Презентация на тему "Средства художественной выразительности"

Презентация: Средства художественной выразительности
Включить эффекты
1 из 48
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Средства художественной выразительности" по русскому языку. Презентация состоит из 48 слайдов. Для учеников 7-10 класса. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 4.5 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.16 Мб.

Содержание

  • Презентация: Средства художественной выразительности
    Слайд 1

    Средства художественной выразительности

    Нарушевич А.Г.

  • Слайд 2

    Тропы (лексические средства)

    ТРОП(от греч. tropos – «поворот») – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении.

  • Слайд 3

    Виды тропов

    эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синéкдоха, олицетворение, гипербола, литота, оксю׳морон, каламбу׳р, перифра׳з(а), ирония.

  • Слайд 4

    Синтаксические средства

    необычные обороты речи, особое ее синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.

  • Слайд 5

    Инверсия, параллелизм, антитеза градация, парцелляция, эллипсис, умолчание, бессоюзие, многосоюзие, риторический вопрос (восклицание, обращение), повторы: анафора, эпифора, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов.

  • Слайд 6

    Эпитет

    (от греч.epitheton – «приложение») – образное определение предмета или действия: грустная береза, задумчивый шелест, яркая речь, таинственный свет. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными.

  • Слайд 7

    Сравнение

    Уподобление одного предмета другому: обороты со сравнительными союзами: Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола (К. Паустовский); существительные в творительном падеже: В голове его молнией сверкнула мысль; с помощью слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь(Н. Заболоцкий).

  • Слайд 8

    Метафора

    (от греч.metaphora – «перенос») – перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства: В саду горит костер рябины красной (С. Есенин).

  • Слайд 9

    Метони׳мия

    (от греч.metonymia – «переименование») перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности (какой-либо связи между ними).

  • Слайд 10

    Разновидности метонимии

    содержимое→ содержащее: Съел две тарелки. Аудитория смеется; жители→ населенный пункт: Москва встречает гостей; произведение→ автор: читать Гоголя; изделие → материал: Ходит в золоте.

  • Слайд 11

    Синекдоха (разновидность метонимии)

    Часть↔ целое: Шаляпин - лучший бас России; Это подтвердят все лучшие умы; Что волнует зрителя? (= зрителей); И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов).

  • Слайд 12

    Олицетворение

    наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека: За окнами давка, толпится листва(Б. Пастернак); …Не забудем, что насилие не живет одно, оно непременно сплетено с ложью. Насилию нечем прикрыться, кроме лжи…(А.Солженицын).

  • Слайд 13

    Гипербола

    (от греч. нyperbolē – «преувеличение») – образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь).

  • Слайд 14

    Литота

    (от греч.litotēs – «простота, малость») – образное выражение, состоящее в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. Я гладил все его, как шелковая шёрстка (А. Грибоедов).

  • Слайд 15

    Оксю´морон (оксиморон)

    (от греч. оxymōron – «остроумно-глупое» – оборот, состоящий в соединении противоречащих друг другу признаков, логически несовместимых понятий: Люблю я пышноеприроды увяданье (А. Пушкин). Ср. также: живой труп, грустная радость, красноречивое молчанье и т.п.

  • Слайд 16

    Каламбур

    (франц. calembour – «игра слов») – шутка, основанная на смысловом объединении в одном контексте либо разных значений одного слова, либо омонимов Испорченный кран считал себя первоклассным оратором. Целыми днями он лил воду(Ф. Кривин).

  • Слайд 17

    Перифраз (перифраза)

    (от греч.peri – «вокруг», phrasō – «говорю») – замена названия предмета описательным оборотом: солнце русской поэзии (А.С. Пушкин); автор «Мертвых душ» (Н. В. Гоголь); чёрное золото (нефть).

  • Слайд 18

    Ирония

    употребление слова (выражения) в таком контексте, который придает слову противоположное значение: Гвоздин, хозяин превосходный,Владелец нищих мужиков (А.Пушкин).

  • Слайд 19

    Инверсия

    (от лат.inversio – «перестановка») – стилистический прием, заключающийся в нарушении обычного порядка слов: подлежащее – после сказуемого, определение – после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т.п. Вот нахмурил царь брови черные, и навел на него очи зоркие(М. Лермонтов).

  • Слайд 20

    Синтаксический параллелизм

    одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи: Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь, Ухо пьет – невидимейшую молвь (М. Цветаева).

  • Слайд 21

    Ана´фора (разновидность повтора)

    (греч. anaphora – «вынесение вверх») - повторение слов или выражений в начале соседних отрезков текста: Только ветер да звонкая пена, Только чаек тревожный полет, Только кровь, что наполнила вены, закипающим гулом поет (Э. Багрицкий).

  • Слайд 22

    Эпи´фора(разновидность повтора)

    (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста: Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу(Н. Добролюбов).

  • Слайд 23

    Парцелляция

    (от лат.particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные(Д. Гранин).

  • Слайд 24

    Градация

    (от лат.gradatio – «постепенное усиление») – такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего: Большинство носило усики, усы и даже усищи(А. Куприн).

  • Слайд 25

    Риторический вопрос

    вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос, не требующий ответа): Какой же русский не любит быстрой езды?

  • Слайд 26

    Риторическое обращение

    обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу: Русь, куда же несешься ты? дай ответ (Н. Гоголь).

  • Слайд 27

    Риторическое восклицание

    восклицательное предложение, выражающее экспрессию, эмоции автора: Образующийся при нуле градусов лед легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство!(В. Чивилихин).

  • Слайд 28

    Вопросно-ответная форма изложения

    автор задает вопрос, а затем сам на него отвечает: Что плохого в насмешливом взгляде?А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз (В. Харченко).

  • Слайд 29

    Эллипсис

    (от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Татьяна – в лес. Медведь – за ней (А. Пушкин).

  • Слайд 30

    Умолчание

    оборот речи, состоящий в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном: У себя на ферме овца ненавидела стрижку. Но ведь там было совсем другое. Ее кормили, поили, стригли на дому и ничего за это не спрашивали. А здесь… Если бы у овцы были деньги, она обязательно зашла бы подстричься! (Ф. Кривин).

  • Слайд 31

    Антитеза

    (греч. antithesis – «противоположение»)– стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении каких-либо понятий: Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. Ты румян, как маков цвет, – Я, как смерть, и тощ, и бледен(А. Пушкин).

  • Слайд 32

    Бессоюзие

    Пропуск между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (М. Лермонтов).

  • Слайд 33

    Многосоюзие

    намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… (А. Пушкин).

  • Слайд 34

    Назовите выделенное средство выразительности

    Как бы красиво мы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный след в сознании(В. Харченко).

  • Слайд 35

    Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными (Н. Гоголь).

  • Слайд 36

    При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. (Ф. Достоевский).

  • Слайд 37

    Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве.

  • Слайд 38

    Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленныйчас (А. Солженицын).

  • Слайд 39

    Хорошо живется общительному человеку: полмира у него в товарищах.

  • Слайд 40

    Первые и самые прочные представления о добреи зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее [родной земли] и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями (В. Распутин).

  • Слайд 41

    Не все в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, свои правды (К. Чуковский).

  • Слайд 42

    Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе, формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д. Лихачев).

  • Слайд 43

    Кого позвать мне? С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин)

  • Слайд 44

    Какое средство выразительности использовано автором?

    Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик, если его выпустишь из рук (В. Солоухин).

  • Слайд 45

    - Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?.. (Н.Гоголь)

  • Слайд 46

    Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза (В.Солоухин)

  • Слайд 47

    Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он все еще ждал, что вернется Вишенка (Ф. Кривин).

  • Слайд 48

    Во всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте (Б.Пастернак).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке