Презентация на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению"

Презентация: Подготовка к сочинению-рассуждению
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Подготовка к сочинению-рассуждению" по русскому языку, включающую в себя 20 слайдов. Скачать файл презентации 0.21 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для учеников 7-9 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

Содержание

  • Презентация: Подготовка к сочинению-рассуждению
    Слайд 1

    Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему

  • Слайд 2

    Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас. (1) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью.(7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых. Чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. (8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул… (В.Астафьев)

  • Слайд 3

    Виктор Петрович Астафьев

  • Слайд 4

    ПамяткаСоветы при выполнении задания «С» ЕГЭ

    Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь дать ответ на вопрос: «Что известно вам об авторе текста?» Вдумайтесь в тему и проблему (проблемы) текста. Ответьте на вопрос: «О чем идет речь, и что об этом думает автор?» В чем художественное своеобразие предложенного текста: язык(языковые средства выразительности), стиль, мастерство автора. Определите, какой жанр, тип, стиль речи вы изберете для вашего сочинения. Дайте свою оценку прочитанного. Определитесь, разделяете ли вы мнение автора или не согласны с ним.

  • Слайд 5

    Вступление – подвести читателя к проблеме. Постановка проблемы. Комментарий к проблеме – описание того, как проблема существует в тексте. Автор(рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя, подчёркивает, обращает наше внимание на, выделяет, указывает на, размышляет над, неоднократно возвращается, подробно комментирует) Позиция автора – как автор отвечает на поставленный вопрос – проблему. Автор(полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, разделяет мнение, доказывает, критикует, обвиняет, с возмущением пишет о том, открыто заявляет) Позиция ученика – формулирует свою позицию по данной проблеме. С мнением (позицией) автора трудно (не)согласиться. Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией) автора. Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения. Литературный аргумент(-ы) Любой другой аргумент. Заключение

  • Слайд 6

    Моделирование вступления.

    Сформулировать проблему исходного текста и определить ее место среди актуальных проблем современности. Очертить круг проблем современного общества и определить место анализируемой проблемы среди них. Сообщить сведения об авторе текста (если он известен ученику) и определить место проблемы в его творчестве. Привести изречения известных писателей, деятелей искусства, просвещения, политики, имеющие отношение к проблемам текста. Начать с лирического отступления и подвести к проблеме текста. Подобрать соответствующие примеры из классической литературы или из личного опыта и связать их с обсуждаемой проблемой. Поделиться размышлениями, вызванными прочитанным текстом.

  • Слайд 7

    Приемы вступления

    1. Именительный темы. Схема приема: 1) Запишите ключевое слово; 2)Опишите круг ассоциаций, который вызывает в вашем сознании это слово; 3) Сделайте переход к теме исходного текста. Ф.М.Достоевский. Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу. (Переход к анализу текста). Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.С.Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…

  • Слайд 8

    Приемы вступления.

    2.Вопросы – стимулы. Схема приема: 1) Задайте два – три вопроса, которые созвучны теме исходного текста; 2) Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора: Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Д.Гранин. 3. Картина. Схема приема: 1) Запишите три – четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в тексте; 2) Сделайте переход к исходному тексту. …Бескрайняя пустыня. Знойное солнце. Горячий песок. Сожженные засухой деревья. И мертвое безмолвие… Такой станет наша земля, если мы не станем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит в статье известного писателя Л.Леонова.

  • Слайд 9

    Способы формулировки проблемы.

    1) в виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве: Одинокая старость – проблема, к сожалению, актуальная в наше время; 2) в форме предложения констатирующего характера, требующего пояснения путем анализа исходного текста: К.Паустовский поднимает проблему одинокой старости; 3) с использованием стилистических фигур: Именительного темы: Одинокая старость; Градации: Молодость, зрелость, старость. В каждом возрасте свои проблемы, вопросы, сомнения; Парного соединения однородных членов: Отцы и дети, молодость и старость – вечные темы классической литературы, вечные проблемы общественной жизни; Антитезы: Отцы и дети – проблема исходного текста;

  • Слайд 10

    Комментирование проблемы с опорой на анализ исходного текста.

    Комментарий – разъяснительные, пояснительные примечания к тексту. Комментировать – дать комментарии, пояснения к чему-н. Комментируя проблему текста, не пересказывайте полностью текст. Не цитируйте большой фрагмент текста и не включайте в сочинение большое количество цитат. Нельзя комментировать несформулированную проблему. Нужно раскрыть лишь ту, которая обозначена в сочинении. Подумайте при анализе текста о том: а) насколько актуально то, о чем пишет автор; б) кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой.

  • Слайд 11

    КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ПОЗИЦИЮ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА.

    «Позиция» - точка зрения, мнение о каком – либо вопросе (утвердительное, отрицательное или неоднозначное); Требуется не формулировка позиции «вообще», а мнение автора по выделенной и прокомментированной проблеме; Позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, выявление же позиции в художественном тексте может потребовать умений. Ответьте на следующие вопросы: а) что хотел сказать автор читателям, создавая текст? б) как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение).

  • Слайд 12

    Клише для формулирования позиции автора исходного текста.

    Автор призывает к …, так как убежден, что «…(цитата)…». Доказательством этому являются (факты, явления, события, которые приводит автор). Автор убежден в том, что… Рассуждая о…, автор сожалеет о том, что… К теме… автор относится неоднозначно… Свою позицию автор обосновывает… Позиция автора подтверждается следующими аргументами (доводами, фактами)… Доказательствами позиции автора являются такие аргументы, как…

  • Слайд 13

    Аргументация собственного мнения.

    Цель аргументации – убедить в чем – либо, укрепить или изменить мнение. Чтобы правильно построить систему аргументов, нужно хорошо представлять, какую мысль мы доказываем, т.е. понимать суть проблемы: к какому кругу проблем она относится (социальным, нравственным, эстетическим, научным, общественно – политическим и т.д.); почему она актуальна в наши дни; что случится, если не принимать меры для ее решения; какие пагубные последствия она может иметь и т.д. Как построить систему аргументации? а) аргументы надо приводить в системе, т.е. надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Рекомендуем располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Конечный аргумент должен быть самым сильным.

  • Слайд 14

    б)употребить сложноподчиненные предложения с придаточными причины, например: Я разделяю точку зрения автора (мне близка мысль автора, позиция автора убедительна и т.п.), потому что.. В) использовать предложения с вводными словами. Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Аргументы «за» должны быть: - правдивыми, опираться на авторитетные источники; - доступными, простыми, понятными; - отражающими объективную реальность; - соответствующими здравому смыслу. Система опровергающей аргументации потребует определенного такта и подчеркнутой корректности: - Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что… - Попробуем не согласиться с автором текста. Что тогда получается? - Представим, что автор текста не прав…

  • Слайд 15

    Читательский опыт Художественная Историческая Научно – литература литература популярная литература Жизненный опыт Реальные факты Собственные Традиционный из жизни наблюдения исторический окружающих и выводы опыт Аргументы

  • Слайд 16

    Моделирование заключения.

    Прием «отклик». Схема приема: 1) Указываем на то, что исходный текст нами прочитан и понят. «Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать (чувствовать)… «Когда я прочитал этот текст, то подумала о том, что…» 2) Рассказываем о тех чувствах, намерениях, которые возникли в нашей душе под влиянием прочитанного текста. «Прочитав умное, искреннее и такое эмоциональное размышление Ф.Искандера, я вновь испытала знакомое мне желание взять с полки те книги, которые уже стали моими настоящими друзьями, ….» Прием»цитата».

  • Слайд 17

    1) Приводим цитату, которая созвучна главной мысли исходного текста; 2) Комментируем ее и делаем переход к исходному тексту. «Живи как живешь, и пиши как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы»,- писал К.Батюшков. Мне кажется, что это высказывание точно отражает главную мысль текста, действительно, важнейшей чертой подлинной поэзии является искренность. И вся жизнь Блока была непрерывным творчеством, одним большим, очень искренним и необычайно красивым стихотворением. Прием «ниточка»(в качестве цитаты используется одно из предложений исходного текста) «Пока жива мать и тебе есть кому сказать это нежное слово «мама», ты молод, силен и неутомим»,- так заканчивается текст А.Рябко. Мне кажется, что именно в этих словах выражена главная мысль текста...

  • Слайд 18

    Самопроверка

    Выделите проблемы и позиции автора по проблемам данного текста Сформулирована ли в сочинении одна из проблем? Правильно ли она сформулирована, без фактических ошибок в понимании? Может быть, автор сформулировал проблему, которую вы не сформулировали, но она есть в тексте? Есть ли позиция автора? Она сформулирована по проблеме, то есть ответ на вопрос проблемы дан? Если позиция автора сформулирована по другой проблеме, не заявленной в сочинении, то мы ставим 0 баллов по авторской позиции (К3). И тогда вынуждены поставить по критерию К4 тоже 0. Есть ли комментарий по проблеме? Не сбился ли автор сочинения в комментарии на пересказ? Нет ли излишнего цитирования? Есть ли фактические ошибки в понимании текста и проблемы? Не путает ли автор сочинения автора текста и рассказчика?

  • Слайд 19

    Есть ли в сочинении 2 аргумента, один из которых литературный? Соответствуют ли они тезису работы? Есть ли фактические ошибки в аргументации? Правильно ли оформлен аргумент? Логично ли построена работа? Есть ли связь между абзацами? Есть ли в работе логические ошибки? Правильно разбит текст на абзацы? Ищем орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Далее думаем, насколько выразительна речь работы. Если есть грамматические и речевые ошибки, то 2 балла по критерию К6 ставить нельзя. Если же сочинение разнообразно по синтаксическим конструкциям, образно, нет лексических ошибок, то можно ставить 2 балла. Вообще по этому критерию редко ставят высший балл. Как правило, этических и фактических ошибок не бывает. Но за этическую ошибку можно считать высокомерное отношение к автору текста, отсутствие инициалов не только автора, но и писателей, упомянутых в работе.

  • Слайд 20

    При создании данной презентации были использованы материалы учителей: Перовой И.Н. Субботиной И.П.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке