Презентация на тему "Философия Возрождения и Нового времени"

Презентация: Философия Возрождения и Нового времени
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Философия Возрождения и Нового времени" по философии. Презентация состоит из 25 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 3.9 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.21 Мб.

Содержание

  • Презентация: Философия Возрождения и Нового времени
    Слайд 1

    Тема 5. Философия Возрождения и Нового времени.

    Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Социально-политические взгляды Возрождения. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Социально-политические концепции Нового времени.

  • Слайд 2

    Литература:

    Бруно Дж. О причине, начале и едином. Бруно Дж. О бесконечности, вселенной и мирах. Мор Т. Утопия. Бэкон Ф. Идолы человеческого разума. Декарт Р. Правила для руководства ума. Декарт Р. Философское понимание природы. Спиноза Б. Учение о субстанции. Лейбниц. Монадология. Гоббс Т. Левиафан. Локк Дж. Теория познания. Юм Д. О человеческой природе. Беркли Дж. О принципах человеческого знания. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. Фильм: На пути к золотому сечению: «Философия и искусство».

  • Слайд 3

    Термин «Возрождение» был впервые использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году.

    Периодизация эпохи Возрождения: Проторенессанс: XIII век – ducento - «двухсотые», 1200-е гг. Раннее Возрождение:XIV век– trecento – «трехсотые», 1300-е гг. Высокое Возрождение:XV век– quatrocento – «четырехсотые», 1400-е гг. Позднее Возрождение:XVI век – cinquicento – «пятисотые», 1500-е гг.

  • Слайд 4

    Эпоха Возрождения – совокупность философских направлений, которые совершили переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношения к нему. Основной культурной парадигмой становится АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, полагающий человека центром и смыслом мироздания.

    Характерные черты: индивидуализм и субъективизм стали основаниями культуры Возрождения; гуманизм как новое мировоззрение, этика, социальный идеал и научный метод; антицерковная и антисхоластическая направленность, секуляризация общественной жизни; жизнеутверждающий характер и оптимизм; история утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей; возрождение античного культурного наследия; создание новой пантеистической картины мира; титанизм создает не только великих героев, но и антигероев.

  • Слайд 5

    Основные направления философии Возрождения:

    гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистическо-утопическое.

  • Слайд 6

    Гуманизм (от лат.humanitas – человечность) понимается как воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики.

    Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка (1304-1374) «О невежестве собственном и многих других», «Книга песен», «О презрении к миру»; отвергает схоластическую ученость; предлагает новый подход к оценке античного наследия: стремиться не только подняться до высот античной культуры, но и превзойти ее; подлинная философия должна стать наукой о человеке; заложил основы личностного самосознания Возрождения.

  • Слайд 7

    Наиболее известные философы - гуманисты

    Данте Алигьери (1265-1321) «Божественная комедия», «Новая жизнь»; Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) «Речь о достоинстве человека»; Лоренцо Валла (1507-1557) «О наслаждении как истинном благе»; Эразм Роттердамский (1466-1536) «Похвала глупости»; Мишель Монтень (1533-1592) «Опыты».

  • Слайд 8

    Основные черты натурфилософии:

    обоснование материалистического взгляда на мир; стремление отделить философию от теологии; формирование научного мировоззрения; выдвижение новой картины мира; утверждение, что мир познаваем; важное значение приобретает практическая наука, представляющая собой попытку изменить мир.

  • Слайд 9

    Бертран Рассел, философ, математик, лауреат «Нобелевской премии» в области литературы в своем труде «История западной философии» дал отличие авторитета науки от авторитета церковной догмы:

    авторитет науки по своему характеру является интеллектуаль-ным, а не правительственным; никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки; никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает; авторитет наука завоевывает исключительно призывом к разуму; авторитет науки как бы соткан из частичек и кусков, а не цельной системы – как церковная догма; если церковный авторитет провозглашает свои суждения абсо-лютно верными и неизменными во веки веков, то суждения науки являются опытными, делаются на основе вероятностного подхода и признаются относительными.

  • Слайд 10

    Представители натурфилософии эпохи Возрождения:

    Леонардо да Винчи (1452-1519) «Книга о живописи», «Об истинной и ложной науке»; Николай Кузанский (1401-1464) «Об ученом незнании», «О предположениях» и др.; Николай Коперник (1473-1543) «Об обращении небесных сфер»; Джордано Бруно (1548-1600) «О природе, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» и др.; Галилео Галилей (1564-1642) «Звездный вестник», «Диалог о двух главных системах мира» и др.

  • Слайд 11

    Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую систему мира

    По духу его работа пифагорейская; солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему мира Птолемея; земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца; космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории; процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

  • Слайд 12

    Джордано Бруно – итальянский философ и поэт, материалист-пантеист. В 1592 г. был арестован инквизицией и обвинен в ереси и свободомыслии и 17 февраля 1600 г. был сожжен на костре.

    Солнце центр Вселенной по отношению к Земле, но не центр Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; звезды подобны Солнцу и имеют свои планетные системы; все небесные тела обладают свойством движения; выдвинул гипотезу о том, что во Вселенной мы не одиноки и могут быть разумные существа; не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.

  • Слайд 13

    Галилео Галилей - один из основателей современной экспериментальной науки. Впервые показал как важен инструментарий для развития науки.

    ввел метод наблюдения, выдвижения гипотезы и их опытной проверке на практике; открыл значение ускорения в динамике установил закон падения тел; изучая полет снарядов, установил принцип параллелограмма; отстаивал гелиоцентрическую систему мира; изобрел телескоп и обнаружил ряд важных явлений: пятна на Солнце, горы на Луне, Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, наблюдал фазы Венеры, открыл спутники Юпитера.

  • Слайд 14

    Социально-политическим концепциям Возрождения относятся реформация, политическая философия Н.Макиавелли, социалистическо-утопическое направление.

    Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и католицизма. Политическаяфилософия Никколо Макиавелли исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Социалистическо-утопическое направление основное внимание сосредоточило на разработке проектов идеального государства, где восторжествовала социальная справедливость, основанная на общественной собственности.

  • Слайд 15

    Основоположником Реформации был Мартин Лютер, который 31 октября 1517 г. прибил 95 тезисов против индульгенций

    общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, без участия католической Церкви; церковь должна стать демократичной, а обряды понятными людям; требовал уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского; должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; освободить культуру и образование от засилья католических догм; необходимо отменить индульгенции.

  • Слайд 16

    Основные идеи политической философии Никколо Макиавелли (1469-1527):

    человек изначально обладает злой природой; движущими мотивами поступков становятся эгоизм и стремление к личной выгоде; для обуздания низменной натуры человека создается особая организация – государство; на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется; правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев»; ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; центральное место также занимает в его учении идея «фортуны» (судьбы), которая благоволит молодым и богатым; в борьбе за политическую власть, и в особенности за освобождение родины от посягательств иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

  • Слайд 17

    Социалистическо-утопическое направление представлено трудами Томаса Мора и Томазо Кампанелла:

    Т. Мор «Утопия»: Не существует частной собственности; Всеобщая 6-часовая трудовая мобилизация; Действует принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду»; Первичной ячейкой общества является «трудовая семья» Мужчины и женщины имеют равные права; Т.Кампанелла «Город Солнца»: Отсутствует частная собственность; все участвуют в трудовом процессе; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей; дети живут отдельно от родителей ивоспитываются в специальных школах; во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель – Метафизик.

  • Слайд 18

    Новое время - XVII век - стал переломным в европейской истории. Важнейшим фактором становится развитие НАУКИ.

    Общая характеристика эпохи Нового времени: это век развития экспериментального математического естествознания; было завершено создание классической механики, которое основывалось на достигнутых результатах И.Ньютона, Э.Торричелли, И.Кеплера, Н.Коперника и др. в философии оформились два направления – эмпиризм и рационализм; государства более заменяют Церковь как орган управления, контролирующий культуру; эпоха ранних буржуазно-демократических революций; философия выступает за практическую значимость своих концепций, за их жизненное применение, за реальное влияние на человеческие судьбы.

  • Слайд 19

    Основные проблемы философии Нового времени:

    разработка нового метода познания (Ф.Бэкон и Р.Декарт); обоснование онтологического статуса бытия (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); попытки решения проблем социальной жизни (Т.Гоббс, Дж. Локк).

  • Слайд 20

    Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – член парламента Великобритании, впоследствии лорд-канцлер, родоначальник английского материализма, предложил метод опытного изучения природы.

    Основные труды: «Новый Органон», «О достоинстве и преумножении наук», «Новая Атлантида» и др. Известные изречения:«Знание – сила», «природа не храм, а мастерская», «мы столько можем, сколько знаем». Основные идеи: дать человеку средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы; впервые провел классификацию наук; разработал метод индукции; указал конкретные пути познания; обозначил заблуждения «идолы» разума.

  • Слайд 21

    Рене Декарт (1596-1650) французский философ и математик, представитель классического рационализма.

    Основные труды: «Рассуждения о методе», «Размышления о первой философии», «Первоначала философии», «Правила для руководства ума» и др. Главное философское кредо: «Я мыслю, следовательно, существую». Обосновал ведущую роль разума в познании; стал автором теории дуализма; выдвинул учение о субстанции, атрибутах и модусах; разработал метод дедукции и основные приемы исследования в научном познании; предложил учение «о врожденных идеях».

  • Слайд 22

    Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) – яркий представитель рационализма.

    Основные труды: «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика». На основе теории субстанции Декарта разработал собственную систему о единой субстанции; разработал учение о трех родах знания; дал объяснение проблем детерминизма, соотношения свободы и необходимости, творчества как деятельного начала.

  • Слайд 23

    Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий ученый-математик, юрист, предшественник немецкой классической философии.

    Учение Лейбница о монадах: Весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих единую природу; принципиально следует различать мир умопостигаемый (мир истинно сущего)и мир феноменальный (чувственно воспринимаемый физический мир); в основе мира лежат неделимые первоэлементы - монады ( с греч. «единое») – «духовные атомы»; все они объединены принципом предустановленной гармонии; монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; монады замкнуты и независимы друг от друга; существует четыре класса монад: «голые монады», «монады животных», «монады человека», «Бог».

  • Слайд 24

    Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ и политический мыслитель.

    Основные труды: «О гражданине», «Левиафан», «О теле», «О человеке». Продолжал философские традиции Ф.Бэкона; был убежденным материалистом; познание происходит благодаря чувственному восприятию; сигналы из окружающего мира являются своеобразными знаками; провел классификацию сигналов; считал важнейшей проблемой вопросы общества и государства; первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный договор;

  • Слайд 25

    Джон Локк (1632-1704) сформулировал основы эмпиризма в сенсуалистической теории и стал одним из основателей доктрины либерализма.

    Основные труды: «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правительстве» и др. В основе познания может лежать только опыт: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сознание – это пустое помещение, tabula rasa, которое в течение жизни заполняется опытом; выделяет два основных источника идей: ощущения и рефлексию; а также три вида знания: интуитивное, демонстративное, сенситивное; в социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества; выделил основные неотчуждаемые естественные права человека: жизнь, свобода, собственность; для обоснования своего утверждения, что власть правителя не может быть абсолютной, впервые выдвинул идею о разделении властей: законодательная, исполнительная и федеральная.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке