Презентация на тему "Выразительные средства речи" 9 класс

Презентация: Выразительные средства речи
Включить эффекты
1 из 39
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Выразительные средства речи" для 9 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 39 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Выразительные средства речи
    Слайд 1

    Выразительные средства русской речи

    Задание В8 Крайник О.М.ФГБОУ ВПО «АлтГПА»

  • Слайд 2

    Основные лексические ИВС

    Синонимы (контекстные синонимы) Антонимы (контекстные антонимы) Устаревшие слова Неологизмы (индивидуально-авторские слова) Диалектизмы Просторечия Жаргонизмы Эмоционально-окрашенная лексика Лексический повтор Фразеологизмы Крылатые слова и выражения

  • Слайд 3

    Укажите предложение, средством выразительности в котором является ФРАЗЕОЛОГИЗМ

    А.Пронесся шум, подобный звуку упавшей головни. Б. И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны. В. Воздух там чист, как молитва ребёнка; И люди, как вольные птицы, живут. Г. Хранил он подаренное колечко как зеницу ока всю свою долгую жизнь. Г

  • Слайд 4

    ЭПИТЕТЫ (художественное определение)

    «Прилагательное, употреблённое в переносном смысле для создания образа». Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов (М. Волошин); Прости, пленительная влага И первоздания туман! (С. Городецкий). Преступный и пасмурный Тауэр… Опишите водопад и его окружение, используя эпитеты.

  • Слайд 5

    МЕТАФОРА

    Греч. metaphora – перенесение. Перенос значения с одного предмета, явления на другой по сходству («скрытое сравнение»). И меркнет звёзд алмазный трепет В бездольном холоде зари (М. Волошин); В саду горит костёр рябины красной (С. Есенин); Почему в качестве иллюстрации к данному средству выразительности использована именно эта картинка? Придумайте описание с помощью метафоры.

  • Слайд 6

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

    Перенесение свойств человека (одушевлённого, живого лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных. Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана… (М.Лермонтов); На дела их картины Смотрят строго со стен.

  • Слайд 7

    СРАВНЕНИЕ / СРАВН. ОБОРОТ

    Сопоставление явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) с целью выделения особо важного в художественном отношении признака.

  • Слайд 8

    СРАВНЕНИЕ

    Используя сравнения, опишите эти цветы Способы выражения сравнительной конструкции с помощью сравнительных союзов будто, точно, словно, как, что: Маленькая рябинка, точно угасающий костёр, выделялась на белом снегу. существительным в форме творительного падежа: Лежал закат костром багровым (А. Ахматова); оборот в форме сравнительной степени имени прилагательного или наречия: Под ним струя светлей лазури… (М. Лермонтов); сравнение с помощью слов, указывающих на схожесть явлений – кажется, напоминает, похож и т.д.: Что-то назойливо и монотонно жужжало подобно мухе, бившейся о стекло. при помощи фразеологического оборота: Третья трель звонка заставила его подскочить и бежать к телефону как на пожар.

  • Слайд 9

    ГИПЕРБОЛА

    Греч. hyperbole – преувеличение. Перенос значения с одного предмета, явления на другой по количественному признаку; количественноеусиление признака. Я тебя сто лет не видел; В сто сорок солнц закат сиял… (В. Маяковский);

  • Слайд 10

    Парцелляция

    Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. (С. Довлатов)

  • Слайд 11

    Риторический вопрос

    Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В. Астафьев)

  • Слайд 12

    Изобразительно- выразительные средства Тропы Стилистические фигуры Эпитеты Метафоры Метонимия Синекдоха Обращение Риторический вопрос Анафора Парцелляция Градация Гипербола Литота Перифраз Сравнение Инверсия Синтаксический параллелизм Олицетворение Антитеза Оксюморон Эллипсис

  • Слайд 13

    Потренируемся!

  • Слайд 14

    Какое средство выразительности использовано?

    Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? Кто портит телефоны-автоматы? Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? Риторический вопрос

  • Слайд 15

    И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился? Парцелляция

  • Слайд 16

    Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакие увещевания, никакая мораль, даже самая передовая, не годятся. Лексический повтор

  • Слайд 17

    Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. Антонимы

  • Слайд 18

    Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? Риторический вопрос

  • Слайд 19

    Ответьте на вопрос

    Пакость чаще всего творится скрытно. К счастью, в мире пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не так много. ПОЧЕМУ?

  • Слайд 20

    Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет)

    Эпитет Метафора Олицетворение Синекдоха

  • Слайд 21

    Какой троп используется в тексте:«Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев)

    Сравнение Метафора Литота Эпитет

  • Слайд 22

    Какой троп используется в тексте:«Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин)

    Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение

  • Слайд 23

    Какая стилистическая фигура используется в тексте:«Люблю я пышное природы увяданье…» (А. С. Пушкин)?

    Эллипсис Градация Инверсия Оксюморон

  • Слайд 24

    Какой троп используется в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Чаша жизни»?Мы пьём из чаши бытияС закрытыми очами,Златые омочив краяСвоими же слезами.Когда ж пред смертью с глазЗавязка упадёт,И всё, что обольщало нас,С завязкой исчезает – Тогда мы видим, что пустаБыла златая чаша,Что в ней напиток был – мечта И что она – не наша!

    Эпитет Развёрнутая метафора Олицетворение Сравнение

  • Слайд 25

    Какие тропы выделены в тексте:«И серебром облиты лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)?

    Метафора Синекдоха Метонимия Эпитет

  • Слайд 26

    Какой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива…»? (А. С. Пушкин)

    Оксюморон Метафора Олицетворение Сравнение

  • Слайд 27

    Какая стилистическая фигура используется в тексте:«О как мучительно тобою счастлив я!» (А. С. Пушкин)?

    Умолчание Градация Инверсия Оксюморон

  • Слайд 28

    Какой троп используется в тексте:«Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин)

    Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение

  • Слайд 29

    Какой троп используется в тексте:«Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна»? (Н. А. Некрасов)

    Эпитет Метафора Гипербола Метонимия

  • Слайд 30

    Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой:Полюбил богатый – бедную,Полюбил учёный – глупую,Полюбил румяный – бледную,Полюбил хороший – вредную:Золотой – полушку медную.

    Антитеза Градация Инверсия Лексический повтор

  • Слайд 31

    Какой троп используется в тексте:«Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»? (М. Исаковский)

    Эпитет Метафора Сравнение Метонимия

  • Слайд 32

    Какая стилистическая фигура используется в тексте:«Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С. А. Есенин)?

    Умолчание Градация Инверсия Антитеза

  • Слайд 33

    Какой троп используется в тексте:«Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны…» (А. С. Пушкин)

    Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение

  • Слайд 34

    Какой троп используется в тексте:«Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (В. В. Маяковский)

    Эпитет Метафора Гипербола Оксюморон

  • Слайд 35

    Какая стилистическая фигура используется в тексте:«Я – царь, я – раб, я – червь, я - Бог» (Г. Державин)?

    Лексический повтор Градация Оксюморон Антитеза

  • Слайд 36

    Какой троп используется в тексте:«Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился…» (А. Пушкин)

    Эпитет Метафора Метонимия Сравнение

  • Слайд 37

    Какой троп используется в тексте:«Злые волны, как воры, лезут в окна…» (А. С. Пушкин)

    Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение

  • Слайд 38

    Какая стилистическая фигура используется в тексте:«Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги» (В. А. Жуковский)?

    Лексический повтор Градация Оксюморон Эллипсис

  • Слайд 39

    Проанализируйте данное стихотворение с точки зрения изобразительно-выразительных средств

    Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты – Она тревожна, как листы, Она, как гусли, многострунна, Житейский вихрь её терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твоё легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье…

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке