Презентация на тему "Звонкие и глухие согласные (5 класс)"

Презентация: Звонкие и глухие согласные (5 класс)
Включить эффекты
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.2
15 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, цель которой помочь изучить детям звонкие и глухие согласные, знать как они образуются и уметь их различать. Автор работы специально для этого подобрал тематические картинки и схемы.

Краткое содержание

  • Изучение предлогов
  • Лингвофизминутка
  • Работа с пословицами
  • Звукопись

Содержание

  • Презентация: Звонкие и глухие согласные (5 класс)
    Слайд 1

    звонкие и глухие согласные

  • Слайд 2

    Фонетика-это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

    Гласные звуки бывают ударные, безударные и состоят только из голоса.

    Согласные бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

    Не имеют парных звуков твёрдые согласные

    [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [й],[ ч], [щ].

  • Слайд 3

    Знать, как образуются звонкие и глухие звуки; парные и непарные согласные звуки.

    Иметь представление о звукописи.

    Уметь различать звонкие и глухие согласные.

  • Слайд 4

    парные

    [б],[б'], [в], [в'], [г],[г'], [д], [д'],[ж], [з],[з']

  • Слайд 5

    [б],[б'], [в], [в'], [г],[г'], [д],[д'],[ж], [з],[з']

    [п],[п'], [ф],[ф'], [к],[к'], [т],[т'],[ш], [с],[с']

  • Слайд 6

    непарные

    ... [х], [х'], [ц], [ч'], [щ']

    … [л],[л'], [м], [м'], [н],[н'], [р],[р'],[й]

  • Слайд 7

    Глухие [х], [х'], [ц], [ч'], [щ']

    Звонкие[л],[л'], [м], [м'], [н],[н'], [р],[р'],[й]

  • Слайд 8

    выводы

    1)Звонкие звуки образуются при помощи голоса и шума, глухие – только при помощи шума.

    2)Большинство звуков имеют пару по звонкости-глухости.

  • Слайд 9

    ПОРАБОТАЕМ С ПОСЛОВИЦАМИ

    У Лёвки всё ловко.

    Дорог хлеб, коли денег нет.

  • Слайд 10

    Лингвофизминутка

    Согласный звонкий – хлопок над головой.

    Согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд.

    Гласный- руки в сторону.

    Краснополе пшеном, а беседа умом.

  • Слайд 11

    Прочитайте выразительно

    А теперь без грамоты пропадёшь,

    Далеко без грамоты не уйдёшь.

    Не попить без грамоты, не поесть,

    На воротах номера не прочесть!

    С.Маршак

  • Слайд 12

    ЗВУКОПИСЬ – приём усилениязвуковой выразительностив художественной речи

    Полночною порою в болотной глуши

    Чуть слышно, бесшумно шумят камыши.

    (К.Бальмонт)

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев)

  • Слайд 13

    Спасибоза активную работу на уроке!Молодцы!

Посмотреть все слайды

Конспект

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Согласные звонкие и глухие

(слайд №1)

Цели:

-способствовать организации работы учащихся над различением звонких и глухих согласных; дать представление о звукописи;

-формировать умение различать звонкие и глухие согласные;

-развивать внимание, творческие способности учащихся, чёткую, выразительную речь, орфографическую зоркость, умение обобщать, делать выводы

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: медиапроектор,

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие

Добрый день, мои друзья, Встречи с вами рада я. Сели ровно, всё достали, Вспоминаем всё, что знали. Оставляем все заботы И включаемся в работу.

II. Слово учителя

Однажды в стране Фонетика появился волшебник из другого королевства. Ему так она понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Когда он узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному «костюмчику». Это касалось, в частности, согласных звуков.

– Как вы думаете, какой же «костюмчик» приобрели согласные звуки?

-Верно, они стали звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

- О каких согласных звуках мы будем сегодня говорить?

-Да. О них. Но вначале проверим домашнее задание.

III.Проверка домашнего задания

1.Решение фонетической задачи.

-Сколько же мягких согласных в пословице:

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

2. «Продолжи ответ».(слайд №2)

1. Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает …

2. Гласные звуки бывают…, … и состоят только из …

3. Согласные бывают..., …

4. Не имеют парных звуков твёрдые согласные … и мягкие согласные…

IV. Изучение новой темы

Создание проблемной ситуации

- Как вы думаете, почему один согласный звук называется звонким, а другой – глухим?

- Произнесите парные звуки:

Б - П В - Ф Д - Т

и попробуйте ответить, как образуются звонкие и глухие согласные звуки?

Раскрытие общей цели урока (слайд №3)

Сегодня на уроке мы проследим за образованием звонких и глухих согласных, научимся их различать.

Исследование (наблюдение над образованием звуков)

-На одном из предыдущих уроков мы следили за образованием гласных звуков.

А теперь попробуйте произнести следующие звуки (на доске): Б В Г Д. приложив ребро ладони к хрящику на шее.

- Что вы заметили? (участие голоса)

- Верно, но кроме голоса в создании звонких согласных участвуют другие органы речи. Какие? (язык, губы, зубы), а иначе все звуки были бы одинаковыми.

- Ребята, а создается ли в ротовой полости голос при произнесении глухих звуков П Ф К Т ?

(эти звуки образуются без участия голоса, только при помощи шума)

-Сделаем вывод о том, какие звуки называются звонкими, а какие глухими? (вывод: звонкими называются звуки, образованные при помощи голоса и шума, а глухими – только при помощи шума).

Самостоятельная работа

- Ребята, а каким еще способом можно определить звонкий согласный или глухой? (закрыть ладонями уши и произнести звук. Если слышен звон в ушах, значит - это звонкий согласный, и наоборот)

- Запишите все пары согласных звуков по звонкости/глухости. (слайд №4, 5),

- Какие звуки оказались без пары? Какие из них звонкие, какие глухие?

-Какие согласные звуки не имеют пары? (1 ученик : Х Ц Ч Щ)

- Какие это звуки? (глухие)

- Почему? (образованы только при помощи шума) (слайд №6)

- 2 ученик Й Л М Н Р

- Какие? (звонкие). Почему (при помощи голоса и шума). (слайд № 7)

- Вывод: большинство согласных звуков имеют пару по звонкости/глухости, но есть согласные, не имеющие пару. (слайд №8)

Работа с теорией учебника

-Давайте проверим наши выводы, предположения по учебнику?

- Итак, какие согласные называются звонкими? Перечислите?

- Какие глухими?

Запишите пословицы (слайд 9):

1) У Лёвки всё ловко. 2) Дорог хлеб, коли денег нет.

- Какие звуки мы слышим на месте букв Б, В, Г на конце и в середине слов?

- Почему произносятся другие звуки, не совпадающие с буквами? (Происходит позиционное чередование.)

- Звонкие согласные на конце слова и в середине слова, если находятся перед глухой согласной, "теряют голос" и оглушаются, а глухие перед звонкими – озвончаются.

-Вспомним, как мы поступаем в подобных случаях? Что мы делаем, чтобы написать правильную букву? (мы проверяем ее)

- Как? (Подбираем слово так, чтобы согласный слышался отчетливо (перед гласным)

- Какая это орфограмма? (№3)

- Подберем к нашим словам проверочные слова. (Лёвка - Лёвочка, ловко-ловок, дорог - дорого, хлеб - хлеба, денег - деньги) (работа у доски)

Лингвофизминутка. (слайд №10)

Согласный звонкий – хлопок над головой; согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд; гласный – руки в сторону.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Прочитайте выразительно поэтические строки С.Маршака. (слайд №11)

А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Не попить без грамоты, не поесть,

На воротах номера не прочесть!

- Замените текст в пословицей. (Грамоте учиться - всегда пригодится.)

-Покажите буквы, которые обозначают звонкие согласные.

2. В русском языке преобладают звонкие согласные. Наш язык звучный. Звуки передают различные действия: скрип, жужжание, шелест и т.п. Приём усиления звуковой выразительности в художественной речи называется звукописью.

Прочитайте поэтические строки. Повторы каких звуков вызывают эффект звукоподражания?(слайд №12)

Полночною порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шумят камыши.

(К.Бальмонт)

(Ш, Ч –ночные шорохи, еле слышный шелест листьев, камыша)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев)

(Р, Б, Гр –раскаты грома)

V. Задание на дом.

Упр.279 (диф.задание: 1) найти 3-4 слова только со звонкими согласными, 2) у 2-3 слов определить согласные звуки по звонкости/глухости)

Индивидуальное задание (предложить по желанию на отд.листах):

Решить фонетическую задачу.

Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ?

А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 2, 3; Г) 1, 4; Д) все.

VI. Итоги урока.

-В чём отличие звонких согласных от глухих?

-Как называется приём звуковой выразительности?

Выставление отметок.

(слайд посл.)

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Согласные звонкие и глухие

(слайд №1)

Цели:

-способствовать организации работы учащихся над различением звонких и глухих согласных; дать представление о звукописи;

-формировать умение различать звонкие и глухие согласные;

-развивать внимание, творческие способности учащихся, чёткую, выразительную речь, орфографическую зоркость, умение обобщать, делать выводы

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: медиапроектор,

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие

Добрый день, мои друзья, Встречи с вами рада я. Сели ровно, всё достали, Вспоминаем всё, что знали. Оставляем все заботы И включаемся в работу.

II. Слово учителя

Однажды в стране Фонетика появился волшебник из другого королевства. Ему так она понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Когда он узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному «костюмчику». Это касалось, в частности, согласных звуков.

– Как вы думаете, какой же «костюмчик» приобрели согласные звуки?

-Верно, они стали звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

- О каких согласных звуках мы будем сегодня говорить?

-Да. О них. Но вначале проверим домашнее задание.

III.Проверка домашнего задания

1.Решение фонетической задачи.

-Сколько же мягких согласных в пословице:

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

2. «Продолжи ответ».(слайд №2)

1. Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает …

2. Гласные звуки бывают…, … и состоят только из …

3. Согласные бывают..., …

4. Не имеют парных звуков твёрдые согласные … и мягкие согласные…

IV. Изучение новой темы

Создание проблемной ситуации

- Как вы думаете, почему один согласный звук называется звонким, а другой – глухим?

- Произнесите парные звуки:

Б - П В - Ф Д - Т

и попробуйте ответить, как образуются звонкие и глухие согласные звуки?

Раскрытие общей цели урока (слайд №3)

Сегодня на уроке мы проследим за образованием звонких и глухих согласных, научимся их различать.

Исследование (наблюдение над образованием звуков)

-На одном из предыдущих уроков мы следили за образованием гласных звуков.

А теперь попробуйте произнести следующие звуки (на доске): Б В Г Д. приложив ребро ладони к хрящику на шее.

- Что вы заметили? (участие голоса)

- Верно, но кроме голоса в создании звонких согласных участвуют другие органы речи. Какие? (язык, губы, зубы), а иначе все звуки были бы одинаковыми.

- Ребята, а создается ли в ротовой полости голос при произнесении глухих звуков П Ф К Т ?

(эти звуки образуются без участия голоса, только при помощи шума)

-Сделаем вывод о том, какие звуки называются звонкими, а какие глухими? (вывод: звонкими называются звуки, образованные при помощи голоса и шума, а глухими – только при помощи шума).

Самостоятельная работа

- Ребята, а каким еще способом можно определить звонкий согласный или глухой? (закрыть ладонями уши и произнести звук. Если слышен звон в ушах, значит - это звонкий согласный, и наоборот)

- Запишите все пары согласных звуков по звонкости/глухости. (слайд №4, 5),

- Какие звуки оказались без пары? Какие из них звонкие, какие глухие?

-Какие согласные звуки не имеют пары? (1 ученик : Х Ц Ч Щ)

- Какие это звуки? (глухие)

- Почему? (образованы только при помощи шума) (слайд №6)

- 2 ученик Й Л М Н Р

- Какие? (звонкие). Почему (при помощи голоса и шума). (слайд № 7)

- Вывод: большинство согласных звуков имеют пару по звонкости/глухости, но есть согласные, не имеющие пару. (слайд №8)

Работа с теорией учебника

-Давайте проверим наши выводы, предположения по учебнику?

- Итак, какие согласные называются звонкими? Перечислите?

- Какие глухими?

Запишите пословицы (слайд 9):

1) У Лёвки всё ловко. 2) Дорог хлеб, коли денег нет.

- Какие звуки мы слышим на месте букв Б, В, Г на конце и в середине слов?

- Почему произносятся другие звуки, не совпадающие с буквами? (Происходит позиционное чередование.)

- Звонкие согласные на конце слова и в середине слова, если находятся перед глухой согласной, "теряют голос" и оглушаются, а глухие перед звонкими – озвончаются.

-Вспомним, как мы поступаем в подобных случаях? Что мы делаем, чтобы написать правильную букву? (мы проверяем ее)

- Как? (Подбираем слово так, чтобы согласный слышался отчетливо (перед гласным)

- Какая это орфограмма? (№3)

- Подберем к нашим словам проверочные слова. (Лёвка - Лёвочка, ловко-ловок, дорог - дорого, хлеб - хлеба, денег - деньги) (работа у доски)

Лингвофизминутка. (слайд №10)

Согласный звонкий – хлопок над головой; согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд; гласный – руки в сторону.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Прочитайте выразительно поэтические строки С.Маршака. (слайд №11)

А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Не попить без грамоты, не поесть,

На воротах номера не прочесть!

- Замените текст в пословицей. (Грамоте учиться - всегда пригодится.)

-Покажите буквы, которые обозначают звонкие согласные.

2. В русском языке преобладают звонкие согласные. Наш язык звучный. Звуки передают различные действия: скрип, жужжание, шелест и т.п. Приём усиления звуковой выразительности в художественной речи называется звукописью.

Прочитайте поэтические строки. Повторы каких звуков вызывают эффект звукоподражания?(слайд №12)

Полночною порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шумят камыши.

(К.Бальмонт)

(Ш, Ч –ночные шорохи, еле слышный шелест листьев, камыша)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев)

(Р, Б, Гр –раскаты грома)

V. Задание на дом.

Упр.279 (диф.задание: 1) найти 3-4 слова только со звонкими согласными, 2) у 2-3 слов определить согласные звуки по звонкости/глухости)

Индивидуальное задание (предложить по желанию на отд.листах):

Решить фонетическую задачу.

Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ?

А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 2, 3; Г) 1, 4; Д) все.

VI. Итоги урока.

-В чём отличие звонких согласных от глухих?

-Как называется приём звуковой выразительности?

Выставление отметок.

(слайд посл.)

Скачать конспект

Сообщить об ошибке