Презентация на тему "Точность речи"

Презентация: Точность речи
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 5-8 класса на тему "Точность речи" по русскому языку. Состоит из 16 слайдов. Размер файла 0.45 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Точность речи
    Слайд 1

    ТОЧНОСТЬ РЕЧИ

  • Слайд 2

    Уже в античных руководствах по риторике первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование точности и ясности изложения мысли. Содержательная точность и ясность речи в целом достигается за счёт соблюдения двух уровней точности.

  • Слайд 3

    Во-первых, это предметная точность, то есть точность в самом отражении действительности.

  • Слайд 4

    Например, в одном из школьных сочинений встречается фраза: Татьяна любит свою няню, эту седобородую старушку.  В данном случае мы сталкиваемся с явной предметной неточностью, поскольку няня Татьяны Лариной не могла иметь бороды!

  • Слайд 5

    Примеры предметной неточности можно обнаружить в газетах, в теле- и радиопередачах. Так, в одном из репортажей встречается фраза: Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктике.  Слово континент здесь совершенно недопустимо, потому что Арктика таковым не является.

  • Слайд 6

    Столь же грубую предметную неточность содержит фраза: В течение февраля  продолжительностьсуток возрастёт на два часа.  Сутки всегда равны 24 часам, а вот световой день может менять свою продолжительность.

  • Слайд 7

    Во-вторых, в речи необходимо соблюдать не только предметную, но и понятийную точность, то есть точность в выражении мысли.

  • Слайд 8

    Понятийная неточность может проявляться в отсутствии конкретности в выражении мысли. Например, достаточно часто этот вид неточности встречается в ответах нерадивых чиновников на те или иные жалобы граждан:  Этот вопрос будет рассмотрен (какой? где? когда? кем? как?);  Намечены соответствующие меры (какие? кем?).

  • Слайд 9

    Понятийная неточность может проявляться также в неполноте выражения мысли (например, в отсутствии примеров, доказательств), что приводит к декларативности текста или даже к его непониманию. Такого рода неточности часто встречаются в школьных сочинениях. Но можно обнаружить неполноту выражения мысли и в официальных документах, и в публицистических текстах, и в научных докладах.

  • Слайд 10

    Например, юристы-практики часто критикуют многие законы, принятые в последние годы, именно за то, что в этих законодательных актах не отражён механизм их реализации. Можно привести и такой забавный эпизод из жизни знаменитого физика Э. Ферми. На одном из теоретических семинаров физик не понял содержания доклада коллеги, хотя темой сообщения была теория самого Ферми.

  • Слайд 11

    Очень часто недостаточная информативность текста бывает вызвана тем, что в предложении опущены важные слова и словосочетания. Это может привести даже к абсурдности высказывания.

  • Слайд 12

    Например: Восьмидесятилетняя слепая старушка ходила в сарай по проволоке. В предложении опущено одно слово – «держась за проволоку», а без него можно подумать, что слепая старушка демонстрировала чудеса эквилибристики.

  • Слайд 13

    Наконец, понятийная неточность может быть связана с неправильным или неточным словоупотреблением. Обычно неточный выбор слова так или иначе связан с незнанием, непониманием или недостаточным учётом значения слова,его сочетаемости и т.д.

  • Слайд 14

    Но, кроме того, можно выделить целый ряд типичных лексических ошибок: употребление слова в несвойственном ему значении; не разграничение паронимов, значений многозначного слова и т.д.

  • Слайд 15

    Прочитайте предложения. Скажите, ка­кие два смысла имеет каждое из них. Исправьте пред­ложения так, чтобы они не были двусмысленными: 1. Играя, он забывал об очках. 2. Мальчика по­слали за гранатами. 3. Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов. 4. Сегодня утром разбитую вазу склеят. 5. Нами выполнены обяза­тельства по производству птичьего мяса и молока. 6. Районные руководители подобного рода уступки объясняют зачастую просто. 7. После ухода мастера в цех принесли пакет. 8. Бабушка хранила деньги в банке.

  • Слайд 16

    Наличие вариантов в языке иногда приводит к таким сценам. В автобусе: — Вы на следующей остановке сходите? — Сходить можно только с ума, а в автобусе спра­шивают: «Вы на следующей остановке слезаете?» — Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Пра­вильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?» — Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?» — Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы? " — Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского языка!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке