Презентация на тему "Чувашская вышивка" 6 класс

Презентация: Чувашская вышивка
Включить эффекты
1 из 10
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Чувашская вышивка"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 10 слайдов. Средняя оценка: 2.3 балла из 5. Также представлены другие презентации о технологии для 6 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Чувашская вышивка
    Слайд 1
  • Слайд 2

    О Чувашской вышивке написано немало. Мы не останавливаемся на статьях и книгах 1920-1930 гг. К сожалению, они выпущены малыми тиражами и практически недоступны читателю. Желающие могут ознакомиться с другими изданиями, в которых раскрыты различные стороны чувашской вышитой орнаментики. В1961 г. в Чебоксарах издан альбом «Чувашское народное изобразительное искусство» в котором вышивке уделено особое внимание. В нем мы находим ценные сведения об орнаментации женских рубах, поясных украшений, головных повязок, ритуальных принадлежностях, а также о швах, материалах, приемов крашения пряжи природными красителями. Много трудов посвятил чувашской вышивке искусствовед А.А. Трофимов. В книге «Орнамент чувашской народной вышивки» он исследует систему образов, роль цвета, обращается к вопросам сложных связей орнамента с реальным миром и миропониманием древних чувашей. Определенное внимание уделено зарождению и становлению профессиональной вышивки. Теоретическое обоснование проекта

  • Слайд 3

    Цели: Исследования развитие и побуждение интереса к истории вышивки, сохранение традиций национальной культуры, воспитание уважительного отношения к культуре родного края. Задачи: Высказывание чувашского исследователя А.А. Трофимова мы используем в качестве задачи: «… Костюм, содержащий в себе древние представления о красоте, несвободе со светилами, людьми Вселенной, предстает перед нами как памятник, как человеческая ценность. В нем история, в нем стремление к традициям, в нем дух нашего времени, страстное желание возродить прекрасное, возродить его для того, чтобы народы России были богаче, а мир стал красивее».

  • Слайд 4

    Известно, в народное искусство вложена душа народа. Прекрасные вещи, как и произведения искусства, выражают чувства и миропонимание их создателей. Изучение произведений декоративно- прикладного искусства, их художественных особенностей и выразительных средств воспитывает бережное отношение и уважение к национальной культуре. По всей видимости, поначалу женщины наносили незатейливые стежки, швы на одежде из шкур животных. Как отмечал А.А.Трофимов, «вышивка как один из видов народного творчества прошла долгий исторический путь, насчитывающий несколько тысячелетий. В орнаментах вышивки нашли себе место изображения, напоминающие пиктограммы и рунические знаки- элементы предписьма и древнейшие письмена, которые позволяют предполагать незапамятную древность их возникновения». По старинным обычаям, женщины обязательно должны были владеть секретами вышивки и все свое свободное время заниматься изготовлением одежды и украшением тканей. Ткани и нити готовили в каждой семье. Окрашивали пряжу в нужный цвет в домашних условиях. Приходилось лишь незначительно тратиться на приобретение игл и некоторого количества шелка- сырца. Если мастерица владела секретами и традициями вышивки, то любая заурядная ткань в ее руках могла превратиться в прекрасный и оригинальный предмет. Этому искусству чувашских девочек начинали обучать с 6- 7- летнего возраста. Став мастерицами, они готовили себе приданое, а выйдя замуж, обязаны были обеспечивать семью всеми видами одежды. Женщины возделывали лен и коноплю, обрабатывали их, пряли и ткали, шили необходимые предметы, украшали многочисленными узорами. Если открыть страницы прошлого...

  • Слайд 5

    Вышивка народов центральной части Среднего Поволжья (чувашей, русских, мари, мордва, удмуртов, татар) отличается ярким национальным своеобразием, богатством технических приемов и цветовых решений. В зависимости от местных условий, особенностей быта, природы и обычаев рождались приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение. Особенностью мордовской, марийской и удмуртской вышивки являются заполнения узора геометрическими фигурами, которые образуют плотную ковровую поверхность с небольшими просветами фона. Узоры выполняют двухсторонними швами, преимущественно красными, темно- коричневыми и темно- синими нитками. В то же время горномарийская вышивка близка к вышивке чувашей верховой группы своей филигранностью, ажурностью. Чувашская народная вышивка богата разнообразными приемами. По утверждению этнографа И.Н.Смирнова, для чувашской вышивки «…характерно такое разнообразие приемов шитья, которого не знает ни один народ России». Характерной особенностью чувашской народной вышивки является то, что швы выполняются счетными приемами шитья. Учитывается структура ткани, т. е. выполнение стежков производится строго по счету ниток утка и основы. Обычно шьют в трех направлениях: по горизонтали, вертикали и наклонно (по диагонали), что приводит к геометрическому построению орнамента. Ч е р т ы с а м о б ы т н о с т и

  • Слайд 6

    В вышивке применялись ткани разных цветов. Женские поясные украшения яркач, наплечные украшения хулси, головные повязки масмак вышивались на кумаче. Из домотканого холста синего или зелёного цвета изготовляли пояса и поясное украшение сара. В наши дни продается специальная ткань для вышивания с четко выделяющимися квадратными ячейками(ее не вполне точно называют «канва»). Она бывает разных сортов и цветов. Чтобы не утомлялись глаза, начинающим вышивальщицам желательно работать на светлой ткани с крупными ячейками. Материалы и инструменты

  • Слайд 7

    Вышивка крестом не очень сложное занятие, но требующее особой аккуратности и тщательности. От того на сколько точно вы выполняете требования выбранной схемы, зависит как будет выглядеть Ваша работа.Швы крестиком достаточно разнообразны: это и классический крестик, и прямой, и крестик "звездочка" и другие. Все эти швы часто используются в работе по полотну, хорошо подходят для выполнения геометрических узоров и при окаймлении вышивки. Вышивка крестом Вышивка простым крестиком Для удобства лучше всего натянуть работу на специальную рамку для вышивания - пяльцы.Для того, что бы вышивка была более наглядная, все верхние стежки должны лежать в одну сторону (в одном направлении), для этого нужно сразу привыкнуть выполнять нижний стежок крестика от верхней левой стороны к нижней правой.Строчка из крестиков вышивается в два приема: сначала вышиваем строчку из нижних стежков в нужном количестве, затем заканчиваем крестики верхними стежками.

  • Слайд 8

    В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую. Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. К 13-15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX-XIIвекам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины-вышивальщицы создавали в своих вышивках – картинах бытовой жизни. Выводы:

  • Слайд 9
  • Слайд 10
Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Анжеро-Судженского городского округа

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 18 I–II видов»

Образовательная область «Технология»

Пиление столярной ножовкой

5 класс

План-конспект урока по трудовому обучению

(для мальчиков)

Автор: Эскандеров В.М.

учитель трудового обучения

МКС (К) ОУ «Ш-И №18 I-II видов»

г. Анжеро-Судженск

2014

Пояснительная записка

Очень важно в коррекционной школе подготовить ученика к дальнейшей трудовой деятельности. Поскольку для детей с учетом физиологических особенностей в настоящее время уделяется большое внимание рабочим профессиям. На уроках технологии ребенку необходимо привить начальные навыки в получении профессий: плотник, слесарь - инструментальщик, слесарь - сборщик и др. Кроме этого, полученные знания ребенок сможет применить на практике как дома, так и в школе-интернате.

Каждый ученик должен знать, что пиление древесины производят различными видами пилам, так как направление разрезания волокон бывают различного вида, в связи с эти и пиление бывает различным (поперечное, продольное и смешанное).

Данный урок рассчитан на учащихся 5 класса. Тема урока «Пиление столярной ножовкой» рассчитана на 2 часа из 12 часов раздела «Технология обработки древесины». План урока разработан по модифицированной рабочей программе, разработанной на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Трудовое обучение» 5-10 классы, под руководством В.В. Воронковой. Целью урока является формирование знаний о пилении ножовкой, знакомство с видами пил, закрепление на практике полученных знаний, воспитывать у учащих​ся аккуратность и точность в работе; способствовать развитию гру​бой моторики.

Урок разработан с учетом возрастных и физиологических осо​бенностей глухих учащихся 5 класса и строится в соответствии с фундаментальными основами, дидактическими принципами, методами и методиками трудового обучения глухих учащихся.

Урок имеет профориентационную направленность, его основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.

В разработке данного урока определена единая цель урока, показана структура занятия, соответствующая типу урока: комбинированный урок, а также намечены задачи для достижения поставленной цели.

Перед началом представления нового материала учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем, направленные на закрепления пройденного материала, а также решают тестовые задания.

Усвоение нового материала проводится посредством репродуктивного метода. Во время объяснения нового материала проводится демонстрация компьютерной презентации урока.

На первичном закреплении знаний учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Практическая работа выполняется самостоятельно индивидуально под наблюдением учителя.

При подведении итога урока проводится анализ урока и выставляются оценки за урок.

Поурочный план конспект урока по трудовому обучению

5 класс МКС (К) ОУ «Ш-И №18 I-II видов»

Учитель: Эскандеров Василий Михайлович

Тема урока: Пиление столярной ножовкой.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока: формирование знаний о пилении ножовкой, закрепление на практике полученных ЗУНов.

Задачи урока:

обучающая – ознакомление с приемам пиления заготовок из древесины, формирование у учащихся начальных трудовых знаний и умений; включение класса в деловой ритм урока; развитие доброжелательной атмосферы урока;

воспитательная – формировать у учащихся умения анализировать выполняемую работу; воспитывать ответственность каждого за работу в коллективе, развивать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; воспитывать мотивации к изучению этапов изготовления объектов труда;

развивающая - развить у учащихся умение применять имеющиеся знания на практике, самостоятельно, содействовать развитию эстетических и художественных способностей; умение анализировать урок, формулировать выводы, развитие умения строить простейший чертеж; развитие навыков пиления различных древесных материалов;

коррекционная – развитие у учащихся произносительных навыков и слуховых восприятий.

Материально-техническое оснащение:

Учебные пособия;

Столярная ножовка;

Приспособления;

Словарь;

Презентация урока.

Методы проведения: фронтальная слуховая беседа, работа по карточке, практическая работа.

Время проведения: 45 минут.

Словарь: техника безопасности, правила обработки древесины, ножовка, лучковая пила, пиление (поперечное, продольное, смешанное), пропил, пазуха, вершина зуба, шаг зуба, режущая кромка, передняя грань зуба – грудка, задняя грань зуба – спинка, разводка, упор, стусло, цулага, станочник-распиловщик, столяр.

ХОД УРОКА:

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

слайд

Организационный момент (1 минута)

Приветствие явки учащихся по журналу.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

Речевая минутка

(1 минута)

Проверка внешнего вида учащихся и наличие

слуховых аппаратов.

Как слышите? Как себя чувствуете?

Наличие спецодежды

Наличие слуховых аппаратов

Постановка учебной задачи (3 минуты)

Настраиваю учащихся на урок.

Называю тему урока и предлагаю ребятам поставить цель.

Какая цель и задача урока, т.е. что мы должны узнать?

Настраиваются на восприятие новой темы наличие учебных пособий, письменных принадлежностей.

Пытаются самостоятельно формулировать цели и задачи на основе темы урока.

Опрос учащихся по ранее изученному материалу

(5 минут)

Проверка опорных знаний. Постановка вопроса: «Какие породы древесины вы знаете?»

Какие свойства древесины вы знаете?

Назовите строение дерева?

Ответ:

- Породы древесины бывают: лиственные и хвойные.

Ответ: - Древесина бывает твердой и мягкой.

Ответ: - ствол, листья, корень, сучья.

Работа учащегося по карточке.

Письменный ответ

Приложение №1 (проверка ответа в приложении №2)

Подвожу итог по изученной теме.

Переход от изученного материала к изучению новой темы.

Изучение новых знаний, умений, навыков

(10 минут)

Сообщаю тему урока, которая записана на доске «Пиление столярной ножовкой»

Объяснение новой темы.

Основные правила при пилении 1.Делают надрез по черте; 2.Убирают брусок и отпиливают деталь; 3.В конце пиления нажим на пилу ослабляют. Начинайте пиление с запила «на себя». Для удобства пользуйтесь упором или бруском. При поперечном пилении отрезаемый материал должен свисать с верстака. При продольном – заготовку разрежьте примерно до середины, а затем отпилите с другой стороны. Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней на расстоянии около 5 мм. Линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали. Для точной распиловки заготовок под углами применяют стусло. Стусло состоит из дна стусла и двух боковин с пропилами под разными углами. Пиление в стусле повышает точность распиловки, исключает затраты на разметку, повышает производительность труда. Особенно эффективно применение стусла при массовом производстве.

Пиление технологическая операция по раз​делению древесины на части с помощью пилы. Пилой называют многорезцовый режущий инстру​мент, у которого резцами являются зубья. Они пе​ререзают (перепиливают) волокна древесины и об​разуют в заготовке пропил.

По направлению разрезания волокон древесины различают следующие виды пиления:

поперечное (поперек волокон);

продольное (вдоль волокон);

смешанное (под углом к направлению волокон).

Для выполнения различных видов пиления применяются различные виды пил.

Для поперечного пиления применяются пилы с прямыми зубьями. Режущие кромки вершин зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины в виде опилок.

Для продольного пиления применяются пилы с наклонными зубьями, которые перерезают волокна древесины, и отрезанные частички скалываются вдоль волокон, образуя опилки.

Чаще всего применяется широкая столярная ножовка. Она имеет толщину полотна 1,2 мм и используется в основном для поперечно​го пиления брусков и досок. Используют и другие ножовки - узкую, с обушком, наградку, складную.

Узкая ножовка предназначена для раскроя тон​ких пиломатериалов, фанеры, а также для выпили​вания деталей с криволинейным контуром. Полотно у неё узкое, но сравнительно толстое (до 1,5 мм), зубья могут быть средние и мелкие.

Ножовка с обушком имеет утолщение — обу​шок. Он придаёт ей жёсткость, не позволяет из​гибаться. Такой ножовкой делают неглубокие про​пилы. Толщина её полотна 0,8 мм, зубья мелкие.

Ножовка-наградка служит для выполнения несквозных пропилов, имеет толщину полотна 0,4— 0,7 мм и мелкие зубья.

Складную ножовку применяют для пиления фанеры, а также поперечного и продольного рас​кроя досок, брусков и реек. На её полотне насе​чены зубья двух видов — прямые и наклонные.

Чтобы полотно пилы не защемлялось при пи​лении, на ней делают развод зубьев — отгибают их поочерёдно в разные стороны на один и тот же угол. В результате ширина пропила получается больше, чем толщина полотна, и пила перемещает​ся свободно.

Обратите внимание на Словарь

Учащиеся настраиваются на восприятие новой темы

Работа в форме диалога с демонстрацией презентации урока (приложение к уроку №3 слайды с 1 по 14)

Слайды №1-№4

Слайды № 5 - №8

Слайды №8 -№11

Презентация Словаря

Презентации урока направлены на активизацию внимания учащихся.

Первичное закрепление

(3 минут)

 

Вопрос: Какие ножовки вы знаете?

Какие элементы пилы вы знаете?

Обобщение ответов, и указывание на ошибки

Ответ: Широкая, узкая, складная.

Ответ: Рукоятка, Винты крепления рукоятки, Полотно, Обушко

Практическая работа и текущий инструктаж

(15 минут)

Расстановка учащихся по рабочим местам

Выдача задания и контроль работы.

Текущий инструктаж:

Работать в спецодежде с застегнутыми рукавами.

Подготовь рабочее место: убери все лишнее, подготовьте и разложите только нужные инструменты и приспособления.

Проверьте рабочий инструмент.

Проведение целевых обходов рабочих мест: наблюдение за работой учащихся

Осуществление проверки поведения уборки на рабочих местах учащихся.

Настраиваются на восприятие новой темы

Определяют сложность задания

Правильность выполнения задания.

Учащиеся соотносят свои ощущения, результаты своей работы с поставленной целью.

Уборка рабочих мест

Итоги урока.

Самоанализ и самоконтроль.

(5 минут) 

Итоги урока:

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Какие трудности встречались?

За что можешь похвалить себя?

Что тебя удивило?

Что удалось?

Что сделал бы по-другому?

Оценка работы учащихся.

Дают самооценку и взаимооценку.

Учащиеся соотносят свои ощущения, результаты работы с поставленными целями.

Подводят итог.

Задание на дом

(2 минуты)

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Выучить словарь. Проверка усвоения нового материала.

Всем спасибо за занятие.

Урок окончен. До свидания. Идите на перемену.

Список литературы

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Профессионально – трудовое обучение 5-9 классы /Под.ред. В.В. Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2011

Технология. 5 класс./Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Просвещение», 2010

Технология. 5 кл. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко/Авт.-сост. Ю.П. Засядько. – Волгоград: «Учитель», 2007

Технология. Конспекты уроков, элективные курсы. 5-9 кл./Сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. – М.: «5 за знание», 2006

Трудовое обучение. 5-9 кл. Слесарное дело. Столярное дело. Развернутое тематическое планирование. Для образовательных учреждений I видов./Авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: «Учитель», 2010

Справочный дидактический материал по слесарному делу: пособие для учащихся 5-9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./В.Г. Патракеев, И.В. Патракеев. – М.: ВЛАДОС, 2004

Журнал «Левша», №№5-12 (приложение к журналу ЮТ)– М: «Молодая гвардия»

WEB сайты для дополнительного образования по технологии:

http://1september.ru

http://stranamasterov.ru

http://www.trudovik.narod.ru

http://www.uchportal.ru

Картинки для презентации:

Симоненко В.Д. Технология (мальчики) 5 класс– М., издательский центр «Вентана-Граф» 2007 (сканированные).

Типовые инструкции по технике безопасности

http://yandex.ru/images/search?text=картинки

http://animashky.ru/index/0-39

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Анжеро-Судженского городского округа

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 18 I–II видов»

Образовательная область «Технология»

Пиление столярной ножовкой

5 класс

План-конспект урока по трудовому обучению

(для мальчиков)

Автор: Эскандеров В.М.

учитель трудового обучения

МКС (К) ОУ «Ш-И №18 I-II видов»

г. Анжеро-Судженск

2014

Пояснительная записка

Очень важно в коррекционной школе подготовить ученика к дальнейшей трудовой деятельности. Поскольку для детей с учетом физиологических особенностей в настоящее время уделяется большое внимание рабочим профессиям. На уроках технологии ребенку необходимо привить начальные навыки в получении профессий: плотник, слесарь - инструментальщик, слесарь - сборщик и др. Кроме этого, полученные знания ребенок сможет применить на практике как дома, так и в школе-интернате.

Каждый ученик должен знать, что пиление древесины производят различными видами пилам, так как направление разрезания волокон бывают различного вида, в связи с эти и пиление бывает различным (поперечное, продольное и смешанное).

Данный урок рассчитан на учащихся 5 класса. Тема урока «Пиление столярной ножовкой» рассчитана на 2 часа из 12 часов раздела «Технология обработки древесины». План урока разработан по модифицированной рабочей программе, разработанной на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Трудовое обучение» 5-10 классы, под руководством В.В. Воронковой. Целью урока является формирование знаний о пилении ножовкой, знакомство с видами пил, закрепление на практике полученных знаний, воспитывать у учащих​ся аккуратность и точность в работе; способствовать развитию гру​бой моторики.

Урок разработан с учетом возрастных и физиологических осо​бенностей глухих учащихся 5 класса и строится в соответствии с фундаментальными основами, дидактическими принципами, методами и методиками трудового обучения глухих учащихся.

Урок имеет профориентационную направленность, его основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.

В разработке данного урока определена единая цель урока, показана структура занятия, соответствующая типу урока: комбинированный урок, а также намечены задачи для достижения поставленной цели.

Перед началом представления нового материала учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем, направленные на закрепления пройденного материала, а также решают тестовые задания.

Усвоение нового материала проводится посредством репродуктивного метода. Во время объяснения нового материала проводится демонстрация компьютерной презентации урока.

На первичном закреплении знаний учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Практическая работа выполняется самостоятельно индивидуально под наблюдением учителя.

При подведении итога урока проводится анализ урока и выставляются оценки за урок.

Поурочный план конспект урока по трудовому обучению

5 класс МКС (К) ОУ «Ш-И №18 I-II видов»

Учитель: Эскандеров Василий Михайлович

Тема урока: Пиление столярной ножовкой.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока: формирование знаний о пилении ножовкой, закрепление на практике полученных ЗУНов.

Задачи урока:

обучающая – ознакомление с приемам пиления заготовок из древесины, формирование у учащихся начальных трудовых знаний и умений; включение класса в деловой ритм урока; развитие доброжелательной атмосферы урока;

воспитательная – формировать у учащихся умения анализировать выполняемую работу; воспитывать ответственность каждого за работу в коллективе, развивать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; воспитывать мотивации к изучению этапов изготовления объектов труда;

развивающая - развить у учащихся умение применять имеющиеся знания на практике, самостоятельно, содействовать развитию эстетических и художественных способностей; умение анализировать урок, формулировать выводы, развитие умения строить простейший чертеж; развитие навыков пиления различных древесных материалов;

коррекционная – развитие у учащихся произносительных навыков и слуховых восприятий.

Материально-техническое оснащение:

Учебные пособия;

Столярная ножовка;

Приспособления;

Словарь;

Презентация урока.

Методы проведения: фронтальная слуховая беседа, работа по карточке, практическая работа.

Время проведения: 45 минут.

Словарь: техника безопасности, правила обработки древесины, ножовка, лучковая пила, пиление (поперечное, продольное, смешанное), пропил, пазуха, вершина зуба, шаг зуба, режущая кромка, передняя грань зуба – грудка, задняя грань зуба – спинка, разводка, упор, стусло, цулага, станочник-распиловщик, столяр.

ХОД УРОКА:

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

слайд

Организационный момент (1 минута)

Приветствие явки учащихся по журналу.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

Речевая минутка

(1 минута)

Проверка внешнего вида учащихся и наличие

слуховых аппаратов.

Как слышите? Как себя чувствуете?

Наличие спецодежды

Наличие слуховых аппаратов

Постановка учебной задачи (3 минуты)

Настраиваю учащихся на урок.

Называю тему урока и предлагаю ребятам поставить цель.

Какая цель и задача урока, т.е. что мы должны узнать?

Настраиваются на восприятие новой темы наличие учебных пособий, письменных принадлежностей.

Пытаются самостоятельно формулировать цели и задачи на основе темы урока.

Опрос учащихся по ранее изученному материалу

(5 минут)

Проверка опорных знаний. Постановка вопроса: «Какие породы древесины вы знаете?»

Какие свойства древесины вы знаете?

Назовите строение дерева?

Ответ:

- Породы древесины бывают: лиственные и хвойные.

Ответ: - Древесина бывает твердой и мягкой.

Ответ: - ствол, листья, корень, сучья.

Работа учащегося по карточке.

Письменный ответ

Приложение №1 (проверка ответа в приложении №2)

Подвожу итог по изученной теме.

Переход от изученного материала к изучению новой темы.

Изучение новых знаний, умений, навыков

(10 минут)

Сообщаю тему урока, которая записана на доске «Пиление столярной ножовкой»

Объяснение новой темы.

Основные правила при пилении 1.Делают надрез по черте; 2.Убирают брусок и отпиливают деталь; 3.В конце пиления нажим на пилу ослабляют. Начинайте пиление с запила «на себя». Для удобства пользуйтесь упором или бруском. При поперечном пилении отрезаемый материал должен свисать с верстака. При продольном – заготовку разрежьте примерно до середины, а затем отпилите с другой стороны. Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней на расстоянии около 5 мм. Линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали. Для точной распиловки заготовок под углами применяют стусло. Стусло состоит из дна стусла и двух боковин с пропилами под разными углами. Пиление в стусле повышает точность распиловки, исключает затраты на разметку, повышает производительность труда. Особенно эффективно применение стусла при массовом производстве.

Пиление технологическая операция по раз​делению древесины на части с помощью пилы. Пилой называют многорезцовый режущий инстру​мент, у которого резцами являются зубья. Они пе​ререзают (перепиливают) волокна древесины и об​разуют в заготовке пропил.

По направлению разрезания волокон древесины различают следующие виды пиления:

поперечное (поперек волокон);

продольное (вдоль волокон);

смешанное (под углом к направлению волокон).

Для выполнения различных видов пиления применяются различные виды пил.

Для поперечного пиления применяются пилы с прямыми зубьями. Режущие кромки вершин зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины в виде опилок.

Для продольного пиления применяются пилы с наклонными зубьями, которые перерезают волокна древесины, и отрезанные частички скалываются вдоль волокон, образуя опилки.

Чаще всего применяется широкая столярная ножовка. Она имеет толщину полотна 1,2 мм и используется в основном для поперечно​го пиления брусков и досок. Используют и другие ножовки - узкую, с обушком, наградку, складную.

Узкая ножовка предназначена для раскроя тон​ких пиломатериалов, фанеры, а также для выпили​вания деталей с криволинейным контуром. Полотно у неё узкое, но сравнительно толстое (до 1,5 мм), зубья могут быть средние и мелкие.

Ножовка с обушком имеет утолщение — обу​шок. Он придаёт ей жёсткость, не позволяет из​гибаться. Такой ножовкой делают неглубокие про​пилы. Толщина её полотна 0,8 мм, зубья мелкие.

Ножовка-наградка служит для выполнения несквозных пропилов, имеет толщину полотна 0,4— 0,7 мм и мелкие зубья.

Складную ножовку применяют для пиления фанеры, а также поперечного и продольного рас​кроя досок, брусков и реек. На её полотне насе​чены зубья двух видов — прямые и наклонные.

Чтобы полотно пилы не защемлялось при пи​лении, на ней делают развод зубьев — отгибают их поочерёдно в разные стороны на один и тот же угол. В результате ширина пропила получается больше, чем толщина полотна, и пила перемещает​ся свободно.

Обратите внимание на Словарь

Учащиеся настраиваются на восприятие новой темы

Работа в форме диалога с демонстрацией презентации урока (приложение к уроку №3 слайды с 1 по 14)

Слайды №1-№4

Слайды № 5 - №8

Слайды №8 -№11

Презентация Словаря

Презентации урока направлены на активизацию внимания учащихся.

Первичное закрепление

(3 минут)

 

Вопрос: Какие ножовки вы знаете?

Какие элементы пилы вы знаете?

Обобщение ответов, и указывание на ошибки

Ответ: Широкая, узкая, складная.

Ответ: Рукоятка, Винты крепления рукоятки, Полотно, Обушко

Практическая работа и текущий инструктаж

(15 минут)

Расстановка учащихся по рабочим местам

Выдача задания и контроль работы.

Текущий инструктаж:

Работать в спецодежде с застегнутыми рукавами.

Подготовь рабочее место: убери все лишнее, подготовьте и разложите только нужные инструменты и приспособления.

Проверьте рабочий инструмент.

Проведение целевых обходов рабочих мест: наблюдение за работой учащихся

Осуществление проверки поведения уборки на рабочих местах учащихся.

Настраиваются на восприятие новой темы

Определяют сложность задания

Правильность выполнения задания.

Учащиеся соотносят свои ощущения, результаты своей работы с поставленной целью.

Уборка рабочих мест

Итоги урока.

Самоанализ и самоконтроль.

(5 минут) 

Итоги урока:

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Какие трудности встречались?

За что можешь похвалить себя?

Что тебя удивило?

Что удалось?

Что сделал бы по-другому?

Оценка работы учащихся.

Дают самооценку и взаимооценку.

Учащиеся соотносят свои ощущения, результаты работы с поставленными целями.

Подводят итог.

Задание на дом

(2 минуты)

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Выучить словарь. Проверка усвоения нового материала.

Всем спасибо за занятие.

Урок окончен. До свидания. Идите на перемену.

Список литературы

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Профессионально – трудовое обучение 5-9 классы /Под.ред. В.В. Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2011

Технология. 5 класс./Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Просвещение», 2010

Технология. 5 кл. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко/Авт.-сост. Ю.П. Засядько. – Волгоград: «Учитель», 2007

Технология. Конспекты уроков, элективные курсы. 5-9 кл./Сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. – М.: «5 за знание», 2006

Трудовое обучение. 5-9 кл. Слесарное дело. Столярное дело. Развернутое тематическое планирование. Для образовательных учреждений I видов./Авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: «Учитель», 2010

Справочный дидактический материал по слесарному делу: пособие для учащихся 5-9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./В.Г. Патракеев, И.В. Патракеев. – М.: ВЛАДОС, 2004

Журнал «Левша», №№5-12 (приложение к журналу ЮТ)– М: «Молодая гвардия»

WEB сайты для дополнительного образования по технологии:

http://1september.ru

http://stranamasterov.ru

http://www.trudovik.narod.ru

http://www.uchportal.ru

Картинки для презентации:

Симоненко В.Д. Технология (мальчики) 5 класс– М., издательский центр «Вентана-Граф» 2007 (сканированные).

Типовые инструкции по технике безопасности

http://yandex.ru/images/search?text=картинки

http://animashky.ru/index/0-39

Скачать конспект

Сообщить об ошибке