, а, а. 2) а, о, о, а. 3) а, а, о, о. ОТВЕТ

  • Слайд 36

    ОТВЕТ

    1) а, а, а, а.

  • Слайд 37

    ВОПРОС

    Назовите орфограмму и слова - исключения. Ц…рк, ц…плёнок, ц…фра, ц…ган, ц…ц, панц…рь ОТВЕТ

  • Слайд 38

    ОТВЕТ

    Орфограмма «Гласные ииы после ц». Слова – исключения: цыган, цыплёнок, цыц.

  • Слайд 39

    ВОПРОС

    Существуют ли слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд? ОТВЕТ

  • Слайд 40

    ОТВЕТ

    Это слова змееед и длинношеее(животное)

  • Слайд 41

    ВОПРОС

    ОТВЕТ Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце приставок. Бе…шумный, ра…дать, бе…ударный (гласный).

  • Слайд 42

    ОТВЕТ

    Бесшумный, раздать,безударный (гласный) Правописание приставок раз - (рас -), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-) зависит от их произношения: З – произносится и пишется перед звонким согласным в корне; С – произносится и пишется перед глухими согласными в корне.

  • Слайд 43

    ВОПРОС

    Что изучают синтаксис и пунктуация? ОТВЕТ

  • Слайд 44

    ОТВЕТ

    Синтаксис (от греч . syntaxis – «построение, порядок») – раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста. Пунктуация (от лат. punctum – «точка») - система знаков препинания, правила их употребления, их расстановка в тексте.

  • Слайд 45

    ВОПРОС

    Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры. [ ], и [ ]. А: «П». «П», - а. [О, …]! ОТВЕТ

  • Слайд 46

    ОТВЕТ

    1. Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ]. 2, 3. Пунктуация в предложениях с прямой речью: А: «П». «П», - а. 4. Знаки препинания при обращении: [О, …]!

  • Слайд 47

    «КОТ В МЕШКЕ»

    Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « » Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? ОТВЕТ

  • Слайд 48

    ОТВЕТ

    Ответ издателя: « »

  • Слайд 49

    ВОПРОС

    Найдите ошибки в схемах: ОТВЕТ [ О и О ]. [ - = ] и [ - =]. [ О а О]. [ О , О].

  • Слайд 50

    ОТВЕТ

    [О и О]. [ - = ], и [ - =]. [О, а О]. Однородные члены предложения — это члены предложения, которые являются одинаковыми членами предложения, связаны между собой сочинительной связью (при помощи сочинительных союзов и интонации или только интонационно) и зависят от одного и того же слова или подчиняют его себе (одинаково относятся к одному и тому же члену предложения). [О , О].

  • Слайд 51

    ВОПРОС

    Что изучают морфемика и словообразование? ОТВЕТ

  • Слайд 52

    ОТВЕТ

    Морфемика(греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий значимые структурные части слова и его формы. Словообразование – раздел языка, изучающий способы образования слов.

  • Слайд 53

    ВОПРОС

    Назовите значимые части слова. Какие из них служат для образования новых слов? А какие образуют формы одного и того же слова. ОТВЕТ

  • Слайд 54

    ОТВЕТ

    Значимые части слова: Приставки, суффиксы служат для образования новых слов, окончание служит для изменения слова и выражения его грамматического значения.

  • Слайд 55

    ВОПРОС

    Игра «Третий лишний» 1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша). 2. Водитель, вода, водить. 3. Запах, пахать, пахарь. 4. Море, измор, морской (берег). ОТВЕТ

  • Слайд 56

    ОТВЕТ

    1. Рисунок, рисовать, рисовая(каша) 2. Водитель, вода, водить 3. Запах, пахать, пахарь 4. Море, измор, морской (берег)

  • Слайд 57

    ВОПРОС

    Назовите морфологические способы образования слов в русском языке. ОТВЕТ

  • Слайд 58

    ОТВЕТ

  • Слайд 59

    ВОПРОС

    ОТВЕТ Составьте слово! Приставка такая же, как в слове полёт. Корень такой же, как в слове дарить. Суффикс такой же, как в слове дружок. Окончание такое же, как в слове лес.

  • Слайд 60

    ОТВЕТ

    ПОДАРОК

  • Слайд 61

    ВОПРОС

    Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске? ОТВЕТ

  • Слайд 62

    ОТВЕТ

    Повторение – мать учения.

  • Слайд 63

    ФИНАЛ

    Задача - шутка Загадочные круги Волшебная буква Вопрос и ответ Из двух слов - одно

  • Слайд 64

    В какую букву и какое число надо вписать, чтобы это число увеличилось на единицу? ОТВЕТ Задача имеет два решения: в букву О можно вписать в 7 или в 17, получится в-о-семь или в-о-семнадцать.

  • Слайд 65

    По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать? К О О С Л Е ОТВЕТ: сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, колесо.

  • Слайд 66

    Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево. Не выдержал тогда Буратино: - Дай-ка и я попробую. Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино. А старик Хоттабыч говорит: - Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом. Назовите эту волшебную букву! ОТВЕТ: буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи).

  • Слайд 67

    ВОПРОС 10 БАЛЛОВ

    1. Что можно видеть с закрытыми глазами? 2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это? 3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это? ОТВЕТЫ: 1) сон, 2) тень, 3) яма.

  • Слайд 68

    К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова. вол рак приз овод сено рис кипа вал сад окно ОТВЕТ:волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод

  • Слайд 69

    Спасибо за игру!

  • Слайд 70

    ЛИТЕРАТУРА

    Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1995. – 383с. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. д ля общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 319с. Львова С.И. Русский язык (5-11 классы): Лингвистические игры. – М.: Эксмо, 2008. – 304с. Орг А. О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2004.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке