Презентация на тему " Русская народная вышивка"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по предмету "Технология", посвященная русской народной вышивке. Автор, показывая наглядные образцы народного творчества, рассказывает о том, какое значение предавали наши предки тому или иному узору.

Краткое содержание

  • Знакомство с русской народной вышивкой
  • Значение узоров
  • История возникновения
  • Вышивка как вид искусства

Содержание

  • Слайд 1

    Русская народная вышивка

    5 класс по пограмме Б.М.Неменского

  • Слайд 2

    Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц.

    Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.

  • Слайд 3

     

    Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.

    Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.

  • Слайд 4

    Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или

    вышитым орнаментом.

  • Слайд 5

    В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения

    вышивки, характер орнамента и его колорит.

    В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.

  • Слайд 6

    Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие

    разновременные пласты:

    1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы;

    2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками;

    3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю;

    4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.

  • Слайд 7

    В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере

    такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток.

    В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.

  • Слайд 8

    Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец.

    Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей

  • Слайд 9

    Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание.

    Посмотрите, как решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.

  • Слайд 10

    Декоративны птицы на вышивках полотенец.

    Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин

    .На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви,пожелания добра и счастья молодым.

  • Слайд 11

    Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен.

    Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.

  • Слайд 12

    Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках" встречается уже в вышивке X века.

    Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и "красном петухе".

  • Слайд 13

    В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия - Рая. Они открывали двери Неба

    весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия.

    Сюжет "Птицы около Древа Жизни" можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы.

    Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.

  • Слайд 14

    Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

  • Слайд 15

    В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов.

    Парные фигуры львов шествуют друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки - белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом...

  • Слайд 16

     

    Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

  • Слайд 17

    Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще называют «месяцы»,

    также привлекали к себе внимание исследователей.

    “Круги"-"месяцы" можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого" (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.

  • Слайд 18

    Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в

    поколение.

    “Круг" состоит из цветка - “солнышка" и описанного вокруг незамкнутого кольца - “месяца", от которого, надо полагать, узор и получил своё название.

  • Слайд 19

    Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском уезде

    Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.)

  • Слайд 20

    Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет.

    Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало.

    Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

  • Слайд 21

    Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает

    распространение техника работы крестом.

    Широкое бытование, вышивки крестом, на всей территории России было связано, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла.

    Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.

  • Слайд 22

    Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.

    И.Е.Репин говорил: “ Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм..."

  • Слайд 23

     

  • Слайд 24

    Вышивка - это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения

    вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат источником вдохновения для творчества современников.

  • Слайд 25

    Задания:

    Выполните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.Ещё раз обратите внимание на выразительный язык вышивки а также на возможность по-разному решать один и тот же изобразительный мотив.

    Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура с предстоящими всадниками, птица), дополните его орнаментальными рядами, которые выстройте из ритмически повторяющихся знаков-символов, растительных элементов.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд