Презентация на тему "Психология взрослости"

Презентация: Психология взрослости
Включить эффекты
1 из 74
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (3.09 Мб). Тема: "Психология взрослости". Предмет: психология. 74 слайда. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.4 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Психология взрослости
    Слайд 1

    Психология взрослости

    Гурова Елена Васильевна

  • Слайд 2

    Психология взрослости

    Литература http://www.koob.ru

  • Слайд 3

    Литература http://www.koob.ru

  • Слайд 4

    Литература http://www.koob.ru

  • Слайд 5

    Структура курса Психология взрослости

    Введение История Границы Взрослость как возраст Кризисы взрослости Ранняя взрослость Физическое и когнитивное развитие Средняя взрослость Психосоциальное развитие Личностное развитие Отношения Общение Профессиональная деятельность Мотивы самосознание Эмоции и чувства

  • Слайд 6

    Взрослость как предмет научного исследования

    Взрослый человек как объект исследования в психологии Исследования взрослости вотечественной и зарубежной науке Проблема возрастной периодизации Взрослость как особый возраст Понятие «зрелость» и ее критерии Возрастные задачи развития в период взрослости

  • Слайд 7

    Акмеология Взрослый человек Психология развития и возрастная психология Психология личности

  • Слайд 8

    Темперамент Характер Способности Мотивы и потребности (направленность) Эмоции Воля Психология личности

  • Слайд 9

    Методологические основы изучения личности взрослого человека были заложены С.Л.Рубинштейном «Психология жизненного пути» 1889 - 1960 Психология личности

  • Слайд 10

    Позднее разрабатывались и другие подходы: Стратегия жизни (К.А.Абульханова) Психология жизненных событий (А.А.Кроник, Р.А.Ахмеров ) Психологическое время личности (Е.И.Головаха) Психология судьбы человека (Е.Ю Коржова) Психология личности

  • Слайд 11

    это многомерное состояние взрослого человека показывает, насколько он состоялся как: физический индивид личность (гражданин, супруг, родитель и т.д.) специалист в какой либо деятельности Акмеология греч. akme – вершина расцвет наука о совершенствовании человека

  • Слайд 12

    новая наука – 1980 гг. закрывает "белое пятно« в человекознании изучает процесс развития человека на этапе взрослости: закономерности факторы условия самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям жизни и деятельности Акмеология Кузьмина Нина Васильевна Бодалев Алексей Александрович Деркач Анатолий Алексеевич

  • Слайд 13

    Психология развития и возрастная психология Взрослость как этап онтогенеза человека как психологический возраст Психология взрослости

  • Слайд 14

    раздел психологии развития, изучающий закономерности развития психики взрослого человека: обоснование критериев взрослости выделение хронологических границ построение периодизации определение факторов развития Психология взрослости

  • Слайд 15

    Взрослость как самостоятельный возраст: социальная ситуация развития ведущая деятельность особенности общения новообразования в личностной и интеллектуальной сферах кризисы развития Психология взрослости Новое направление

  • Слайд 16

    Трудности исследования: Наиболее длительный период развития Взрослость – это многомерное состояние Много видов (социальная, психологическая, биологическая и т.д) Гетерохронность достижений в разных сферах Психология взрослости

  • Слайд 17

    Множество признаков: новый характер развития – саморазвитие, самосовершенствование развитие в меньшей степени связан с физическим ростом и когнитивном совершенствованием способность успешно преодолевать трудности преодоление зависимости развитое чувство ответственности самостоятельность в постановке задач и целей новые черты характера: инициативность, уверенность,целеустремленность Психология взрослости Трудности исследования

  • Слайд 18

    Психология возрастных кризисов (К.Юнг, Д.Левинсон, В.И. Слободчиков), Этот подход позволяет выделить стабильные и кризисные развития Возрастные категории взрослости в психологической науке проработаны плохо Психология взрослости

  • Слайд 19

    2. Исследования взрослости в отечественной науке

    18 55/60 Генетическая теория завершение процессов развития, стационарное состояние Геронтология взрослость начало развертывания инволюционных процессов эталон Взрослость «период психической окаменелости», или «мертвое плато» (Э.Клаперед) Взрослость – период, арестованный началом и концом жизненного пути (А.Бандура)

  • Слайд 20

    Впервые задача изучения взрослости была поставлена в 1928 г. Без взрослости невозможно создать целостную картину развития человека и построить полную возрастную периодизацию Зрелость – особый этап в жизни Главный критерий – высокая эффективность в разных сферах жизни и профессиональной деятельности (акме) Н.А. Рыбников 1890-1961

  • Слайд 21

    Первым организовал широкомасштабные исследования психического развития человека в период взрослости (1965 – 1968 гг.) Б.Г. Ананьев 1907—1972 Онтопсихология наука о развитии личности Онтос - бытие

  • Слайд 22

    Выборка и организация исследования 1800 человек от 20 до 65 лет развитие человека изучалось по отдельным годам жизни использовался лонгитюд Это позволило обнаружить определенные закономерности — разнообразные механизмы, фазы и переходные периоды в развитии взрослого человека

  • Слайд 23

    развитие человека носит непрерывный характер природа изменений психофизиологических функций в период взрослости разнородна и противоречива: повышение, стабилизация, понижение и вновь повышение изменения различных функций происходят неравномерно Открытие

  • Слайд 24

    процесс обучения в период взрослости оказывает положительное воздействие на людей: совершенствуется интеллект, психическая регуляция задерживается процесс старения не только на интеллектуальном уровне, но и психофизиологическом

  • Слайд 25

    В современной отечественной науке исследования в области возрастной психологии взрослости связаны с изучением: психофизиологических изменений в период взрослости (Б.Г. Ананьев) внутриличностной, мотивационно-смысловой динамики (Б.Г.Братусь) особенностей обучения и профессионализации взрослых (Л.И.Анцыферова, .И.Подольский)

  • Слайд 26

    2. Проблема психологии взрослости в зарубежной науке

    изучена в большей степени несколько направлений: психологическое содержание стадий возрастного развития взрослых и механизмы развития (Д.Левинсон,Дж. Хейвигхерст, М. Пек, Э.Эриксон, К.Юнг) адаптивность взрослого человека, влияние событий жизни на индивидуальное развитие (Cni, Vaillant, Hultsch and Plemons, Lieberman) соотношение постоянного и изменяющегося в личности на протяжении жизненного пути(Б. Нюгартен . P.Costa, R.R.McRae)

  • Слайд 27

    Карл Юнг о взрослости

    Первым обратил внимание на специфику развития личности в зрелом возрасте Сравнивал жизнь человека с движением солнца: 4 периода Швейцария, 1875-1961

  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Карл Юнг о взрослости

    Ранняя взрослость - человек энергичен, импульсивен, страстен, но еще зависим от других Это – период жизни, когда человек овладевает профессией, женится, заводит детей, обретает общественное положение

  • Слайд 30

    Середина жизни – достигнуты две цели: определенный финансовый статус и продолжения рода Возникает опрос: "Что же является целью во второй половине жизни?»

  • Слайд 31

    К концу тридцатых – началу сороковых годов жизни происходит радикальная смена ценностей Юношеские интересы и стремления заменяются новыми, более культурными и менее биологическими Человек среднего возраста становится более интровертированным и менее импульсивным Мудрость и прозорливость приходят на смену физической и умственной энергичности Ценности личности сублимируются в социальные, религиозные, гражданские и философские символы Человек становится более духовным

  • Слайд 32

    Карл Юнг о взрослости

    Во второй половине жизни и у мужчин, и у женщин ярче проявляются черты противоположного пола Женщины: конкурентность, решительность, жесткость, агрессивность Мужчины: мягкость, зависимость, сентиментальность Этот период – решающее событие человеческой жизни Стремление сохранять прежние цели неплодотворно Если человек "застревает" на них, это приводит к неудовлетворенности, неврозам, страху старости и смерти

  • Слайд 33

    Карл Юнг о взрослости

    Люди во второй половине жизни начинают использовать психологический резерв свойств противоположного пола, который был нереализован ранее, когда личность осваивала и расходовала гораздо больше гендерно-специфичных черт

  • Слайд 34

    Во второй половине жизни человек воссоединяется с человеческим родом, снова становится его частью начинает с большей охотой делиться чем-то с другими (добровольно посвящать свое время общим делам, заниматься строительством, садоводством, искусством), чем разрушать обращает больше внимания на свои чувства — осознаваемые и неосознаваемые Для молодости характерна тема поиска своей настоящей сути, а для целостной личности ведущей является идея вклада в общий опыт Юнг предполагал, что конечная цель коллективного бессознательного и самореализации — достижение высочайшего, то есть, духовного уровня опыта

  • Слайд 35

    Теория Э. Эриксона

    Эго психология Ключевое понятие - идентичность личности Каждый человек от рождения до смерти проходит через восемь стадий развития идентичности Каждый возраст характеризуется определенной эволюционной задачей и двумя возможными полюсами становления личностной идентичности - положительным и отрицательным 1902-1994, США

  • Слайд 36

    "Средний возраст", по Эриксону, охватывает период от 30 до 60-65 лет Позитивный полюс –развития это время является формирование производительности (generativity), которая у мужчин выражается преимущественно в творчестве, а у женщин - в рождении и воспитании детей

  • Слайд 37

    Генеративность

    чувство неуспокоенности Продуктивность, производительность Забота о воспитании нового поколения Продуктивная трудовая деятельность Индивидуальное творчество

  • Слайд 38

    Теория Э. Эриксона

    Во все, что делает человек, вкладывается частичка его "Я", и это приводит к личностному обогащению Отрицательный полюс идентичности - сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою (stagnation) В этом случае возникает "физическая и психологическая инвалидизация" личности застой

  • Слайд 39

    3. Проблема возрастной периодизации развития взрослого человека

    Периодизация - выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития Существует много периодизаций взрослости, при этом ученые выделяют различные основания в качестве критерия периодизации Но экспериментальных подтверждений они не имеют

  • Слайд 40

    Древняя китайская классификация

  • Слайд 41

    Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э)

    Первый период 0-7 лет Второй период 7-14 лет Третий период 14-21 год Четвертый период 21-28 лет Пятый период 28 - 35 лет Шестой период 35-42 года Седьмой период 42- 49 лет Восьмой период 49-56 лет Девятый период 56 – 63 лет Десятый период 63-70 лет Цикл – 7 лет

  • Слайд 42

    Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.)

    Период становления 0-20 лет (весна) Молодость 20-40 лет (лето) Расцвет сил 40-60 лет (осень) Старость и угасание 60-80 лет (зима) времена года

  • Слайд 43

    Стадии развития личности по Э.Эриксону

    идентичность 1902-1994, США

  • Слайд 44

    Периодизация развития взрослого человека Ш.Бюлер (1893 – 1974, Германия)

    самоопределение

  • Слайд 45

    Периодизация психического развития человека Дж . Биррена(1964, США)

  • Слайд 46

    Периодизация психического развития человека Д.Бромлей (1966, Англия)

    В классификации Д. Бромлея (1966) выделяются пять циклов развития: 1.внутриутробный 2.детство 3.юность 4.взрослость 5. старость При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость - 21-25 средняя взрослость - 25-40 поздняя взрослость - 40-55 переходная стадия - 55-65 социальные и психологические характеристики

  • Слайд 47

    Периодизация психического развития В.И. Слободчикова

    субъектность - основа личности интегральная способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и саморефлексии собственной деятельности и своего я (индивид, личность, индивидуальность) Доктор наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института педагогических инноваций РАО Субъектность

  • Слайд 48

    Периодизация психического развития В.И. Слободчикова

    4. Стадия индивидуализация: кризис юности: 17–21 год молодость: 19–28 лет кризис молодости: 27 -33 года взрослость: 32–42 года 5. Стадия универсализация: кризис взрослости: 39–45 лет зрелость: 44 года-66 лет кризис зрелости: 55–65 лет старость: 62 года 1) оживление 2) одушевление 3) персонализация

  • Слайд 49

    Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве в 1965 г.

  • Слайд 50

    Периодизация психического развития взрослого человека

    «Остается белым пятном» - Б.Г. Ананьев Нижняя граница колеблется от 16 до 25, средняя - от 20 до 55, верхняя - от 55 до 75 Границы очень условны и размыты Это объясняется разными принципами построения Четкие методологические основания периодизации взрослости все еще остаются малоразработанными Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития но все авторы отмечают неоднородность зрелости, фазность в развитии взрослого человека в течение жизни

  • Слайд 51

    Осуществление периодизации взрослости связано с определенными трудностями: нахождение объективных критериев неравномерность и гетерохронность развития (психологическое, социальное, физиологическое) влияние социокультурных условий жизни взрослого человека развитие в период взрослости приобретает качественно новую форму саморазвития сочетание процессов эволюции и инволюции роль духовного аспекта - начала в жизни взрослого человека

  • Слайд 52

    4. Взрослость как особый возраст

    Социальная ситуация развития – система отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности человека Понятие введено в науку Л.С. Выготским Рассматривается учеными в качестве основного условия личностного развития, т.к. меняется самим человеком в соответствии с возможностями 1896 - 1934 социальная ситуация развития

  • Слайд 53

    Личный мир Профессиональный мир Мир семьи стремление к самостоятельности и независимости осознание ответственности и готовность принять ее социальная ситуация развития

  • Слайд 54

    Ранняя взрослость 21-25 Полное включение во все виды социальной активности: овладение ролью взрослого человека правовая зрелость избирательные права экономическая самостоятельность и ответственность Отделение от родительской семьи Продолжается профессиональная подготовка, освоение профессии и начало трудовой деятельности Стремление к признанию в референтных группах и к близким дружеским связям с другими людьми Поиск партнера для жизни Возникновение собственной семьи и освоение семейных ролей Рождение ребенка и освоение родительской роли социальная ситуация развития Д. Бромлей

  • Слайд 55

    Средняя взрослость 25-40 Годы пик для интеллектуальных достижений Консолидация социальных и профессиональных ролей по роду службы Профессиональное мастерство Лидерство и старшинство среди сотрудников Расцвет семейной жизни Накопление материальных средств Помощь детям и престарелым родителям Легкий упадок физических и умственных функций (при мах. нагрузках) Д. Бромлей социальная ситуация развития

  • Слайд 56

    Поздняя взрослость 40-55 Продолжение установления специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других Уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни (возвращение некоторых женщин к служебной роли) Менопауза Дальнейший упадок физических и умственных функций Д. Бромлей социальная ситуация развития

  • Слайд 57

    переходная стадия - 55-65 Предпенсионный возраст Более очевидный упадок физических и умственных функций, Дальнейшее ослабление сексуальных функций и интересов Это годы «пик» для наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, власти и авторитета Частичная освобожденность от занятий и отбор наиболее интересных для личности общественных дел Изменение всей мотивации в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни Ожидание старости или сопротивление ее наступлению Д. Бромлей социальная ситуация развития

  • Слайд 58

    Максимальная реализация сущностных сил человека Стремление к высшим достижениям в разных областях: физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной ведущая деятельность

  • Слайд 59

    4. Взрослость как особый возраст и

    Опыт (30-40) Мастерство (40-50) Авторитет Наставничество 1. Профессиональное самоопределение 2. Профессиональная подготовка 3. Адаптация к профессии 4. Регулярная профессиональная деятельность Ранняя взрослость На всех этапах есть определенные трудности ведущая деятельность Этапы развития профессиональной деятельности

  • Слайд 60

    4. Взрослость как особый возраст

    Профессиональных качеств Профессионального типа личности Проблема профессиональной деформации личности и профессионального выгорания Творчество продуктивность Профессионализм ведущая деятельность Профессиональная деятельность влияет на становление

  • Слайд 61

    центральное новообразование взрослости зрелость

  • Слайд 62

    Соотношение понятий

    акме Многие ученые используют термины взрослость и зрелость как синонимы Взрослость часто называют периодом зрелости За этой синонимичностью стоит предположение, что взрослость нормативно является возрастом достижения зрелости Взрослость как возраст это самый продолжительный период Это самый социально активный и продуктивный период жизни человека взрослость зрелость

  • Слайд 63

    5. Зрелость и ее критерии

    заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание изменяется система отношений с окружающим миром – включение во все сферы общественной жизни определяется жизненный путь наступает расцвет творческих сил наблюдается проявлений того активного отношения к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества этот период интеллектуальных достижений, социальной активности это возраст достижения зрелости зрелость Зрелость – качество в психическом развитии человека Это одно из основных возрастных новообразований периода взрослости

  • Слайд 64

    Словарь русского языка: «зрелость»: 1)состояние организма достигшего полного развития; зрелый возраст; 2) перен.: высокая степень развития, совершенства; зрелость мысли прилагательное «зрелый»: созревший, спелый; достигший полного развития; возмужалый; характерный для человека, достигшего полного развития (о возрасте, поре жизни); полностью сложившийся; достигший опытности, мастерства; тщательно взвешенный, обдуманный; свидетельствующий об опытности, мастерстве

  • Слайд 65

    Прямое значение - полнота развития организма, развития того, что было Переносное значение - «обдуманный», «тщательно взвешенный»: зрелый человек, зрелое решение, зрелый поступок Этот смысл относится скорее к проявлениям характера человека, его поведению, поступкам, мыслям, ценностной позиции, выполнению ролей, установкам Образ зрелости – дерево, покрытое зрелыми, крупными плодами Внутреннее переживание – «Мне многое по плечу» зрелость

  • Слайд 66

    Понятие «зрелость» используется многими признанными исследователями развития взрослой личности Адлер, Гоулд Ловингер, Олпорт, Фрейд, Эриксон, Юнг и др. Б.Г. Ананьев, К.А.Абульханова Славская, В.И.Слободчиков, А.А. Реан, Братусь Акцент на разных сторонах зрелости: способность реагировать на изменяющиеся условия социальной жизнедеятельности и успешно приспосабливаться к ним (Datan, Ginsberg) ответственность за свою субъектность (Слободчиков) переход от поддержки со стороны окружения к самоподдержке (Perls) возможность интеграции понимания себя с пониманием других (Loevinger) и т.д. зрелость

  • Слайд 67

    5. Зрелость и ее критерии

    К. Г. Юнг – принятие ответственности Э.Фромму - забота, ответственность, уважение и знание К. Роджерс - осознанность, свобода быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором Черты зрелой личности в разных концепциях перекликаются или даже совпадают Но их диапазон слишком велик зрелость

  • Слайд 68

    Г. Олпорт широкие границы «Я» (активность в разных сферах) способность к теплым социальным отношениям наличие самопринятия реалистичное восприятие опыта способность к самопознанию чувство юмора наличие определенной жизненной философии Б. Ливехуд - три основных свойства зрелого человека: Мудрость Мягкость и снисходительность Самосознание зрелость

  • Слайд 69

    Ананьев Б.Г. - свойства зрелой личности : 1. Ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идёт не так. 2. Способность оставаться верным своей цели и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения). 3. Живёт спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью. 4. Высокая степень принятия себя и других, в том числе различных сложностей человеческой натуры и т.д. А. А. Реан – попытка обобщить: • ответственность; • терпимость; • саморазвитие; • позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир зрелость

  • Слайд 70

    Характеристиками зрелой личности называют: 1) развитое чувство ответственности 2) потребность в заботе о других людях 3) способности к: активному участию в жизни общества; эффективному использованию своих знаний; психологической близости с другим человеком; конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации зрелость

  • Слайд 71

    5. Зрелость и ее критерии

    В рамках одной парадигмы проблема зрелости рассматривается на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и познания Б.Г.Ананьев выделяет зрелость человека как: индивида – физическая зрелость личности – социальная, (гражданская) зрелость субъекта познания и труда - умственная зрелость Эти виды зрелости во времени не совпадают Применительно к другой системе понятий выделяют зрелость: интеллектуальную эмоциональную личностную социально-психологическую нравственную профессиональную и т.д. зрелость

  • Слайд 72

    6. Возрастные задачи развития в период взрослости

    Э. Эриксон Достижение интимности и близости в отношениях Физическая близость двоих людей Способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя Достижение идентичности Даниэл Левинсон основная задача взросления складывается из четырех составляющих: • Увязать мечты с реальностью • Найти наставника • Обеспечить себе карьеру • Наладить интимные отношения

  • Слайд 73

    Роберт Хейвигхерст (Havighurst) выделил в жизни человека в период средней взрослости основные события, обозначив их как жизненные задачи: Ранняя взрослость - начало семейной жизни и карьеры Средняя взрослость - поддержание того, что мы создали ранее, а также адаптация к физическим и семейным изменениям Поздние годы – адаптация к другим аспектам жизни

  • Слайд 74

    •Задачи периода ранней взрослости • Выбрать супруга • Научиться жить с партнером по браку • Начать семейную жизнь • Воспитать детей • Вести домашнее хозяйство • Начать профессиональную деятельность • Принять гражданскую ответственность • Найти близкую по духу социальную группу Задачи периода средней взрослости • Достичь гражданской и социальной ответственности взрослого • Установить и поддержать экономические стандарты жизни • Организовать досуг • Помочь детям подросткового возраста стать ответственными и счастливыми взрослыми • Создать отношения с супругом как с личностью • Принять физиологические изменения среднего возраста и адаптироваться к ним • Адаптироваться к стареющим родителям

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке