Презентация на тему "Измаил Иванович Срезневский"

Презентация: Измаил Иванович Срезневский
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Измаил Иванович Срезневский"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 31 слайда. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку для 9-11 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Измаил Иванович Срезневский
    Слайд 1

    Измаил Иванович Срезневский

    1(13) июня 1812 – 8 (21) февраля 1880

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    Биография И. И. Срезневского

    И. И. Срезневский родился 1 (13) июня 1812 года в Ярославле, в семье одного из первых профессоров российского красноречия. В 14 лет был принят в Харьковский университет, а в 1829 году окончил философский факультет со степенью кандидата. Учась в университете, Срезневский увлёкся этнографией, историей, украинской литературой. В 1883 году начинает издаваться сборник Срезневского «Запорожская старина», который высоко оценили Н. В. Гоголь и Т. Г. Шевченко. В начале XIX века усиливается интерес Срезневского к славянской культуре. В 1839 году он отправляется в путешествие по славянским землям для изучения языков, истории, быта славян. Пройдя пешком от Балтийского моря до Адриатического, И. И. Срезневский изучил славянские племена, их наречия, обычаи. В 1842 году Измаил Иванович начинает читать лекции по славяноведению в Харьковском университете. Тогда же утверждён профессором. В 1846 году Срезневский переведён в Петербургский университет. В 34 года он становится первым доктором славяно-русской филологии. Преподаёт в Главном педагогическом институте. В 1849 году была опубликована основополагающая речь «Мысли об истории русского языка», с которой 37-летний первый в России доктор славяно-русской филологии профессор И. И. Срезневский выступил 8 февраля 1849 года на годичном торжественном собрании Петербургского университета. Речь была посвящена актуальной теме – истории русского языка в сравнительно0-историческом освещении. Речь имела огромный успех не только среди учёных-филологов, но и в широких кругах общественности и вызвала большое оживление и обмен мыслей. В течение двух лет «Мысли об истории русского языка» были опубликованы 3 раза – явление исключительное в истории русской филологической науки. В речи «Мысли об истории русского языка» впервые была показана связь народа с его языком. В 1851 году И. И. Срезневский был утверждён в звании академика Петербургской АН. В 1861 году Измаил Иванович исполнял обязанности ректора Петербургского университета. Измаил Иванович Срезневский в 1845 – 1880 годах был избран почётным академиком 32-х европейских академий и обществ, пяти духовных академий России. И. И. Срезневского отличали широта интересов и размах научной деятельности: собирание и исследование памятников древней письменности, создание многочисленных трудов по археологии, редактирование научных изданий, блестящее педагогическое искусство, создание прогрессивной методической концепции преподавания русского языка. Но его главный труд – «Материалы для словаря древнерусского языка». Обработав 2700 источников, Срезневский собрал и пояснил 39000 слов, включил 120 000 цитат из письменных памятников XI – XVI веков. 8 (21) февраля 1880 года И. И. Срезневский скончался после продолжительной болезни. Дело отца по изданию словаря продолжили его дети – старшая дочь Ольга и младший сын Всеволод. К 100-летию со дня рождения учёного в 1912 году увидел свет I том «Словаря древнерусского языка». Издание трёхтомного фолианта стало фамильным делом Срезневских. В семье выросло 8 образованных и талантливых детей, известных не только в отечественной филологии, истории, литературе, но и в статистике, метеорологии, фотографии, сельском хозяйстве, а также в музыке, живописи, даже в спорте. Судьба академика И. И. Срезневского связана с Рязанской землёй. Отец Иван Евсеевич родом, как и все его предшественники, из села Срезнево Спасского уезда (ныне Шиловский район). Измаил Иванович приезжал сюда с детьми, поддерживал связь с сельчанами, гордился красотой края. По своему завещанию он похоронен на кладбище при Покровской церкви села, где потомственно служили священники из рода Срезневских. В 1893 году близ могилы на средства учеников и почитателей учёного была построена начальная школа. На её открытии звучали слова: «Какой памятник мог быть лучше? Родная речь будет изучаться над прахом того, кто так много потрудился над изучением родного языка». В истории славянской науки помнят 100-летний юбилей учёного. В 1992 году, в 180-летний юбилей, в рязанской школе №31 открыт музей И. И. Срезневского.

  • Слайд 4

    И. И. Срезневский прожил удивительную жизнь. Он был видным отечественным учёным, крупным исследователем славянской филологии. Известны его труды по русскому языку, памятникам славянской письменности, археологии, библиографии, методике преподавания русского языка, этнографии славянских народов, истории русской литературы. Основной труд И. И. Срезневского, над которым он работал более 30 лет, носит название «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам». Этот трёхтомный труд, скромно названный «Материалами», стоит в одном ряду с великими лингвистическими творениями Я. Грима, Э. Литре, В. Даля. (Г. А. Богатова)

  • Слайд 5

    «Словарь отечественного языка, - утверждал И. И. Срезневский, - есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека, тем более для литератора и писателя… Словари сопутствуют просвещению всюду так же, как типографии, театры, журналы». «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И. И. Срезневского содержат 39 000 слов, извлечённых из 2700 памятников письменности X – XIV и отчастиXV – XVII вв. Замысел создания словаря древнерусского языка возникает у Срезневского в середине 1840-х годов, а третий том «Материалов…» выходит из печати в 1912 г., через 32 года после смерти учёного и к 100-летию его рождения. Словарь увидел свет благодаря тому, что его издание стало фамильным делом Срезневских. По словам чл.-корр, АН СССР С. Г. Бархударова, «словарь Срезневского – величественный памятник русской исторической лексикографии. Как всякий классический труд, он никогда не утратит своего исторического значения, даже тогда, когда будут изданы более совершенные словари древнерусского языка» (По Е. В. Архиповой)

  • Слайд 6

    Выдающийся учёный-лексикограф И. И. Срезневский писал: «Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека, тем более для литератора и писателя и особенно для того, кто так или иначе посвятил свою учёную деятельность изучению своего народа, его языка и литературы. Хороший словарь должен удовлетворять каждого из тех, кто к нему прибегает»

  • Слайд 7

    Уместно вспомнить высказывание И. И. Срезневского о том, что «знание родного языка необходимо предполагает приложение сил, ума, внимательности, сообразительности, отчётливости и, вместе с ними, той силы, которая называется исследовательностью, проникающею в тайны законов существования предмета знания по частям и в цельности»

  • Слайд 8

    И. И. Срезневский говорил, что «хороший достаточно полный словарь никогда не может быть составлен с одного раза… ни в иной книге, пропуски и неверности, вольные и невольные, не столько возможны и простительны, как в словаре… самый удовлетворительный словарь по времени… всё более требует поправок и дополнений».

  • Слайд 9

    Словарь И. И. Срезневского, выполнивший задачу автора «быть памятником быта и образованности народа», первым отразил один из существенных показателей культуры общества – факт сложения документной системы .( А. Н. Качалкин)

  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14
  • Слайд 15
  • Слайд 16

    Научный труд И. И. Срезневского «Об истории родного языка вообще и особенно в детском возрасте»

    «Цель изучения родного языка – не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им в должной мере для жизни, для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна. Идти к этой цели, очевидно, значит всматриваться и вдумываться в средства, представляемые языком для выражения мыслей, и привыкать ими пользоваться, приучаться думать определённо, т.е. словами и выражениями, правильно выбираемыми, думать последовательно, т.е. правильными сочетаниями связей слов»

  • Слайд 17

    И. И. Срезневский заботился о расширении лексических знаний детей, о том, чтобы они вникали в значение слов и выражений, о применении приёма замены, о наблюдениях за живой речью. Важнейшей частью работы по русскому языку И. И. Срезневский считал развитие речи детей. Он призывал проявлять осторожность: «Им (детям) нужно научиться не сочинять, а излагать, выражать верно и последовательно всё ими узнанное и передуманное. Не нужно ни выдумывание повестей, ни нанизывания отвлечённых размышлений и мечтаний: всё это детям не по летам и может быть только вредно. Чем ближе к жизни действительной и к правде, тем лучше». Учёный настойчиво проводил мысль о том, что «чем больше человек вдумывается в самого себя и во всё окружающее определённо, то есть словами, тем более – вольно или невольно – работает над своим языком».

  • Слайд 18

    Энциклопедически образованный человек своего времени, И. И. Срезневский впервые сформулировал принцип изучения языка в связи с историей народа: «История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку как её необходимая часть». Новатор в науке, он смело шёл вразрез с официальной педагогикой. «Общая цель обучения, - считал учёный, - умственное и нравственное развитие человека, преданного сына своего отечества» (По Л. В. Чекурину)

  • Слайд 19

    Осенью 1839 г. И. И. Срезневский выехал за границу, где провёл почти три года, путешествуя (чаще пешком) по славянским землям. Странствия оказались очень полезными и плодотворными: И. И. Срезневский изучил живой народный язык, обычаи, фольклор славян. Вернувшись из-за границы осенью 1842 года, Измаил Иванович возглавил новую кафедру славистики в Харькове. Лекции молодого профессора прошли с большим успехом. Обращаясь к студенческой аудитории, молодой преподаватель призывал слушателей любить и уважать славян как братьев: «Мы должны любить славянство во всём его объёме, потому что мы славяне; без этого мы не можем иметь истинной любви, истинного уважения к самим себе: это долг нравственности, прямой наш человеческий долг, долг любви родного к родному, брата к брату». Но «без познания нет любви», а значит, необходимо «изучать славянство учёным образом как один из предметов науки». (По Г. А. Богатовой)

  • Слайд 20

    Путевые письма И. И. Срезневского к матери

  • Слайд 21

    В 1849 году была опубликована основополагающая речь «Мысли об истории русского языка», с которой 37-летний первый в России доктор славяно-русской филологии профессор И. И. Срезневский выступил 8 февраля 1849 года на годичном торжественном собрании Петербургского университета. Речь была посвящена актуальной теме – истории русского языка в сравнительно-историческом освещении. В течение двух лет «Мысли об истории русского языка» были опубликованы 3 раза – явление исключительное в истории русской филологической науки. В речи «Мысли об истории русского языка» впервые была показана связь народа с его языком.

  • Слайд 22

    Для многих современников И. И. Срезневского мысли, высказанные им о славянах, были откровением. Они опровергали легенды о диких славянах, будто бы всей своей культурой обязанных другим народам. Учёный показал, какое огромное значение имеет история языка для познания истории народа. «Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может… Мы, русские, вместе с другими славянами искони соединили в одном слове «язык» понятие о говоре народном с понятием о самом народе». Срезневский называет язык «драгоценным сокровищем», которое является «нераздельной собственностью целого народа». По мнению учёного, «отречься от хранения» языка – значит «отречься с этим от своего народа». «Изменения, происходящие в уме и деятельности народа, также отражаются в языке… Изменяются народы, изменяются и языки их». Так учёный обосновывает необходимость изучения истории языка. (По Г. А. Богатовой)

  • Слайд 23

    «Вдумываться в средства, предоставляемые языку для выражения мысли» – вот что важно при изучении родного языка, по мнению академика И. И. Срезневского. Призывая к бережному отношению с языком, Измаил Иванович рекомендовал искать и находить такие слова и выражения, которые верно передают наши мысли, задумываться над словами и выражениями, над оттенками смысла, над связями слов и словесными выражениями связей мыслей. Эти рекомендации не потеряли своей актуальности и имеют большое значение в наши дни, так как одной из очевидных особенностей современной языковой ситуации в России можно признать вольное обращение с я зыком, граничащее с небрежностью.

  • Слайд 24

    Слова учёного о том, что «язык – скрепа семей и поколений», стали пророческими в его судьбе. Как отец и учитель, И. И. Срезневский воспитал восемь детей, четверо из которых стали крупными учёными: Всеволод Измайлович (1867-1936) - историк литературы; Ольга Измайловна (1845-1930) - писательница, переводчица. Борис Измайлович (1857- 1834) метеоролог, академик АН Украины (1920). (Труды по синоптической и сельскохозяйственной метеорологии, гидрографии и др. Изобрел ряд метеорологических приборов). Вячеслав Измайлович (1849-1937) российский ученый. Создал несколько типов специальных фотоаппаратов (1875-87). Автор первого русского справочника по фотографии (1883).

  • Слайд 25

    Дети И. И. Срезневского

    Борис Измайлович (1857 - 1834) метеоролог, академик АН Украины (1920). (Труды по синоптической и сельскохозяйственной метеорологии, гидрографии и др. Изобрел ряд метеорологических приборов). Вячеслав Измайлович (1849-1937) российский ученый. Создал несколько типов специальных фотоаппаратов (1875-87). Автор первого русского справочника по фотографии (1883).

  • Слайд 26

    Всеволод Измайлович(1867-1936) - историк литературы;

    Ольга Измайловна (1845-1930) - писательница, переводчица.

  • Слайд 27

    Вклад И. И. Срезневского в славянскую культуру огромен. Измаил Иванович – автор более 800 работ. Современники считали его человеком, к которому стекались учёные силы России и славянских земель. С фольклорными и филологическими экспедициями он объехал многие страны. Но особенно хорошо знал славянский мир от балтийского моря до Адриатики, его историю и, конечно, все славянские языки. Он был глубоким знатоком украинского фольклора и собирателем молдавских песен. Срезневский прожил яркую, интересную жизнь. В 34 года стал первым доктором славяно-русской филологии, а в 37 лет – академиком. Чехи, словаки, лужичане, словенцы, хорваты, черногорцы были в числе его искренних и верных друзей. Но всегда его тянуло на берега Оки, на землю своих дедов. Увидев отчий край, он был очарован им, неоднократно бывал в Срезневе и там завещал себя похоронить. (По Л. В. Чекурину)

  • Слайд 28

    Село Срезнево Шиловского района

    В выписи из книг князя Василия Вяземского и подъячего Ивана Кавелина за 1637-1638 гг. с.Срезнево описывается так: «В Старорязанском стану вотчина Пресвятые Богородицы Борисоглебской, что за Рязанским архиепископом Моисеем село Срезнево у Оки реки на берегу, усть речки Непложи, а в селе церковь Покрова Пречистые Богородицы…» Возле алтаря храма в 1880 г. был похоронен знаменитый славист, академик И.И. Срезневский. К 10-й годовщине со дня его кончины была построена школа - памятник ученому с мировым именем, в которой сейчас расположился духовно­просветительский центр им. акад. И.И. Срезневского. Могила И. И. Срезневского

  • Слайд 29

    Музей И. И. Срезневского в селе СрезневоШиловского района Рязанской области

  • Слайд 30
  • Слайд 31

    В 1893 году близ могилы на средства учеников и почитателей учёного была построена начальная школа. На её открытии звучали слова: «Какой памятник мог быть лучше? Родная речь будет изучаться над прахом того, кто так много потрудился над изучением родного языка».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке