Презентация на тему "Технология смыслового чтения"

Презентация: Технология смыслового чтения
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.7
11 оценок

Комментарии

Замечательная презентация
Работа выполнена профессионально и качественно! По ней легко разобраться с вопросом, есть актуальность темы и она полностью раскрыта. Понятное изложенный материал, уместные картинки, структурированный текст. Сразу видно, что человек ответственно подошёл к теме и досконально её изучил. Пять с плюсом!!!
Яна

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Технология смыслового чтения" для 5-8 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 29 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Технология смыслового чтения
    Слайд 1

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Емвы

    Районная педагогическая конференция «Путь к Мастерству» Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Мацюк Евдокия Алексеевна 2015

  • Слайд 2

    Актуальность

    Установленные новыми ФГОСтребования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Один из метапредметных результатов сформулирован как «смысловое чтение».

  • Слайд 3

    Что такое смысловое чтение?

    Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев). Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Что такое смысловое чтение?

    Чтение – это многофункциональный процесс. 1) С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. 2)С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Виды чтения

  • Слайд 8

    Несплошной текст

    Задание : сформулируйте 3 задания: - на умение найти и извлечь информацию (Где находится данный театр? Какова цена билета? На каком ряду будет сидеть человек, купивший билет)   - на умение интегрировать и интерпретировать информацию (Когда был в Москве человек, купивший билет? )  - на умение осмыслить и оценить информацию (На удобном ли месте будет сидеть человек, купивший билет? Когда лучше прийти в театр: непосредственно перед представлением или чуть раньше и почему?)  

  • Слайд 9

    Фазы прочтения текста

  • Слайд 10

    1.Предчтение

    11 класс. Тема урока «Три правды в пьесе А.М.Горького «На дне». Игра «Угадай-ка!» Формы работы Мозговой штурм. Поставь проблему. Предложи решение. Рассечение вопроса. Прогноз и впечатления.

  • Слайд 11

    Вопросы к игре (мозговой штурм)

    Задание: Чьи эти слова: «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…» На что мне совесть? Я – не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…». «Все люди на земле лишние…» «Во что веришь, то и есть…» «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» «Христос всех жалел и нам велел». «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…» 10. «Что такое правда? Человек – вот правда!» 11. «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» 12. «Все сказки». После проведения игры – выход на тему урока.          

  • Слайд 12

    2) Поставь проблему. Предложи решение.

    11 класс. Тема урока: «Символизм в русской литературе». Задание: по названию урока сформулируйте проблему. Предложите своё решение.

  • Слайд 13

    2. Чтение

    Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

  • Слайд 14

    Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)

    6 класс. Рассказ Т.Тэсс «Голубая ель» Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.Первая остановка. – Что вы знаете о голубых елях? Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении? …Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением… И вот однажды…Вторая остановка. – Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе? И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач.Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом.Третья остановка. – Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту? На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.Четвертая остановка. – Рассказ почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор? Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном».              

  • Слайд 15

     11 класс. Урок литературы.Тема «Беспощаден кто-то к человеку» порассказу И.А.Бунина «Роман горбуна» Горбун получил анонимное письмо, приглашение на свидание: Первая остановка: Что интересного в этой строке? Не возникло ли у вас вопросов к автору? (Горбун и любовное письмо???) «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» Вторая остановка. Какой вопрос у вас возникает? (Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?) Что мы можем предположить? (Развлечься захотела…) Что будет дальше? (Ничего хорошего не выйдет)      

  • Слайд 16

    Приём «Чтение в кружок»

    Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

  • Слайд 17

    Осмысление (через ментальные карты)

  • Слайд 18
  • Слайд 19
  • Слайд 20

    Ментальная карта - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.  

  • Слайд 21

    3.Постчтение

    Цель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли. -синквейн кубик Блума (ромашка) Методика «Где ответ?»

  • Слайд 22

    Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн. 1.Тема (одно существительное) 2. Описание темы (два прилагательных или причастия 3. Характеристика темы (три глагола) 4. Отношение к теме (фраза из четырех слов) 5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

    Осмысление (через синквейн)

  • Слайд 23

    1) Синквейн по рассказу «Голубая ель»

    Синквейн ученицы 6 «а» класс Растегаевой Елены. 1.Дерево. 2. Изуродованное, мертвое. 3. Плачет, просит, умоляет. 4. У кого поднялась рука? 5. Жестокость.  

  • Слайд 24

    2) Кубик Блума

    На гранях кубика написаны начало вопросов: «Почему», «Объяс­ни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать во­прос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

  • Слайд 25

    3)3) Чтение про себя с вопросамиЦель: научить вдумчиво читать текст, задавать вопросы.

  • Слайд 26

    4) Технология «Где ответ?»

    Данная стратегия является одной из самых эффективных послетексто­вых стратегий. От всех остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показы­вает необходимость поиска места нахождения ответа. Цель данной стратегии – обучение пониманию текста. соедини вместе Составь ответ (2) соедини вместе Составь ответ (2) соедини вместе Составь ответ (3)

  • Слайд 27

    Выбор текста: Интересный Незнакомый Соответствующий возрасту Помощь родителей Н.Агафонов «Равнодушие» ( рассказ о чайнике) Примерные вопросы для нахождения ответа в тексте: Кого можно назвать равнодушным в сказке? Как называет салатница чайник? Что означает выражение «сгорел на работе»? Если чайник - трудяга, труженик, то почему люди к нему так относятся? Кто же противопоставлен в сказке людям? К чему может привести равнодушие?

  • Слайд 28

    Использованные ресурсы

    Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Приёмы продуктивного чтения несплошныхтекстов . Статья. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова , журнал «Начальная школа», 2013. http://proza-pravoslavie.narod.ru/ravnodushie.html http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования / http://mcbs.ru/files/File/smetannikova(1).pdf Смысловое чтение / http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 http://kabakin.ru/metod-intellekt-kart/    

  • Слайд 29

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке