Презентация на тему "Русская народная матрёшка"

Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Русская народная матрёшка" рассказывает об истории появления матрешки на Руси, ее разновидности в зависимости от регионов изготовления. Также представлены музейные экспозиции матрешек как в России, так и в других странах мира. Описываются этапы изготовления и росписи матрешек.

Краткое содержание

  • История появления матрешки;
  • Регионы и виды матрешек;
  • Этапы росписи;
  • Музеи матрёшки.

Содержание

  • Слайд 1

    Русская народная матрёшка


  • Слайд 2

    Матрёшка

    Матрёшка (уменьш. от имени «Матрёна», восходящего к латинскому слову «Matrona» — знатная дама, мать семейства) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. Почти всегда они цилиндрической формы. У них нет рук (они просто нарисованы). По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается, является ребёнок. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.

  • Слайд 3

    История появления матрешки

    • Предполагается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии.
    • Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В.П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С.В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся не вполне ясным. В 1900 г. М.А. Мамонтова, жена С.И.Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где он заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

  • Слайд 4

    Первая русская матрешка - Девочка с петухом


  • Слайд 5

    Сергиево-посадская матрёшка

    Старейшая русская матрёшка - Сергиево-Посадская. В начале ХХ в. учебно-показательная мастерская в Сергиевом Посаде стала выпускать расписанную гуашью и покрытую лаком деревянную матрёшку. Сергиево-Посадская матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий.

  • Слайд 6

    Семеновская матрешка

    В это же время производство матрёшек началось и в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой тулова, а также они ярче раскрашены. Мастерицы придавали им образ бойкой нарядной девушки в цветастой шали и красивом переднике. Расписывали их анилиновыми красителями, которые, к сожалению, быстро выцветают.

  • Слайд 7

    Полховская игрушка

    Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане, в промыслах города Калинина, Кирова, Наро-Фоминска и Бабёнок (Московская область), Краснокамска (Пермская область). Матрёшки Полхов-Майдана очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой, с покатыми плечиками. Расписаны они, как и семёновские, анилиновыми красителями.

  • Слайд 8

    Вятская матрешка

    Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

  • Слайд 9

    Авторская матрешка

    Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем. Современные художники –матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрёшек, над созданием которых трудились профессиональные художники и опытные мастера-игрушечники.

  • Слайд 10

    Технология изготовления - резьба

    Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше.

  • Слайд 11

    Этапы росписи

    • Шлифовка заготовки. Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.
    • Нанесение клея. Клей на матрешке наносится в виде узора: на данном рисунке обводим бабочку. В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.
    • Клеение потали. Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства. Между прочим, произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.
    • Прорисовка фона. Теперь необходимо заняться оформлением изделия и начать стоит естественно с фона. На классических матрешках это платок или шуба, украшенные цветами, на данном же сувенире я нарисую летний луг и яркое голубое небо для создания соответствующего настроения.

  • Слайд 12

     

    • Детали. Мелкие жучки в травке, сама трава, детали бабочки рисуются яркими красками. На этом этапе собственно и создается основной сюжет сувенира.
    • Обводка. Прорисовка деталей обводкой позволяет подчеркнуть их и выделить на общем фоне. После нее фактически получается готовое изделие. Как только матрешка готова, она проходит визуальный контроль качества, и уж только потом поступает на последний этап.
    • Лакировка. Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск готовому сувениру.

  • Слайд 13

    Музеи матрёшки


  • Слайд 14

     


  • Слайд 15

     


  • Слайд 16

     


  • Слайд 17

     


  • Слайд 18

     


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд