Презентация на тему "Язык как развивающееся явление"

Презентация: Язык как развивающееся явление
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
7 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересная презентационная работа по русскому языку, в которой автор вместе со школьниками отслеживают процесс развития русского языка с древнейших времен и до наших дней. Исследователи стараются со всех сторон оценить этот процесс.

Краткое содержание

  • Русский язык и его развитие
  • Исторические изменения в фонетике
  • Исторические изменения в лексике
  • Изменения в грамматике
  • Знакомство с этимологией

Содержание

  • Презентация: Язык как развивающееся явление
    Слайд 1

    Урок русского языка7 класс

    Автор – Грязнова Ирина Сергеевна Г. Благовещенск

    МОУ СОШ № 15

    2010 г.

  • Слайд 2

    Язык как развивающееся явление

    Язык изменчив, как изменчива сама жизнь.

    С.Я. Маршак.

  • Слайд 3

    Язык – живой развивающийся организм

    Какие изменения происходят в языке?

    • Графические
    • Фонетические
    • Лексические
    • Грамматические

    Приведите примеры исторических изменений в русском языке.

  • Слайд 4

    Исторические изменения в графике

    Какой азбукой мы пользуемся?

    - Кириллицей

    Почему она так называется?

    - Ее создатели – болгарские монахи Кирилл и Мефодий

    Когда была создана кириллица?

    - В 863 г.

    24 мая – День славянской письменности.

  • Слайд 5

    Первоначально в кириллице было 43 буквы, но со временем многие из них стали ненужными.

    • Какие буквы сейчас не употребляются?
    • Какие буквы добавились?
    • Что еще изменилось?
  • Слайд 6

    Исторические изменения в фонетике

    Древнерусский язык был очень звучным, мелодичным, в нем было 11 гласных звуков.

    Например: Ђ (ять) - [ие]

    К XVII в. звук утратился, но до начала ХХ в. букву продолжали писать, и ученики запоминали ряды слов с ятем:

    БЂдный блЂдный бЂлый бЂс

    убЂжал за рЂчку в лЂс…

  • Слайд 7

    Буквы ь (ерь) и ъ (ер) до XIII в. обозначали особые гласные звуки - редуцированные, которые затем в одних позициях усилились и совпали с е, и (ь) или о, а (ъ).

    Например:

    • Бърьвьно – бревно
    • Съдоровъ - здоров
  • Слайд 8

    Согласные ж, ш, ц до XIV в были мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам об этом?

    Звуки к, г, х были только твердыми, поэтому говорили и писали Кыев, погыбати, хытрость.

    Перед е, и они изменялись: к – ч, г – ж, х – ш.

    Например: рог – рожькъ, сок – сочити, тихо – тишина.

  • Слайд 9

    Исторические изменения в лексике

    Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) – слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий.

    Причины:

    • Изменения в общественном устройстве
    • Развитие науки и техники

    Приведите примеры.

  • Слайд 10

    У каждой эпохи свои неологизмы.

    Задание 1. Скажите, когда в русском языке новыми были следующие слова:

    Промышленность, мануфактура, гимназия, лицей, большевик, комсомолец, колхоз, пенициллин, космодром, прилуниться, принтер.

    Как долго слова остаются неологизмами?

  • Слайд 11

    Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления. В толковых словарях они имеют помету устар.

    Почему слова устаревают?

  • Слайд 12

    Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое.

    Например: соха, колчан,

    армяк, кика, дилижанс,

    конка, статский советник,

    комбед, изба-читальня,

    комиссар.

  • Слайд 13

    Архаизмы – (греч. Archaios – древний) устаревшие слова, замененные более современными.

    Например: уста, перст, выя, длань, десница, шуйца, ратник, отрок, зело, пиит.

    Задание 2. Объясните значения архаизмов, подберите к ним синонимы.

    Брадобрей, алчность, бард, поварня, глаголет, лобызать, грядет, отверзать.

  • Слайд 14

    Иногда у слов появляются новые значения, а старые отмирают.

    Например:

    подлый –

    1) до XVIII в. «простонародный, неродовитый, принадлежащий к низшему сословию»;

    2) современное «бесчестный, нравственно низкий».

  • Слайд 15

    Значение слова может сужаться и расширяться.

    Например:

    Порох – в древнерусском языке «вещество, состоящее из мелких частиц, пыль»

    (ср. порошок, запорошить, пороша).

    Палец – первоначально «большой палец руки».

  • Слайд 16

    Этимология – наука о происхождении слов

    • Какого цвета должны быть чернила?
    • Почему висок, ломоть, ветчина так называются?
    • Из-под мышек – при чем здесь мыши?
  • Слайд 17

    Этимология – (греч. Etymon – правда, истина + logos – понятие, слово) наука о происхождении слов.

    Задание 3. С помощью этимологического анализа объясните правописание слов

    Зн..менитый, препод..ватель, зн..комиться, раздр..жать, насл..ждаться, м..шок.

  • Слайд 18

    Изменения в грамматике

    Грамматические категории языка тоже изменяются, хотя и не так быстро.

    Например:

    имя существительное в древнерусском языке имело три формы числа, шесть типов склонения, семь падежей;

    глагол – восемь времен и несколько неличных форм (причастие, инфинитив, супин).

  • Слайд 19

    Почему в качестве формы множественного числа у слов глаз, рог, рукав закрепилась древняя форма двойственного числа?

  • Слайд 20

    Подведем итоги

    Какой уровень языка изменяется быстрее других?

    - лексика

    Какие группы слов выделяются в языке по времени их появления?

    - историзмы, архаизмы, неологизмы

    Что может произойти со значением слова?

    - измениться, сузиться или расшириться

  • Слайд 21

    Что изучает этимология?

    - происхождение слов

    Какие еще уровни языка подверглись значительным изменениям?

    - фонетика, грамматика

    Какие следы исторических изменений сохранились в современном русском языке?

  • Слайд 22

    Домашнее задание

    Подготовьте сообщение «Язык – развивающееся явление». Приведите свои примеры, пользуясь Школьным этимологическим словарем под ред. Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, Школьным словарем устаревших слов под ред. Р.П. Рогожниковой и Т.С. Карской, Толковым словарем С.И. Ожегова и др.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке