Презентация на тему "Знаки препинания и их функции" 9 класс

Презентация: Знаки препинания и их функции
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
12 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, цель которой, подготовка учащихся к ГИА, а именно, к заданию С.2.1. В этой работе объясняется зачем нужны знаки препинания и роль каждого из них. Для большей наглядности педагог приводит пояснительные схемы и обобщающие таблицы.

Краткое содержание

  • Пунктуация в русском языке
  • Функции знаков препинания
  • Наглядные примеры
  • Поясняющие таблицы и схемы

Содержание

  • Презентация: Знаки препинания и их функции
    Слайд 1

    Знаки препинания и их функции

    (подготовка к ГИА, задание С 2.1 )

    Презентация выполнена учителем русского языка МОУ СОШ № 3г-к.Анапа с.Витязево

    Поповой Еленой Витальевной

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Пунктуация - совокупность принципов, законов и правил употребления знаков препинания

    .Пунктуационные знаки в русском языке выполняют разные функции.

  • Слайд 3

    Функции знаков препинания

    • Разделительная (разделение на смысловые отрезки)
    • Выделительная (выделение смысловых отрезков)
    • Завершающая (завершение предложения)

  • Слайд 4

    Завершающие знаки: точка, вопросительный и восклицательные знаки, многоточие – выступают

    всегда в одной и той же функции – обозначают конец предложения. Они также отражают целенаправленность высказывания.

  • Слайд 5

    Разделительные знаки:запятая, точка с запятой, тире, двоеточие – употребляются между

    однородными членами предложения, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью.

  • Слайд 6

    Выделительные знаки: запятая, тире, скобки, кавычки – употребляются при обращениях, вводных

    конструкциях, обособленных членах предложения, в предложениях с прямой речью.Выделительные знаки являются парными.

  • Слайд 7
  • Слайд 8
  • Слайд 9
  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

    «Зачем нужна пунктуация?»

  • Слайд 13

    На письме без знаков препинания и знания пунктуационных правил обойтись невозможно…

    Зачем нужна эта пунктуация?

    Обходились же раньше без знаков препинания?!

    Антон

    Кирилл

  • Слайд 14

    Часть 3 ( С 2.1)Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна пунктуация?».Обдумывая ответ

    на вопрос, прочитайте ещё раз данный текст.Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, которые являются иллюстрацией к разным функциям знаков препинания.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Слайд 15

    Образец сочинения На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Современный текст

    не может фиксироваться и нормально воспроизводиться без знаков препинания. Знаки препинания являются необходимым элементом письменной речи. Правила постановки знаков препинания изучает пунктуация, раздел языкознания. Основными пунктуационными знаками являются точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки. Знаки препинания выполняют разные функции: разделительную, выделительную, завершающую. В тексте Ю.Бондарева, например, в предложении 2 («Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше»)запятые выполняют разделительную функцию, т.к. употреблены между частями сложного предложения. В предложении 13 («Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы») запятыми выделено обращение, значит запятые в данном случае выполняют выделительную функцию. Таким образом, пунктуация – необходимый и важный раздел науки о языке.

  • Слайд 16

    Использованные материалы 1. Русский язык. 9 класс. В 2ч. Ч. 1.: учебник для

    общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М. : Мнемозина, 20082. Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л.Касаткин, П.А.Лекант. – М., Высш. Шк., 19913. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной -

    pptcloud.ru

Посмотреть все слайды

Конспект

Урок русского языка

в 9 классе

«Знаки препинания

и их функции»

Разработка

учителя русского языка

МОУ СОШ №3

г-к. Анапа, с. Витязево

Поповой Елены Витальевны

2011 год

Цели:

систематизировать и обобщить знания о знаках препинания и их функциях;

закрепить умение определять функцию знаков препинания в предложении, приводить примеры предложений на изученные пунктограммы;

развивать речь учащихся;

ознакомить учащихся с критериями оценивания сочинения-рассуждения.

Работа по развитию речи: составление предложений и устного высказывания на лингвистическую тему.

Повторение структуры сочинения-рассуждения и изученных пунктограмм .

Ход урока

Оргмомент.

Цели урока.

Слово учителя.

- Ребята, третьей частью экзаменационной работы по русскому языку является написание сочинения-рассуждения на лингвистическую или морально-этическую тему.

Сочинение-рассуждение имеет определённую структуру.

(Учащиеся вспоминают структуру сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод).

(Учитель знакомит с критериями оценивания сочинения –рассуждения)

Работа по теме урока

Функции знаков препинания

- Ребята, давайте, прежде всего, вспомним, что такое пунктуация. (Слайд 2)

Учащиеся ведут записи в тетрадях.

- Какие же функции могут выполнять знаки препинания?

(Слайд 3)

(Слайд 4)

Завершающие знаки: точка, вопросительный и восклицательные знаки, многоточие – выступают всегда в одной и той же функции – обозначают конец предложения. Они также отражают целенаправленность высказывания.

(Учащиеся приводят собственные примеры предложений повествовательных, вопросительных, восклицательных)

(Слайд 5)

Разделительные знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие – употребляются между однородными членами предложения, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью.

(Предложения записываются в тетради)

(Слайд 6)

Выделительные знаки: запятая, тире, скобки, кавычки – употребляются при обращениях, вводных конструкциях, обособленных членах предложения, в предложениях с прямой речью. Выделительные знаки являются парными.

(Учащиеся приводят примеры предложений и записывают их в тетради)

Место, положение знаков препинания

(Слайды 7,8,9,10,11)

(Работа с таблицей, которая даёт прекрасный ориентир в работе над текстом: ученик должен объяснить тот или иной знак, соотнеся его с пунктом таблицы; объяснить условия постановки знака, его функцию)

(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности...

(6)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11)Может, он болен и скоро умрёт?

(12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

(13) — Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

(14) — Несчастливы?! — повторил он удивлённо.

(15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

(16) — Что ты, милая! (17)0 чём ты, Надежда?.. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме — вот я и счастлив!

(19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук.

(22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

(23) — Мы любим тебя, мы любим тебя!

(24)На душе потеплело.

(25)Как много и мало нужно человеку для счастья!

(По Ю. Бондареву)

Устное высказывание на лингвистическую тему

(Слайды 12, 13, 14)

Учащиеся, опираясь на структуру сочинения-рассуждения, руководствуясь критериями оценивания сочинения-рассуждения готовят устное высказывание на тему: «Зачем нужна пунктуация?»

Учитель знакомит учащихся с образцом сочинения (Слайд 15)

Домашнее задание

Напишите сочинение-рассуждение на тему

«Зачем нужна запятая?»

Урок русского языка

в 9 классе

«Знаки препинания

и их функции»

Разработка

учителя русского языка

МОУ СОШ №3

г-к. Анапа, с. Витязево

Поповой Елены Витальевны

2011 год

Цели:

систематизировать и обобщить знания о знаках препинания и их функциях;

закрепить умение определять функцию знаков препинания в предложении, приводить примеры предложений на изученные пунктограммы;

развивать речь учащихся;

ознакомить учащихся с критериями оценивания сочинения-рассуждения.

Работа по развитию речи: составление предложений и устного высказывания на лингвистическую тему.

Повторение структуры сочинения-рассуждения и изученных пунктограмм .

Ход урока

Оргмомент.

Цели урока.

Слово учителя.

- Ребята, третьей частью экзаменационной работы по русскому языку является написание сочинения-рассуждения на лингвистическую или морально-этическую тему.

Сочинение-рассуждение имеет определённую структуру.

(Учащиеся вспоминают структуру сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод).

(Учитель знакомит с критериями оценивания сочинения –рассуждения)

Работа по теме урока

Функции знаков препинания

- Ребята, давайте, прежде всего, вспомним, что такое пунктуация. (Слайд 2)

Учащиеся ведут записи в тетрадях.

- Какие же функции могут выполнять знаки препинания?

(Слайд 3)

(Слайд 4)

Завершающие знаки: точка, вопросительный и восклицательные знаки, многоточие – выступают всегда в одной и той же функции – обозначают конец предложения. Они также отражают целенаправленность высказывания.

(Учащиеся приводят собственные примеры предложений повествовательных, вопросительных, восклицательных)

(Слайд 5)

Разделительные знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие – употребляются между однородными членами предложения, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью.

(Предложения записываются в тетради)

(Слайд 6)

Выделительные знаки: запятая, тире, скобки, кавычки – употребляются при обращениях, вводных конструкциях, обособленных членах предложения, в предложениях с прямой речью. Выделительные знаки являются парными.

(Учащиеся приводят примеры предложений и записывают их в тетради)

Место, положение знаков препинания

(Слайды 7,8,9,10,11)

(Работа с таблицей, которая даёт прекрасный ориентир в работе над текстом: ученик должен объяснить тот или иной знак, соотнеся его с пунктом таблицы; объяснить условия постановки знака, его функцию)

(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности...

(6)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11)Может, он болен и скоро умрёт?

(12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

(13) — Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

(14) — Несчастливы?! — повторил он удивлённо.

(15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

(16) — Что ты, милая! (17)0 чём ты, Надежда?.. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме — вот я и счастлив!

(19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук.

(22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

(23) — Мы любим тебя, мы любим тебя!

(24)На душе потеплело.

(25)Как много и мало нужно человеку для счастья!

(По Ю. Бондареву)

Устное высказывание на лингвистическую тему

(Слайды 12, 13, 14)

Учащиеся, опираясь на структуру сочинения-рассуждения, руководствуясь критериями оценивания сочинения-рассуждения готовят устное высказывание на тему: «Зачем нужна пунктуация?»

Учитель знакомит учащихся с образцом сочинения (Слайд 15)

Домашнее задание

Напишите сочинение-рассуждение на тему

«Зачем нужна запятая?»

Скачать конспект

Сообщить об ошибке